урок по алгебре 9 класс относительная частота случайного события
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Нураева Эльвира Владимировна

Метапредметная тема: Судьба – расчет?

Предметная тема: Относительная частота случайного события.

Класс: 9 класс.

Цели урока: рассмотреть основные понятия теории вероятности: ввести понятия «случайное событие», «относительная частота случайного события»; выработать умения решать простейшие задачи с использованием этих понятий. 

Знания и умения: формирование умений и  навыков решения задач на определение относительной частоты случайного события.

Учебная задача:

1.Формирование системы по изучению понятия события;

2.Формирование системы фактов «случайное событие», «относительная частота случайного события», «статистический подход» в курсе математики.

3.Выявить позицию учащихся к проблеме судьбы.

4.Создать условия для переосмысления прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.

                                                                                             

Тип урока: урок изучения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

МЕТОДИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР»

Разработка урока алгебры в 9 классе

по теме: «Относительная частота случайного события»

Учитель: Нураева Э.В.

с. Степное

2013г.

Метапредметная тема: Судьба – расчет?

Предметная тема: Относительная частота случайного события.

Класс: 9 класс.

Цели урока: рассмотреть основные понятия теории вероятности: ввести понятия «случайное событие», «относительная частота случайного события»; выработать умения решать простейшие задачи с использованием этих понятий.  

Знания и умения: формирование умений и  навыков решения задач на определение относительной частоты случайного события.

Учебная задача:

1.Формирование системы по изучению понятия события;

2.Формирование системы фактов «случайное событие», «относительная частота случайного события», «статистический подход» в курсе математики.

3.Выявить позицию учащихся к проблеме судьбы.

4.Создать условия для переосмысления прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.

                                                                                

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, повторение теоретического материала.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний.

5. Информация о домашнем задании.

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.

На доске заранее развешаны понятия: удача, счастье, фортуна, предопределение, провидение, судьба, фатализм, случайность.

«Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет»  

Сковорода Г.С.

  1. Сообщение темы и цели урока.

                             (просмотр отрывка повести «Фаталист» М.Ю. Лермонтова)

           Ребята, вы верите в судьбу? (Ответы) Вот сегодня мы как раз и поговорим об этом очень неоднозначном понятии, попытаемся выяснить ваши позиции, и еще раз поучимся отстаивать свою точку зрения. А как понятие «судьба» может быть связано с математикой? (Ответы) Попробуйте назвать тему нашего урока. (Ответы) Я тоже думала над этим вопросом и решила озаглавить наш урок так: «Судьба – расчет?». Мы попробуем выяснить, равносильны ли эти два понятия.

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.

Для того чтобы постараться ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним:

1.Что означает запись n!? Найдите значение выражения .

2.Что называется перестановкой из n элементов?

3.Что называется размещением  из n элементов по k?

4.Что называется сочетанием  из n элементов по k?

5.Запишите формулы.

III. Изучение нового материала.

            Нам нередко приходится проводить наблюдения, опыты, участвовать в экспериментах или испытаниях. Часто подобные исследования заканчиваются некоторым результатом, который заранее предсказать нельзя.

Если открыть книгу наугад, то невозможно знать заранее, какой номер страницы вы увидите. Мы твердо знаем, что лето кончится, наступит осень, а затем зима. Но невозможно сказать заранее, будет эта зима теплой или холодной. Как правило, наблюдения или эксперимент определяются каким-то комплексом условий. Например, футбольный матч должен проходить по правилам.

Событием называется результат наблюдения, опыта, эксперимента.

Случайным событием называют такой результат наблюдения или эксперимента, который при соблюдении определенных условий может произойти, а может и не произойти.

Закономерности случайных событий изучает специальный раздел математики, который называется теорией вероятностей.

Событие случайное, если нельзя утверждать, что это событие в данных обстоятельствах непременно произойдет.

Представим, что выпущен 1000000 лотерейных билетов и разыгрывается один автомобиль. Можно ли, приобретя один лотерейный билет, выиграть этот приз? Конечно, можно, хотя это событие маловероятно. А если будут разыгрываться 10 автомобилей? Ясно, что вероятность выигрыша увеличится. Если же представить, что разыгрываются 999999 автомобилей, то вероятность выигрыша станет намного большей.

Следовательно, вероятности случайных событий можно сравнивать.

Люди давно заметили, что многие события происходят с той или иной, на удивление постоянной, частотой.

 Начиная с ХVІІІ в. многие исследователи проводили серии испытаний с подбрасыванием монеты.

В таблице приведены результаты некоторых таких

Исследователь

Количество подбрасываний

монеты

Количество выпадений

герба

Частота выпадения

герба

Жорж Бюффон

(1707–1788)

4040

2048

0,5069

Огастес де Морган

(1806–1871)

4092

2048

0,5005

Уильям Джевонс

(1835–1882)

20 480

10 379

0,5068

Всеволод Романовский

(1879–1954)

80 640

39 699

0,4923

Карл Пирсон

(1857–1936)

24 000

12 012

0,5005

Уильям Феллер

(1906–1970)

10 000

4979

0,4979

По приведенным данным прослеживается четкая закономерность: при многократном подбрасывании монеты частота  появления герба незначительно отклоняется от числа 0,5.Следовательно, можно считать, что вероятность события «выпадение герба» приблизительно равна 0,5. В каждом из рассмотренных примеров использовалось понятие частота случайного события. Эту величину мы вычисляли по формуле:

Далее по частоте мы оценивали вероятность события, а именно: вероятность случайного события приближенно равна частоте этого события, найденной при проведении большого  количества испытаний (наблюдений).

Такую оценку вероятности случайного события называют статистической. Ее используют в разных областях деятельности человека: физике, химии, биологии, страховом бизнесе, социологии, экономике, здравоохранении, спорте.

Вводимые обозначения:

А – событие;

т – число испытаний, при которых произошло событие А;

п – общее число испытаний;

     Р(A) =  – относительная частота случайного события.

Проблемный вопрос: Почему важна относительная частота события?

Пример.

Иван попал в мишень 3 раза, Петр – 4. Кто из них лучше стреляет?

Можно ответить, что Петр – лучше, так как больше число попаданий. Но мы не знаем, сколько у каждого было попыток. Например, Иван сделал всего три выстрела и попал все три раза, относительная частота попадания Р(A) =  = 1. А Петр сделал серию из 20 выстрелов и попал всего четыре раза: Р(A) =  = 0,2.)

IV. Закрепление знаний

№ 787

Решение

Событие А – появление нестандартной детали;

т = 12 – число нестандартных деталей;

п = 1000 – общее число деталей;

Ответ: 0,012

№ 788

Решение

Событие А – солнечный день;

т = 46 – число солнечных дней за указанный    период;

п = 31+31=62 – общее число дней в указанном периоде;

Ответ: 

№ 791

Решение

а)

Событие А – появление в тексте буквы «в»;

т = 6 – количество букв «в» в тексте;

п = 164 – общее количество букв в тексте;

Ответ:0,037

б)

Событие А – появление в тексте буквы «м»;

т = 6 – количество букв «м» в тексте;

п = 164 – общее количество букв в тексте;

Ответ:0,037

Дополнительные задачи:

  1. Из 9 «А» класса, в котором 27 учеников, по жребию выбирают двух дежурных в столовую. Какова вероятность того, что дежурить будет ученик этого класса Иванов Дима?
  2. Из класса, в котором учатся 15 девочек и 10 мальчиков,  выбирают по жребию одного дежурного. Какова вероятность, что это будет мальчик?

V. Домашнее задание

п.35, № 792, №793

VI. Подведение итогов

Вернемся к произведению «Фаталист». Проанализируйте спор Вулича и Печорина. (Ответы) А теперь рассмотрим «спор» пьяного казака и Печорина. Почему ему удалось схватить казака? (Ответы)

Таким образом, мы приходим к выводу, какому? Что еще все-таки у нас утверждает М. Ю. Лермонтов своим произведением и повестью “Фаталист” в частности? Вывод: наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас она зависит.

        Какими красками окрашен сегодняшний урок и почему? (Ответы)

Благодарю всех за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока алгебры в 9 классе по теме "Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий".

Урок разработан по пп. 34-35 учебника "Алгебра-9" авт. Макарычев Ю.Н. и др. Доминирующая технология - проблемное обучение : побуждающий и подводящий диалог,  большая доля самостоятельной работы, ...

Интегрированный урок: алгебра и литература. 9 класс. Относительная частота случайного события.

Включение в школьный курс математики элементов теории вероятностей является одним из важных аспектов модернизации содержания математического образования на современном этапе. Данный урок рассматривает...

Интегрированный урок алгебра + английский язык.Тема. Относительная частота случайного события.

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Не является исключением и иностранный язык. Напротив, по своей сути, школьный предмет «Иностранный язык» является интегрированным. Он весь...

Алгебра 9 класс "Относительная частота случайного события"

Формирование у учащихся понятие относительной частоты случайного события; Формирование умения находить относительную частоту случайного события; ...

урок алгебра 9 класс тема Относительная частота случайного события

урок алгебра 9 класс по учебники Макарычева тема Относителтная частота случайного события...

Конспект урока "Виды событий. Относительная частота случайного события"

Виды событий. Относительная частота случайного событияЦель урока: организация деятельности учащихся по усвоению основных понятий теории вероятностей.Задачи урока:образовательные: создать условия для а...