Некоторые вопросы подготовки к ГИА 9 кл.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме

Карташова Надежда Ивановна

       Коренное улучшение подготовки специалистов различных отраслей науки, культуры, образования, производства невозможно без существенной опоры на высокий уровень математической подготовки в школе. Поэтому важной составной частью повышения качества учебно-воспитательного процесса является совершенствование математического образования, обеспечивающего глубокое и прочное усвоение знаний и умений.

      Соответственно  современным тенденциям модернизации основного общего образования по математике необходимо внедрение адекватных технологий  контроля качества знаний, умений, навыков, которые реализуются, в частности, в ходе эксперимента по переходу на единый государственный экзамен.

       По мере расширения эксперимента по введению ЕГЭ возник вопрос о распространении аналогичных форм оценки на 9  классы.    Основное назначение новой системы - введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных десятых классов.

      Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерений, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки выпускников.

      В соответствии с вышеуказанными тенденциями задачами настоящей работы являются:

- анализ новых подходов к государственной итоговой аттестации в 9 классах;

- разработка некоторых психологических и методических аспектов подготовки к итоговой аттестации по алгебре;

-анализ результатов опытно-экспериментальной проверки эффективности предлагаемой методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekotorye_voprosy_podgotovki_k_gia_9klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НОВОЙ  

 ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО    

      МАТЕМАТИКЕ В 9 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ    

                                             УЧРЕЖДЕНИЙ

Н.И.Карташова

       Коренное улучшение подготовки специалистов различных отраслей науки, культуры, образования, производства невозможно без существенной опоры на высокий уровень математической подготовки в школе. Поэтому важной составной частью повышения качества учебно-воспитательного процесса является совершенствование математического образования, обеспечивающего глубокое и прочное усвоение знаний и умений.

      Соответственно  современным тенденциям модернизации основного общего образования по математике необходимо внедрение адекватных технологий  контроля качества знаний, умений, навыков, которые реализуются, в частности, в ходе эксперимента по переходу на единый государственный экзамен.

       По мере расширения эксперимента по введению ЕГЭ возник вопрос о распространении аналогичных форм оценки на 9  классы.    Основное назначение новой системы - введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных десятых классов.

      Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерений, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки выпускников.

      В соответствии с вышеуказанными тенденциями задачами настоящей работы являются:

- анализ новых подходов к государственной итоговой аттестации в 9 классах;

- разработка некоторых психологических и методических аспектов подготовки к итоговой аттестации по алгебре;

-анализ результатов опытно-экспериментальной проверки эффективности предлагаемой методики.

    Решение указанных задач направлено на выполнение требований к уровню подготовки выпускников основной школы  и, в нашем случае, осуществлялось в процессе преподавания математики  в 7-9 классах. В своем исследовании я исходила из гипотезы о том, что   эффективность подготовки к государственной аттестации способствует формированию математической компетентности учащихся,  становлению таких важных качеств личности как ответственность за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.

1. Анализ новых подходов к государственной итоговой аттестации в 9 классах.     

Новая система аттестации включает два основных аспекта – организационный и содержательный. Первый состоит в переходе к независимой, внешней процедуре проведения выпускных экзаменов, второй – в применении новых контрольно-измерительных материалов.

    Объективная оценка учебных достижений может быть  достигнута на основе стандартизированной процедурой тестирования, при проведении которой все учащиеся находятся в одинаковых  условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты).

      Тестовые задания,  содержащиеся в первой части экзаменационной работы, направлены на проверку достижения уровня базовой подготовки учащихся. Проверке подвергаются не только усвоение основных алгоритмов и    правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств,   содержания применяемых приемов, умение распознавать стандартные задачи, представленные в разных    формулировках,  применять знания в      простейших ситуациях.

          Вторая часть работы призвана осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню математической подготовки. Задания позволяют выяснить владение  математическим аппаратом, способность к     интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение     исследовательскими навыками, а также умение найти и применить     нестандартные приемы рассуждений. При выполнении второй части      работы учащиеся должны продемонстрировать умение математически   грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения   и обоснования.

            Наряду с пятибалльной шкалой оценивания используется и второй количественный показатель – рейтинг (сумма баллов за верно выполненные задания первой и второй частей), предназначенный для расширения диапазона традиционной оценки и повышения ее информативности.  Введен также новый параметр – число заданий базового уровня, которые может выполнить  учащийся за указанное   время, что является важной характеристикой степени овладения материала именно на этом уровне.

2. Психологический компонент подготовки  учащихся к аттестации. Тематический принцип подготовки.

Новая, тестовая форма  итоговой аттестации, имеет ряд особенностей психологического характера. Перечислим те, что представляются мне основными.

1.Тестовые задания способны смягчить экзаменационный стресс. Большое количество заданий, и, следовательно, возможность выбрать из них посильные, позволяет школьнику с повышенной экзаменационной тревожностью лучше настроиться на работу ,справиться с волнением, повысить уверенность в себе, с наибольшей адекватностью проявить свои способности знания умения и навыки.

2. Успешное прохождение тренировочных тестов в значительной степени повышает уровень стрессоустойчивости испытуемого,  готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени.

3. Дифференцированные тестовые шкалы (рейтинг) способны выполнить до некоторой степени смягчающую роль в плане удара по самооценке при получении низкого балла.

Учитывая сказанное, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к итоговой аттестации в тестовой форме, формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не накануне экзаменов, а значительно раньше, начиная с седьмого класса, отрабатывая отдельные детали при выполнении текущих аттестационных работ, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам и позволяет успешнее вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, формированию  у учащихся механизма самообучения, самоорганизации действий,  правильной оценки своих возможностей, проявлению умственной и творческой активности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

   Психологическое сопровождение подготовки, на мой взгляд, должно базироваться на  выполнении следующих конкретных рекомендаций:

   а) на протяжении всего процесса формировать у школьников  убеждение в том, что  при должном усердии каждый из них может показать хорошие результаты;

   б) учитывать «актуальный потолок» обучаемого, не занижая его ;  акцентировать моменты, когда  школьникам, ориентированным на удовлетворительную оценку,  удается решить задание из части 2, а   учащимся, ориентированным на оценку «4», прививать уверенность в возможности получить и «5» и т.п.;

      в) стабильно слабым учащимся  нужно помочь сосредоточиться на тех 8-9 заданиях части 1, выполнение которых обеспечит им твердую «тройку»; определив  для себя себе объем «наверняка решаемых» заданий, школьник получает возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает его шансы на успех;

       г) учить школьника «технике сдачи теста», а именно:

- жесткому постоянному  самоконтролю времени;

  - «ориентировке в тесте», оценке объективной и  субъективной трудности заданий  и, соответственно, разумному выбору этих заданий;

-, выполнению, в первую очередь, простых заданий;    

- прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему    

  проверки, проводимой сразу после решения задания;

д) тренировочные тесты следует проводить в режиме  жесткого ограничения времени, а занятия по подготовке к тестированию - в форсированном временном режиме с подчеркнутым акцентированием этого контроля времени на протяжении всего занятия.

      В основу методики подготовки  положен тематический принцип, реализация которого может быть конкретизирована в следующих правилах.

   1. «Правило спирали» - от простых  заданий до заданий со «звездочками», от комплексных типовых заданий до заданий исследовательского характера.

2. На этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, а правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего.

3.Правило  «многоаспектности подходов»: всесторонний анализ задания незнакомого типа,  максимальное использование наличного запаса знаний, применения традиционных методов в новых условиях («перенос знаний»), использование различных догадок, «хитростей» и т.п.

    Переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель - май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

3.  Тема «Текстовые задачи»  в содержании подготовки к государственной итоговой аттестации по алгебре.                                               

      Статистика  ответов к учебно-тренировочным тестовым заданиям  и анализ типичных ошибок     выявили, что наибольшую трудность у учащихся вызывает материал, связанный с решением текстовых задач. В этой связи остановимся подробнее на  реализации принципа тематической подготовки  на примере  темы «Текстовые задачи».

 Решение задач занимает в математическом образовании важное место и связано с процессом  формирования таких важных составляющих математической компетентности, как  

-способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики и формулировать эти проблемы на языке математики;

 -  решать их, используя математические знания и методы;

-формулировать и записывать окончательные результаты решения и интерпретировать их в терминах поставленной проблемы.

    В практике решения задач «Модуль алгебра» указанный процесс реализуется в виде  трех  следующих основных этапов  решения :

- составление математической модели описываемой в задаче ситуации;

-работа с математической моделью;

- получение  ответа  на вопрос задачи.

    Знания, умения, навыки решения текстовых задач закладывается в основной школе, поэтому необходима разработка уроков, на которых стимулируется постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов, их теоретическому осмыслению.

Процессе решения задач как сложный и многоплановый процесс, в общем случае   реализуется в виде   последовательности следующих действий  (в зависимости от конкретного задания некоторые из них могут быть опущены) :

1) анализ задачи (каковы ее условия, в чем состоят ее требования  и т.п.);

2)схематическая запись задачи (возможна интерпретация в виде таблицы, графика и т.п.);

3) поиск способа решения задачи;

4)осуществление решения задачи;

5)проверка решения задачи (необходимо убедиться, что найденное решение удовлетворяет всем требованиям задачи);

6)исследование задачи (требуется установить, при каких условиях задача имеет решение,   сколько существует различных решений и т.п.);

7)формулирование ответа задачи;

8)анализ (в учебных и познавательных целях ) решения задачи;  в частности, установить, нет ли другого, более рационального способа решения и т.п.

    Мною разработаны практические рекомендации по реализации указанной последовательности действий на конкретных примерах в соответствии со следующими  основными типами задач: задачи на дроби и проценты (изменение цен и банковских вкладов, смеси и сплавы и др.), на равномерное движение, на совместную работу. Соответствующий материал представлен в аттестационной работе, выполненной  в рамках курсов ТОИПКРО по программе профессиональной переподготовки «Профильное обучение    на старшей ступени образования» (математика).

    Комплекс вышеуказанных предложений по подготовке к новой форме государственной итоговой аттестации  реализован в девятых классах МАОУ СОШ № 33 г. Тамбова. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил эффективность предлагаемой методики.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые вопросы работы с ними (из опыта учителя истории).

Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые    вопросы работы с ними  (из опыта учителя истории).В приложении на месте пробелов - фотографии из фильмов....

Некоторые вопросы методологии исследования особенностей Квантунской армии в Советско-Японской войне 1945 г Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун-та. Санкт-Петербург, 2009

Материалы статьи помещены в кн.: Уроки истории. Великая отечественная и Вторая мировая войны. История России и мира 20-21 веков. Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун...

Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"

Язык в опасности!      Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...

«Некоторые вопросы рациональной постановки исполнительского аппарата домриста»

О важности правильной постановки аппарата домриста в начальный период...

Некоторые вопросы подготовки детей в дошкольных учреждениях к обучению в современной начальной школе

Некоторые вопросы подготовки детей в дошкольных учреждениях к обучению в современной начальной школе...

Некоторые вопросы методической подготовки экскурсоводов-школьников

В данной работе представлен краткий обзор методики экскурсионной работы, предназначенный для подготовки к занятиям педагогами дополнительного образования, реализующим программу дополнительного образов...

Некоторые вопросы к подготовке Западного особого военного округа к началу Великой отечественной войны 1941-1945 г.г.

До сих пор идет спор о то, кто прав. Сталин приказавший расстрелять после начала Великой Отечественной войны генералов ЗапОВО (Западного особого военного округа), или Хрущев, утверждавший, что команду...