Урок по математике "Вода ради жизни"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Алексеева Мария Юрьевна

С помощью знаний по математике решаются экономические и экологические проблемы воды в мире, в Санкт-Петербурге и в квартире, в которой мы живем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_matematike_voda_radi_zhizni.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике «Вода ради жизни».

   Урок по математике в 5 классе, проводится после изучения темы « Все действия с десятичными дробями».

 Учитель математики: Алексеева М.Ю.

 ГОУ гимназия №631 Приморского района Санкт – Петербурга.

Цель урока – повторить действия с десятичными дробями и обсудить проблему пресной воды для каждого человека, живущего на Земле.

   Для проведения  данного урока класс делится на 5 команд (по5 -6 человек каждая), в каждой команде выбирается капитан. Для помощи - ученики старших классов, их количество должно совпадать с количеством команд пятиклассников.

   У каждой команды на столе лежат листы для вычислений и коробочка для сбора капелек.

Предварительное домашнее задание каждой команде – найти пословицы и поговорки, где говорится о воде и ее свойствах.

Ход урока:

Здравствуйте!

Наш урок будет не совсем обычный. Чему он будет посвящен – вы узнаете, выполнив следующее задание:

Каждой команде раздается задание – устный счет.

                                                             Устный счет.

Решите примеры и запишите буквы, которые соответствуют ответу.

к

р

и

в

у

ж

д

м

о

г

0,3

0,24

1,9

40,04

39,6

80

3,96

4,03

1,02

0,19

е

и

д

л

з

а

и

н

е

а

8

0,6

1

4,03

0,083

0,03

4,3

3,15

1,2

6,1

      первое  слово                  второе слово                    третье слово                                                          

      1) 80,80 * 0,5                   1) 0,6 * 0,4                         1) 0,5 * 169

      2) 35,7 : 35                       2) 0,12 – 0,09                     2) 1,9 + 2,4

      3) 3,7 + 0,26                     3) 0,55 + 0,45                     3) 8,3 * 0,01

      4) 7 – 0,9                           4) 0,12 : 0,2                        4) 12,6 : 4

                                                                                            5) 3,5 – 1,6

( Ответ – Вода ради жизни».)

Сегодня  особенный урок.

 Его тема – Вода ради жизни.

Он посвящен воде, бережному к ней отношению. За каждый верный ответ ваша команда будет получать по 1 капельке. (из бумаги  вырезаются голубые капельки ). В середине урока за заработанные капельки вы сможете получить задачи. Раздавать капли и помогать на уроке нам будут помощники -  старшеклассники. За все ваши дополнительные ответы во время урока вы  так же будете получать  капельки.

 

  Вода на земном шаре играет важную роль. Вода уникальный компонент природы на нашей планете. Леонардо да Винчи называл ее «возницей природы». Древние люди обращались к ней как к божеству,  замечали ее особые свойства. В своих пословицах и поговорках они отразили к ней свое отношение.

   Каждая команда по очереди перечисляет пословицы и поговорки из предварительного домашнего задания. За каждую получают по 1 капельке. На данное задание выделяется 3 минуты.

Затем, каждая команда должна выбрать одну пословицу или поговорку, и объяснить ее смысл. За верное объяснение команде дается по 3 капли.

   Нас везде окружает вода .

Кто знает какую часть нашей планеты составляет вода? ( 1/5).

Всегда ли можно утолить жажду, если вокруг много воды?

На каждого человека приходится примерно 250 млн тонн воды. Пей не хочу! Но, к сожелению,  все не так просто.

Как вы думаете какой воды в мире больше пресной или соленой? Где находится пресная вода? (реки, озера, болота, лесные озера, подземные источники)

А на сколько больше соленой  воды, чем пресной воды в мире нам позволит узнать следующий опыт:

Опыт.

В  мерный цилиндр емкостью 1 литр наливаем воду.

Представим, что в данной емкости находится вся вода нашей планеты.

Затем выливаем 97% воды в другой сосуд – это соленая вода на нашей планете. На донышке мерного цилиндра остается 3% воды – это вся пресная вода на нашей планете.

Из всей пресной воды  - 2/3 (еще 2% )  в замороженном состоянии  (Гренландия и Антарктида).

Отливаем из мерного цилиндра еще 2% воды. Остается 1% воды – это количество воды активно использует человек.

По подсчетам ученых, через 30 лет мировые запасы пресной воды могут быть исчерпаны. Поэтому с 2005 года по 2015 год проходит десятилетие – «Вода ради жизни».

Урок, который мы проводим – это наш вклад в это десятилетие.

Конечно, никто не станет спорить, что вода необходима повсюду. Но,          давайте обсудим, для чего используем  пресную воду?

 ( еда, мытье – люди, машины…, стирка, строительство,  производство, изготовление продуктов – шоколад, хлеб…, игрушки - водные пистолеты…)

Стихотворение о воде – читает ее автор –пятиклассник.

Велено мне о воде написать.

Очень стараюсь. С чего бы начать?

Думаю, думаю…День уж проходит,

А ничего у меня не выходит.

                  ***

О воде пишу старательно,

Это тема – не пустяк!

Это вам не математика –

Без воды нельзя никак!

Без воды, все это знают,

Нам не выпить с мамой чая.

Не дождется папа кофе

( Это будет катастрофа!).

Не умыться, не побриться

Без воды не сможет он!

Лучше сразу утопиться!

Только в чем? Вопрос смешон.

…Негде будет нам купаться,

Нечем будет умываться…

И любимую мной Фанту

Без воды не получить.

Не хватает мне таланта

Это все изобразить!

Это все изобразить

Не хватает мне недели –

Ни растения, ни звери

Без воды не смогут жить!

Без дождя мы будем летом,

Не пойдет зимою снег.

Жизнь закончится на этом,

И исчезнет человек…

О воде пишу старательно,

Это тема – не пустяк!

Но при чем здесь математика

Не могу понять никак!

А, действительно, причем здесь математика?

А математика нам поможет ответить на такие вопросы:

Много ли мы тратим воды? Сколько стоит 1 литр воды, которая к нам бежит через кран? Сколько нужно человеку воды в сутки? …

А самое главное. Ответив на эти вопросы, сделаем вывод -  как нам беречь воду.

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, вы сейчас будете менять свои полученные капли на задачи.

Количество помощников – старшеклассников должно соответствовать количеству команд у пятиклассников  Старшеклассники сидят за отдельными столами, у каждого комплект задач. Один представитель от команды подходит и берет одну задачу у старшеклассника, отдавая 2 капли за нее. Решив задачу всей командой, идут к помощнику – старшекласснику. Проверяют задачу – за верное решение, у того же старшеклассника, получают 5 капель. Проверяют задачи старшеклассники. Затем снова отдают 2 капли за следующую задачу и т. д. Решают задачи в течении15 минут.

Задачи:

Задание 1.

   В вашем класс 30 ребят. Давайте, предположим, что большенство ребят при чистке зубов держат кран все время открытым. В среднем эта процедура занимает около 3 минут, в это время вода течет из крана со скоростью 2 л/мин. Сколько воды будет израсходовано за 1 день, за 1 месяц (30 дней), если все ребята класса будут чистить зубы при открытом кране утром и вечером?

Задание 2.

а)Решив данный пример, вы узнаете, сколько литров воды в сутки нужно для 1 жителя города Санкт – Петербурга:

3784 : 17,2 =

б) Решив данный пример, вы узнаете, сколько литров воды в сутки тратит 1 россиянин:

170 х 1,6 =

в) Решив данный пример, вы узнаете, сколько литров воды в сутки тратит 1 петербуржец:

97,2 : 0,03 – 26,67 х 100 =

г) Решив данное уравнение, вы узнаете, сколько литров воды в сутки тратит 1 москвич:

0,4х + х + х + 1,8х = 2263,8

Задание 3.

Снабжение города Санкт – Петербурга чистой водой в течение года (365 дней) обходится в сумму 3 730 275 000 рублей. сколько стоит снабжение водой горожан за 1 день? Ответ округли до целых чисел.

Задание 4.

Самое большое озеро в Европе – это Ладожское озеро из которого вытекает река Нева. объем воды, находящегося в Ладожском озере равен 907,536 км кубических. Если представить, что Ладожское озеро не будет пополнятся водой, то на сколько лет (365 дней в году) жителям Санкт – Петербурга хватит воды, если в сутки город расходует 0,0259 км кубических.

Задание 5.

Использование холодной воды за 1 месяц стоит 160, 9 рублей за 1 человека, использование горячей воды за 1 месяц за 1 человека стоит 175,5 рублей. Сколько стоит холодная и горячая вода для семьи из 4 человек за 1 месяц?

( Ответы:

1 задание .

За 1 день все ребята – 360 л, 30 ребят за 30 дней – 10 800л.

2 задание.

А – 220л

Б – 272л

В – 573л

Г – 539л

3 задание.

10 219 932рублей.

4 задание.

96 лет.

5 задание.

1345,6 рублей).

 

По окончании времени каждая команда отдает свои заработанные  капельки своему помощнику – старшекласснику. Пока капельки подсчитываются, чтобы распределить команды по местам, пятиклассники от каждой команды  рассуждают и делают выводы о бережном отношении к воде, о том что жизни нет без воды и чем они конкретно могут помочь в данной проблеме.  ( На доске показываются  все ответы к заданиям).

Подведение итогов по командам.

 А затем каждая команда берет свои капельки и кладет их в общий прозрачный сосуд. Поднимая сосуд,

делаем вывод – сегодня на уроке, мы собрали вместе столько капелек воды, представим, что сберегли столько капелек воды, которая так нам нужна для жизни и помогла нам в этом математика.

Домашнее задание:

Составить задание, связанное с математикой и использованием воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Тема: "Ради жизни на земле"

Урок расширяет знания о Великой Отечественной войне, знакомит со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивает познавательную активность учащихся,творческие способности,коммуникативные и информационны...

Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

Презентация "Ради жизни на земле" к уроку истории в 9 классе по теме "Наука и литература в годы войны"

Презентация  "Ради жизни на земле" акцентирует внимание учащихся на наиболее значимых темах в науке и литературе периода Великой Отечественной войны. Дает возможность учащимся осмыслить полученну...

Уроки позитива. Как научиться радоваться жизни?

Усталость, апатия, депрессия, проблемы. Как выйти из такого состояния и научиться радоваться жизни?...

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...