Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната
статья по алгебре на тему

Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_proektnoy_deyatelnosti.rar19.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                         МСКОУ школа-интернат

г. Павловский Посад

Выступление на региональном семинаре ПДС                                 «Наша новая школа»

Тема семинара: «Личностно-ориентированное обучение                    детей с ОВЗ».

Доклад на тему: «Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната».

Шимоторова Инна Викторовна, учитель математики                   МСКОУ школа-интернат                                                                                г. Павловский Посад

29 октября 2015 г.

Обучение математике в коррекционных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику. Необходимо решать сложную задачу - как сделать обучение доступным и интересным для школьников, которые отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, несформированностью основных мыслительных операций, быстрой утомляемостью и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность обучения и воспитания. Непременные условия эффективной работы - доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные  отношения. Положительный эффект в обучении даёт применение проектной технологии. Многочисленными исследованиями  было установлено, что проектная деятельность выступает как важный  компонент системы  продуктивного  образования  и  представляет  собой   нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов  через  активные способы   действий,   направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода (Слайд 2).

Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации (Слайд 3).

 Считаю, что основная цель проектов - способствовать развитию творческой личности и формирование системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся (Слайд 4).                                        

Проектную работу по теме «Способы быстрых вычислений» я проводила  в пятых-шестых классах (Слайд 5).

Этапы проекта (Слайд 6)

  1.  Подготовительный
  • Мотивация и целеполагание
  • Планирование
  •  Этап принятия решения

2. Основной

  • Этап выполнение проекта

3. Заключительный

  • Этап защиты проекта
  • Этап проверки и оценивания результата

Деятельность (Слайд 7)

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая

На подготовительном этапе проекта была проведена вводная беседа по картине Н.П. Богдана- Бельского «Устный счёт» (Слайд 8). Определены цели и задачи проекта (Слайд 9). Каждый учащийся получил список рекомендуемой литературы и памятку по поиску информации в сети, а также консультацию учителя информатики по созданию презентации.

 На основном этапе происходил сбор информации по выбранной теме и анализ собранного материала. Ребята готовили презентацию (Слайд10) с помощью учащихся старших классов, рисовали альбом «Способы быстрых вычислений» (Слайд 11), систематически представляли приёмы быстрого счёта на уроках математики и использовали их при устных и письменных вычислениях.                                                                                                           На заключительном этапе проекта был проведён урок в форме деловой игры (Слайд 12), представлена презентация по данной теме (Слайд 13), подведены итоги проектной деятельности. Ученики пятых и шестых классов работали активно и с большим интересом, самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных источников, развивали у себя исследовательские умения (умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), приобретали коммуникативные умения, работая в различных группах, развили умение создания презентаций. Созданная презентация нашла практическое применение при организации на уроках математики устного счёта. Красочный альбом «Способы быстрых вычислений» никого из ребят не оставил равнодушным (Слайд14). Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося. При анализе своей работы учащиеся затруднялись в представлении исчерпывающего анализа. Ими было представлено краткое описание хода и порядка работы. Так как это было сделано ими совершенно самостоятельно, то для детей с задержкой психического развития это определенное достижение. Анализ с необходимыми выводами при поддержке педагога могут пытаться сделать только старшие воспитанники. Чтобы ребята правильно оценили результат своей работы, я предложила им самостоятельно ответить на вопросы (Слайд 15):

  1. Все ли тебе удалось?
  2. Как ты справлялся с возникшими проблемами?
  3. Доволен ли ты своей работой?
  4. Чтобы ты делал в своей работе по-другому, если бы начал ее делать сначала?
  5. Что ты узнал и чему научился?

Эти вопросы позволили давать самооценку деятельности учащихся, хотя ребята стали убеждать меня, чтобы отвечать группой на эти вопросы. В конце концов, результат обсуждался коллективно, но каждый высказал свое мнение, что значительно сгладило стрессовый характер обучения. В целом этот результат совпал с моей оценкой и оценкой независимых экспертов, которыми стали воспитатели. Разногласий не возникло. Всеми участвующими в проекте сторонами были совершенно объективно показаны и обсуждены успехи и недочеты в этой работе. Так как работа выполнялась учениками впервые, им было предложено для письменного отчета воспользоваться совместно выработанным алгоритмом, который включал вопросы введения, основной части, а также заключение. Мы подробно обсудили каждую часть отчета, поэтому написание не представляло значительных трудностей. Главной проблемой отчета стали грамматические ошибки, которые пришлось корректировать. Других трудностей при оформлении отчета не возникло. Ребятам очень помог шаблон. Считаю, что дидактические цели достигнуты и методические задачи решены в полной мере. Привычные отношения учитель-ученик были настолько оптимизированы, что можно сказать, что это отношения равноправных партнеров, которые увлечены общей работой и подпитываются энтузиазмом друг от друга. В результате этого воспитательное воздействие оказывалось в ненавязчивой форме и создавало комфортные условия для учебного труда. Проблема другого проекта была представлена следующим образом. Во все времена своего существования человек неразрывно связан с природой. С развитием человеческой цивилизации экологические проблемы встают особенно остро. Математика позволяет давать количественную оценку состоянию окружающей среды. Задачи экологического содержания помогают понять, что защита окружающей среды - всеобщая забота. Мы должны бережно относиться ко всему живому, испытывать личную ответственность за то, что происходит вокруг, любить и защищать природу, сохраняя жизнь на планете, не только ради настоящего, но и ради будущих поколений. Задачи экологического содержания вносят свой вклад в развитие экологического сознания. Поэтому вторым проектом для учащихся 5-6 классов был выбран проект на тему «Задачи экологического содержания». Мною была выбрана роль руководителя проекта для выстраивания оптимальных взаимоотношений с уч-ся, т.к. это позволит им приобрести недостающий опыт в психологически комфортных условиях, что необходимо детям с ОВЗ в условиях школы-интерната, а также не потерять мотив к работе. После выполнения данного проекта учащиеся представили следующее заключение. Вот и закончена работа над проектом «Задачи экологического содержания». Каждый из нас испытал радость от процесса и результата нашего творческого труда. Мы с большим интересом, самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных источников, информировали друг друга о ходе работы, коллективно обсуждали собранный материал, составляли и оформляли задачи, создавали презентацию. Каждый мог высказать своё мнение и представить рисунок к своей задаче на уроке, решать такие задачи было интереснее, чем задачи из учебника. Мы собрали много материала по экологии. Это афоризмы, высказывания великих людей, пословицы и поговорки о природе, экологический календарь, заповеди экологов, стихи и картины, которые заставляют задуматься о необходимости защиты окружающей среды. Интересные факты по экологии помогли нам в составлении задач. Экологическая тема никого не оставила равнодушным. На вопрос «Зачем нужно беречь природу?», каждый из нас может ответить: «Чтобы жить!»

Защита природы – дело каждого человека. Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду, употреблять в пищу продукты без нитратов. Между человеком и природой неразрывная связь. Наше здоровье зависит от состояния окружающей среды: от состояния атмосферы, от климата, от чистоты воды, воздуха и почвы. Из мини – сочинений «Что можешь сделать именно ты для сохранения окружающей среды?»  мы выделили следующие предложения:

  1. Я буду соблюдать правила поведения в лесу и на берегах водоёмов. Не буду мусорить и разжигать костров! Буду соблюдать правила сбора даров леса: грибов, ягод, лекарственных растений! Не буду ломать веток и рвать цветов! Буду заботиться о братьях наших меньших. Не буду разорять муравейники! Буду подкармливать птиц зимой!
  2. Буду сохранять воду! Если замечу незакрытый кран дома или в школе, то обязательно его закрою! Буду прикрывать кран при чистке зубов и умывании, так утечёт меньше воды.
  3. Никогда не буду мусорить!
  4. Посажу дерево! Разведу цветник!

    Мы всегда должны помнить, что нанося вред природе, мы вредим самим себе! (Слайды 16,17,18)

 Я считаю, что при использовании технологии проектов учитель всегда должен помнить слова Ф.Неймана: “Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь.  Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам” (Слайд19). Для улучшения организации проектной деятельности с учащимися 9 класса мы оформили стенд «Уголок проектов», где в доступной форме рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дана примерная тематика творческих проектов.                                                                                                                  Таким образом, формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения, навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной деятельности и готовности к сотрудничеству (Слайд 20).

 Подход к освоению учащимися с ограниченными возможностями здоровья проектной технологии оправдан и педагогически эффективен. Поэтому учителям, работающим в коррекционных учреждениях, необходимо углублять и расширять это направление в своей деятельности. Включение метода проектов в учебный процесс даёт возможность учителю наряду с формированием основных знаний, умений и навыков учащихся, развивать у них творческие способности, образное мышление, пространственное воображение, мотивационную сферу.

У обучающихся возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта, они чувствуют себя творцами.

               Список литературы:

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. -  № 7

4. Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. -  № 3

Интернет-ресурсы:

.

  •      http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

     Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

  •      http://schools.keldysh.ru/labmro

    Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования   МИОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...

Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"

Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....

Современные образовательные технологии на уроках математики в специальной (коррекционной) школе-интернате I вида

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем д...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.

Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...

Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...

Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.

Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...