ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья по теме

Самостоятельность - это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкость ума и поступков, предприимчивость и трезвый анализ происходящих в жизни ситуаций и явлений. Не «я объясню» - мы вместе догадаемся. Не «я покажу» - мы вместе сделаем. Не «я научу» - мы вместе достигнем..

Побеждает тот, кого влечет не мучительное «НАДО», а ликующее «ХОЧУ!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

О.Н. Садовская

МОУ СОШ №4, г. Тулун, Иркутская область, Россия 

Самостоятельность - это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкость ума и поступков, предприимчивость и трезвый анализ происходящих в жизни ситуаций и явлений. Не «я объясню» - мы вместе догадаемся. Не «я покажу» - мы вместе сделаем. Не «я научу» - мы вместе достигнем..

Побеждает тот, кого влечет не мучительное «НАДО», а ликующее «ХОЧУ!»

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют  сходство.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы.

Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов, их интеллектуального развития, но и нравственного.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Данная технология формирует у  современного ученика школы: умение видеть и решать проблемы, умение самостоятельно учиться, умение работать с информацией, способность иметь самостоятельную точку зрения и умение ее аргументировать, умение применять полученные знания для решения жизненных проблем, культуру общения.

Главный девиз обучающихся: "Берем ответственность на себя!" А это значит:  

  1. " Важно не только что мы учим, главное как!"
  2. " Помоги другому и поймешь сам"
  3. " Нам нужна информация и умение работать с ней"

По данной технологии обучающиеся работают в базовых группах, то есть более или менее постоянных группах, в которых ребята сработались и научились помогать друг другу, активно общаясь. Таким базовым группам можно предусматривать и домашние задания с учетом вклада каждого в общее задание. Это, разумеется, не значит, что эти ребята всегда во всех случаях должны работать как единая бригада. Общая система обучения предполагает и индивидуальную, самостоятельную работу и работу в разных группах, в том числе и объединенных и т.д., особенно, когда речь идет о работе над проектом. Тогда численность и состав групп диктуется другими факторами. Базовые группы хороши для усвоения нового материала, выполнения домашнего задания, подготовке к контрольным работам и тестам. Такие базовые группы помогают ребятам ближе сдружиться и перенести свои навыки сотрудничества не только учебную деятельность, но и на другие отношения.

Можно выделить три отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах:        

  1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
  2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
  3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса "как" ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.    Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой, предполагает владение учебным материалом каждым членом группы. Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие способы:

  1. выделите одного из учеников группы и попросите его рассказать об общем замысле решения задания.
  2. распределение учебного материала, видов деятельности между учениками по типу "пила". Оценка, которую получает группа, является как бы исходной, ее можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному, пр.;
  3. выберите по одному ученику из каждой группы и предложите им небольшую контрольную, тест.

        Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из главных целей учителя. Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:

  1. помогите обучающимся осознать зачем нужно то или иное умение, навык;
  2. помогите обучающимся понять из чего это умение, навык состоит;
  3. организуйте практику;
  4. убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком, умением;
  5. стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;
  6. создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
  7. стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

Рекомендуется сначала, пока и дети, и учитель привыкают к новым формам работы, стараться не создавать постоянных групп. Они должны оставаться постоянными только в течение работы над заданием, темой, проектом и т.д. Это может быть на протяжении одного-нескольких уроков. Если  видите, что в той или иной группе работа идет слаженно и активно в сотрудничестве, можно попробовать сохранить этот состав группы и на другое задание, на другую тему. В других же группах можно составы менять пока и там не наладится такая же активная слаженная работа. Этого может и не произойти и тогда придется составы групп постоянно менять. Но, если так произошло, что ребята сработались и научились помогать друг другу, активно общаясь, такие группы называются базовыми и их лучше оставлять постоянными на достаточно длительное время, пока не заметите каких-либо изменений в отношениях ребят к худшему.

Работая по данной технологии учитель приобретает новую, нисколько не менее важ ную для учебного процесса роль – роль организатора са мостоятельной познавательной,    исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накоплен ного человечеством. Он должен помочь ученикам само стоятельно добывать нужные знания, критически осмыс ливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению материала одного учебника и объяснений учи теля оказывается абсолютно недостаточно. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности.

  Литература:

  1. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении – М., Просвещение, 1991г.
  2. Редакция Ляудиса В.Я., Инновационная стратегия обучения.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб пособие / Е.С. Полат, и др.; Под ред Е.С. Полат. – М.: Изд центр «Академия», 199. -224с.)
  4. http://www.neuch.ru/referat/31156.html
  5. http://www.fos.ru/foreign/8577.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка"

При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе). У детей раз...

Создание ситуации успеха через использование технологии игры на уроках математики

В работе представлено обобщение опыта технологии игры на уроках математики. Имеется презентация....

Использование технологии сотрудничества на уроках английского языка.

В данном материале показан вариант межвозрастного сотрудничества в рамках недели иностранных языков между первым и одиннадцатым классами. Урок проводился в форме игры по станциям....

Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...

Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы

Актуальность данной темы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также спецификой работы, так как в школе обучаются  не только русские, но и дети разных национальнос...

Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС

 Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...

Статья по теме «Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики»

Современного обучающегося чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Это связано с недостаточным уровнем развития мы...