Развитие самостоятельности учащихся на занятиях по математике
консультация по алгебре (5 класс) на тему

Кичигина Надежда Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Кичигина Надия Хамзеевна,

учитель математики,

 МБОУ №16,

г.Хабаровск

Развитие самостоятельности учащихся на занятиях по математике

Современные тенденции развития школьного образования определили проблему развития самостоятельности как дну из ведущих. Это связано с тем, что объём информации, подлежащей усвоению в системе школьного образования, неуклонно возрастает, а сроки обучения учащихся не могут увеличиваться, и тут большую роль играет то насколько ученик сам хочет учиться. В связи с этим, основой школьного образования является самостоятельная работа ученика. Именно она формирует готовность к самообразованию, создаёт базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возможность постоянно повышать свое образование, а если нужно переучиваться, быть сознательным и активным гражданином и созидателем.

В связи с этим возникает проблема – как эффективно организовать развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения математике.

Сформулируем критерии развития самостоятельности, которые мы будем использовать при разработке технологии развития самостоятельности учащихся при изучении математики:

  1. Самостоятельность это одно из ведущих качеств личности. Оно не даётся человеку с рождения, а формируется по мере его взросления.
  2. Наивысшей ступенью развития самостоятельности является творчество.
  3. Самостоятельная работа является формой развития самостоятельности.
  4.  Именно внутренние личностные изменения субъекта деятельности являются обязательным условием порождения и развития самостоятельности.
  5. Самостоятельность проявляется в умении учащихся ставить цели, проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
  6. Самостоятельная работа предполагает высокий уровень развития самостоятельности учащихся. Эта работа требует от учащихся самостоятельной разработки новых способов решения задач, самостоятельного определения целей и разработки плана  действий.

            Анализ всех методик показал, что самостоятельность является неотъемлемым качеством личности человека. И у каждого это качество находится на определённом уровне. Задача математики развить данное качество как можно сильнее. Авторы выделяют различные способы и приёмы, способствующие этому развитию. Так А. А. Гин описывает специальные методические приёмы, С.И. Демидова и Л.О. Денищева выделяют четыре этапа урока, на которых можно использовать различные виды с/р (с/р с текстом, с/р на практических занятиях, с/р дома). Также они предлагают сочетать самостоятельность с различными видами деятельности учащихся. Методика Эрдниевых направлена на развитие самостоятельности учащихся во время практических занятий. Также как и Эрдниевы О.Б. Епишева не даёт чёткого определения самостоятельности, не классифицирует виду с/р, но по Епишевой добиться высокого уровня самостоятельности можно через процессы самовоспитания, саморазвития, самообразования. В.А. Далингер предлагает использовать следующие методы обучения: наглядный, выполнение однотипных заданий, перенос ЗУН на новые условия и приёмы обучения: игра,  работа с таблицей.

Проведенный анализ литературы и содержание тем по математике позволяет сформулировать цели технологии, направленной на развитие самостоятельности учащихся.

Развивающие цели:

  1. Совершенствование  умений видеть проблему и формулировать её.
  2. Развитие умений ставить конкретную цель и самостоятельно выбирать средства для её достижения.
  3. Развитие умений аргументировать свой ответ.

Воспитательные цели:

  1. Воспитание активности учащихся и учебной самостоятельности.
  2. Формирование умения слушать и слышать преподавателя.
  3.  Воспитание усидчивости и целеустремлённости.

Образовательные цели:

  1. Обеспечить усвоение учащимися всех ключевых фактов по математике и отработать умения использовать их на практике.
  2. Развивать умения работать с учебником, компьютером.

Исходя из обозначенных целей, мы будем придерживаться следующих концептуальных положений:

1.        Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности,        выражающееся в умении поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать сознательно не только в знакомых ситуациях, но и при принятии нестандартных решений.

  1. Самостоятельная работа учащегося есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на занятиях, что мотивирует самостоятельное её решение, углубление и продолжение в свободное время. Соответственно организуемая и управляемая преподавателем учебная работа учащегося  должна выступать в качестве определённой присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению учебным предметом (И. А. Зимняя).
  2. Самостоятельная работа – более широкое понятие, чем домашняя работа. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую в той или иной форме работу обучающегося. Но в целом это параллельно  существующая занятость учащегося по выбранной им из готовых или им самим выработанной программе усвоения какого – либо материала (И. А. Зимняя).
  3. Самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными её особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования (И. А. Зимняя).

Описание технологии:

1)Для развития самостоятельности учащихся, инициативы и умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации, предполагается как можно чаще ставить учащихся в новые для них условия. Для этого предполагается применять различные виды уроков: урок-консультация, урок-провокация, урок-диалог, а также урок с применением дидактических методов.

2)Для развития самостоятельности учащихся предполагается использование различных видов самостоятельных работ (с/р): с/р на уроках (самостоятельное доказательство теорем) , с/ р во время практических занятий (самостоятельное решение задач, выполнение тестовых заданий), с/ р вне учебных занятий (поиск дополнительных сведений по теме, исторических фактов).

3)Особенностью технологии  является и то, что предполагается не только конспектирование учебного материала во время уроков, но и организация самостоятельной работы с книгой и электронной информацией. Это развивает у учеников умение отбирать необходимую информацию, вести записи.

4)Использование информационных технологий облегчает работу и ученика, и учителя.

Выполняя тест на компьютере ученик может сразу узнать свою оценку, а значит, и уровень своих знаний по пройденной теме. Кроме того, такое выполнение контроля знаний учитывает индивидуальные особенности студентов (кто – то  читает медленнее, кто – то быстрее, скорость мышления у всех разная).

В настоящее время вопрос о том, как развивать самостоятельность учащихся в школе, приобретает особый смысл. Это связано с тем, что все области науки, производства, управления, педагогики и искусства стали остро нуждаться в людях, предрасположенных к самостоятельности, а точнее к творчеству, что является наивысшей степенью развития самостоятельности, тем более что замечено некоторое снижение творческого потенциала студентов в процессе обучения.

В связи с этим, значимость разработанной технологии состоит в том, что  развитие самостоятельности учеников представлено как многофакторное явление, которое охватывает личностную сферу учащегося, средства воздействия на неё, содержание учебного материала, совокупность методов и средств обучения, которые необходимо выстроить в определённую систему.

        Существующие социально-педагогические способы и методы формирования самостоятельного человека перестали удовлетворять потребностям социального развития общества, поэтому остро встала проблема разработки и создания новых технологий по развитию самостоятельности у учащихся.

Список литературы

  1. Гин А. А.  Приемы педагогической техники / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 90 с.
  2. Далингер В. А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике / В. А. Далингер. – Омск: Омский институт повышения квалификации работников образования, 2000. – 156 с.
  3. Демидова С. И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике / С. И. Демидова, Л.О. Денищева.- М.: Просвещение, 2005. – 191с.
  4. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин // Учеб. Пособие для студентов высшего педагогического заведения. – М.: Академия, 2005. – 368с.
  5. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода / О. Б. Епишева // книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223с.
  6. Епишева О. Б. Учить школьников учиться математике / О. Б. Епишева, В. И. Крупич // Формирование приёмов учебной деятельности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 127с.
  7. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. – М.: Просвещение, 2008. – 160с.
  8. Жарова Л. В. Организация самостоятельной учебно- познавательной деятельности учащихся / Л. В. Жарова. – Л., 2009. – 79с.
  9. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 2005. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Самостоятельность - это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкост...

Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитан...

Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...

Развитие самостоятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена нобходимости развития самостоятельности школьников, особенностям развития самостоятельности на уроках технологии....

«Создание условий для развития самостоятельности учащихся через формирование умений работы с доступным инструментарием».

Система работы в восьмом классе на примере урока по теме: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»....

Развитие самостоятельности учащихся на уроках математики

В статье рассмотрены виды самостоятельных работ учащихся на уроках математики...

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....