"Речевая деятельность на уроках математики как условие развития учащихся»
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Новый стандарт основного общего школьного образования рассматривает развитие речи учащихся как необходимый компонент личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Как работать над речью учащихся? Какие задания способствуют развитию речи? Как влияет развитие речи на организованное мышление?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевая деятельность на уроках математики как условие развития учащихся».
Учитель: Сафронович Т.Е.
В современном обществе часто можно услышать о «кризисе общения», о растущей некоммуникабельности людей. Так ребята, во время перемен не отрывают глаза от мобильных телефонов, вместо «живого общения» с одноклассниками. Изменение материальных условий жизни и условий образования, развитие компьютеризации, технических средств массовой коммуникации, расширение «дистантного общения» - всё это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, поэтому, сегодня достаточно остро стоит вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека, культуры его речевого поведения.
Новый стандарт основного общего школьного образования рассматривает развитие речи учащихся как необходимый компонент личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Отмечается необходимость усвоения обучающимися математической языка и речи, выделяется знание языка алгебры и геометрии, а также умения точно и грамотно выражать свои мыслив устнрой и письменной речи.
Предмет математика – сложный предмет и требует высокого умственного напряжения, развития мышления. Для сознательного усвоения знаний по математике необходимо умение логически мыслить, грамотно рассуждать, анализировать. Но в первую очередь ребёнок должен ясно, точно, кратко излагать свои мысли, правильно строить предложения. Не секрет, что сейчас дети мало читают или делают это бездумно, не могут выделить главную мысль прочитанного, пересказать материал. Внимание к важности грамотной математической речи формирует у учащихся и более внимательное отношение к тексту учебника.
Культура общения пронизывает всю педагогическую деятельность, так как ни одна из функций педагога, ни один из видов его деятельности не может осуществляться вне педагогического общения, вне профессионального речевого поведения.
Можно выделить три функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Первая обеспечивает получение суммы знаний, вторая формирует образ поведения, третья – навыки самостоятельного мышления. Все эти группы связывает одна принципиально важная функция - коммуникативная
Упрощенное понимание роли коммуникативной функции заключается в том, что в ней не видят, прежде всего, средство: общение способствует пониманию, доверию и не является самоцелью. Но ведь от культуры общения во многом зависит эффективность усвоения знаний, психологическое состояние учеников, влияющее, в конечном итоге, и на результативность образовательного процесса.
Бесспорно, что успехи учащихся в изучении математики находятся в прямой зависимости от культуры их устной и письменной математической речи. Если ученик отвечает на уроке грамотно, чётко, то он создаёт условия для работы всего класса по усвоению учебного материала. В этом случае его ответ, как правило, остальные учащиеся слушают с интересом и вниманием. И наоборот, если ученик говорит с трудом, не владеет терминологией предмета, он замедляет темп работы класса, затрудняет её, его слушают без интереса и внимания. В любом случае, при ответе ученика учителю следует обращать внимание на «засорённость» речи ученика словами-паразитами, так как при их употреблении искажают математические речевые обороты.
Чтобы формировать устную и письменную математическую речь школьника, учитель сам должен показывать её образцы. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны содействовать восприятию учащимися предмета изложения, процессу усвоения учебного материала. Если учитель рассказывает так, что его не надо переспрашивать, ему удается сэкономить время на ненужных вопросах и ответах, вызванных нелогичным изложением материала, то у учеников складывается цельность представления о том, что излагает учитель. При письменном оформлении заданий с точки зрения развития речи учителю необходимо требовать грамотность объяснительных текстов. Например, при решении текстовых задач, используя приём пояснения действий, целесообразно обратить внимание учащихся на то, что первым словом в пояснении должен быть не глагол, а существительное, которое объясняет, что найдено в данном действии. При решении задачи с помощью уравнения, целесообразно научить учащихся сразу, с 5 класса, делать разбор задачи, записывать условия для составления уравнения, логически правильно, аргументировано обосновать решение и аккуратно его записать.
Успешность усвоения учащимися учебного материала и развития речи зависит от предоставления больших возможностей учащимся говорить, излагать свои мысли, аргументировать свой ответ. Нельзя преуменьшать роль беседы, если она разумно сочетается с другими методами, а хорошо продуманные вопросы учителя действительно активизируют и координируют деятельность учащихся. Большую роль в усвоении математики играет овладение учащимися предметной терминологией.
Для развития речи при работе с терминами, следует обращать внимание на правильное чтение алгебраических выражений (н-р: названия букв по падежам не изменяются: 2у-читаем два игрек, 7х-семь икс; названия латинских букв х, у, z –мужского рода, а остальные среднего) и правильное употребление числительных.
Неумение учащихся владеть языком предметной области влечёт трудности восприятия учебной информации учителя, ответов других учащихся, осмысление учебного материала, грамотного выражения своих мыслей. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления. Решать эти задачи помогают математические диктанты.
Математические диктанты разнообразны:
- диктанты, составленные лишь из теоретических вопросов, созвучных тем, что приводятся в учебнике после каждой главы;
- диктанты, часть которых включает теоретические вопросы, но они подтверждаются рисунками, которые дают понимание, а часть – простейшие практические задания по соответствующей теме, не требующие больших записей;
- диктанты, полностью состоящие из практических заданий;
- словарные диктанты, служащие для проверки того, как учащиеся усвоили правописание математических терминов.
Всё сказанное выше, позволяет сформулировать вывод о взаимозависимости успешного освоения школьниками программного материала, системного развития речи учащихся, в том числе, их терминологической культуры, навыков коммуникативного общения и результативности образовательного процесса.
Формирование аргументированной речи на уроках математики является средством развития вербально - логического мышления. Посредством, которого человек становиться способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи. А человеческое мышление невозможно без языка. Формирование у учащихся строить своё высказывание таким образом, чтобы донести его смысл до слушателя является неотъемлемой частью формирования умений логически мыслить.
Важнейшей целью обучения математики является совершенствование умений предметной речи, то есть умение коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, с точки зрения предмета, излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Так же важно во время изучения математического материала учителю необходимо создавать ситуации громкой речи школьника. Для этого возможны различные формы организации работы по формированию внешней устной математической речи: опрос, беседа, дебаты и т.д. Цель опроса на уроке состоит не только в получении информации об уровне знаний и умений по данной теме, но и развитии умений, а также расширении диапазона навыков громкой речи. В сложных ситуациях опрос можно проводить по типу «интервью – лицом к лицу» на консультациях. Такая работа может проводиться на зачётах или устных мини – экзаменах, которые имеют не только контролирующую функцию, но и обучающую.
Учащимся заранее должны быть даны требования к устному ответу:
- Внимательно изучи вопрос. Выдели понятия, которые необходимо охарактеризовать, для этого в изучаемом тексте должны быть выдели ключевые слова, смысловые ряды, цели знаний;
- Выявить утверждения, которые требуют доказательства, продемонстрировать умение аргументировано проговорить это доказательство. (можно с опорой на подготовленный план ответа).
- Для этого можно разбить доказательство на отдельные шаги, логически правильно построить пошаговую цепочку. Проследить, что последняя фраза доказательства совпадала с требованием доказываемого утверждения;
- При оформлении задач на доказательство требования аналогичные.
Беседа должна быть правильно организованна в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут быть как традиционные задания, так и задания, над которыми надо – бы подумать, поразмышлять. В процессе беседы учащиеся должны учиться осуществлять моно - логическую речь, внимательно слушать, задавать вопросы и, вступая в диалог, аргументировано громко и чётко продемонстрировать свою точку зрения на изучаемую проблему.
Анализируя такую новую форму, как дебаты следует отметить, что это один из видов игровой деятельности.
Чтобы вести дискуссию необходимо уметь перевоплощаться, уметь выполнять такие операции как анализ, отбор материала, анализ текста оппонента, уметь демонстрировать сформированность психических процессов памяти, мышления, внимания и т.д., у учащихся должны быть сформированы отдельные виды деятельности, в значительной степени – речевой.
Целенаправленная продуманная работа по формированию аргументированной правильной устной речи учащихся на уроках математики обязательно даст результат и поможет успешно развивать словарно-логическое мышление школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Самостоятельность - это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкост...

Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...

Организация учебной деятельности на уроках математики в условиях школы пенитенциарной системы.
Технология индивидуального продвижения - это авторская модель организации образовательного процесса в КГКОУ "КВСОШ №11". В данном материале обобщается опыт работы в школе при исправительном учреждении...
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната...

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьниковПриоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не реп...
Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта
Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта...
