Некоторые вопросы методической подготовки экскурсоводов-школьников
учебно-методический материал

В данной работе представлен краткий обзор методики экскурсионной работы, предназначенный для подготовки к занятиям педагогами дополнительного образования, реализующим программу дополнительного образования "Юный экскурсовод"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Леонид Сергеевич СУХАНОВ,

педагог дополнительного образования ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»

Некоторые вопросы методической подготовки экскурсоводов-школьников

Сущность экскурсии

Экскурсии, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы, в то же время служат важным средством воспитания.

Основная цель экскурсий - содействие всестороннему развитию личности.

Экскурсовод в своей работе не только отбирает факты, но и объясняет их экскурсантам, высказывает к ним своё отношение, делает соответствующие выводы и обобщения. В ходе экскурсии он активно воздействует на сознание и чувства экскурсантов. При этом только ясное понимание экскурсоводами воспитательной цели экскурсии, постоянное стремление к ее достижению обеспечивают верную направленность экскурсии.

Экскурсии-одна из форм пропаганды, и поэтому на них распространяются ее главные принципы: научность и неразрывная связь с жизнью. Эти принципы обуславливают высокую общественную роль экскурсионной работы.

Научно-познавательное содержание экскурсии неотделимо от ее нравственно-воспитательного воздействия. Ученый и педагог Н. И. Пирогов писал, что наука нужна не для одного только приобретения сведений, в ней кроется иногда глубоко и поэтому для поверхностного наблюдателя незаметно другой важный элемент - воспитательный.

Наука способствует формированию мировоззрения человека, расширяет его кругозор, совершенствует его умственные способности и нравственные убеждения.

Вот почему высокий научный уровень содержания экскурсии, освещение в ней конкретных фактов с позиций современной науки, определяя познавательную ценность экскурсии, усиливают ее воспитательное воздействие.

Связь теории с жизнью - сложное взаимодействие. Выявить ее и раскрыть на конкретных примерах возможно лишь на основе знания самой теории и жизни. Вот почему для экскурсовода особенно важен широкий кругозор и жизненный опыт. В этой связи большое значение в экскурсионной практике приобретает указание академика И. П. Павлова, который рекомендовал учащейся молодежи: "Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие»

Главное в экскурсии - ее идейное содержание. Но эффективность экскурсии зависит в значительной мере от искусства убедительно, ярко и доходчиво излагать материал. Можно хорошо его знать, но не уметь передать экскурсантам. Вот почему экскурсоводам, как бы хорошо они не были подготовлены по конкретной теме, следует овладеть основами экскурсионной методики, умело использовать различные приемы подготовки и проведения экскурсий.

В основе проведения любой экскурсии лежат следующие принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения материала обязательны для экскурсионной методики.

Столь же большое значение имеют для обоснования и развития экскурсионной методики, повышения мастерства экскурсовода изучение законов и учет требований психологии, - науки, которая исследует сущность психической деятельности человека. Экскурсоводу необходимо знать природу ощущений, восприятий, представлений, законы мышления, значение и роль положительных и отрицательных эмоций в процессе познания.

Экскурсионная методика

Предметом частных экскурсионных методик являются приемы, используемые в процессе различных экскурсий. В основе их лежит классификация экскурсий прежде всего по тематике, связанной с определенной отраслью науки.

Различают экскурсии на исторические, историко-революционные, военно-исторические, архитектурно-градостроительные, литературные, искусствоведческие, природоведческие, производственные и другие темы.

Кроме того, предметом частных экскурсионных методик могут быть приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации: по месту (музейная, городская, загородная) или способу передвижения (автобусная, теплоходная, пешеходная), а также по составу экскурсантов (школьники, слушатели системы политического просвещения и т. д.).

Экскурсия в отличие от лекции имеет две основные составные части-показ и рассказ, которые взаимообусловлены и переплетаются. Соотношение показа и рассказа в экскурсии зависит от темы экскурсии, характера объектов, мастерства экскурсовода и других данных.

Для того, чтобы успешно достичь познавательной и воспитательной цели экскурсии, экскурсовод должен хорошо владеть многообразными приемами как показа объекта, так и рассказа о нем. Применение этих приемов не может быть стандартным. Ведь в экскурсиях принимают участие люди разных возрастов, национальностей, профессий, с различным уровнем знаний.

Имея в виду, что экскурсии являются одной из форм отдыха, нужно приложить все силы и умение для того, чтобы они были интересными, увлекательными для аудитории.

Овладение экскурсионной методикой означает не только усвоение научных основ, приемов, но и ее творческое применение экскурсоводом, которое не терпит шаблона, готовых решений.

Подготовка экскурсии

Подготовка новой темы экскурсии

Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных возможностей города, района, края, области.

Последовательность подготовки новой темы:

- определение целей и темы экскурсии;
- изучение и накопление материалов по теме;
- организация консультаций;
- выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;
- составление маршрута экскурсии;
- объезд или обход маршрута;
- составление текста экскурсии;
- составление "портфеля экскурсовода";
- составление карточек экскурсионных объектов;
- составление методической разработки;
- рецензирование текста и методической разработки;
- проведение пробной экскурсии и утверждение экскурсии.

Структура экскурсии

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество водителя (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

Основная часть

Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.

В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом.

Заключение

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.

Логические переходы в экскурсиях

Логика построения экскурсии определяет не только ее разделение на части (подтемы) применительно к экскурсионным объектам, но и установление связей между ними. В экскурсии они осуществляются с помощью логических переходов.

Логическими переходами в экскурсии принято называть установление связей между экскурсионными объектами на основе идейно-познавательного материала экскурсии.

Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.

Переход от одного объекта к другому в отдельных случаях может быть осуществлен и без логического перехода. Однако их отсутствие делает экскурсию фрагментарной. Найденные однажды логические переходы - активный элемент экскурсии. Совершенствуя экскурсию, внося изменения в ее содержание, экскурсовод должен отыскивать и новые, более удачные органические логические переходы.

Практика подготовки экскурсии

Составление "портфеля экскурсовода"

В процессе работы над текстом отбираются изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.

Составление карточек экскурсионных объектов

По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.

Карточку следует заполнять по следующему образцу:

Карточка экскурсионного объекта

  • Наименование экскурсионного объекта.
  • Местонахождение, адрес.
  • Время возникновения, открытия, сооружения.
  • Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).
  • Внешние признаки: стиль, характеристика.
  • Назначение и использование.
  • Краткая история объекта. Его современная характеристика.
  • Прогнозируемые изменения.
  • Литература, использованная при составлении карточки.

Желательно приложить к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые вопросы работы с ними (из опыта учителя истории).

Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые    вопросы работы с ними  (из опыта учителя истории).В приложении на месте пробелов - фотографии из фильмов....

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Некоторые вопросы подготовки к ГИА 9 кл.

Коренное улучшение подготовки специалистов различных отраслей науки, культуры, образования, производства невозможно без существенной опоры на высокий уровень матем...

Некоторые вопросы подготовки детей в дошкольных учреждениях к обучению в современной начальной школе

Некоторые вопросы подготовки детей в дошкольных учреждениях к обучению в современной начальной школе...

Статья - "Экскурсоводы-школьники"

Обучение профессии экскурсовод....

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"...

Некоторые вопросы к подготовке Западного особого военного округа к началу Великой отечественной войны 1941-1945 г.г.

До сих пор идет спор о то, кто прав. Сталин приказавший расстрелять после начала Великой Отечественной войны генералов ЗапОВО (Западного особого военного округа), или Хрущев, утверждавший, что команду...