Разработка урока по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

 

Данный урок по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» является уроком изучения нового материала. Урок построен так, чтобы учащиеся, опираясь на ранее полученные знания, могли вывести формулы сами. Материал урока направлен на развитие логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, навыков исследовательской деятельности, творческих способностей учащихся. Познавательная деятельность учащихся на уроке активизируется за счет использования различных видов деятельности и форм работы на уроке. Разнообразные формы работы позволяют переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.      Групповая форма организации занятия позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся,  повышает интерес к обучению и ответственность учащихся за результат труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Шигоны  

Урок алгебры в 7 «В» классе по теме:

                                                                                    Шахнамазова С.П.,

                                                                                        учитель математики

Тема урока « Возведение в квадрат суммы и разности

двух выражений»

Цель урока :  вывести формулы сокращенного умножения ( и показать их применение к решению задач.

Задачи урока:

- образовательные: вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности  двух  выражений; научить применять их в преобразованиях выражений; рассмотреть тождества:   и  

- развивающие: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;  развитие познавательного интереса учащихся; развитие культуры устной речи.

- воспитательные: усиление познавательной мотивации учащихся  осознанием своей значимости в образовательном процессе; развитие взаимовыручки и взаимопомощи, самостоятельности.

Ход урока

I   Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тему нашего урока мы сформулируем немного позже. А сейчас, опираясь на знания ранее  пройденного  материала, постараемся вплотную подойти к теме нашего урока.

II  Актуализация знаний

(на доске заранее записаны задания, задания 1-3 выполняются устно; задание 4 - ученик выполняет у доски)

  1. Найти квадраты выражений: 5ху; -3b; 0,1a; ;
  2. Прочитайте  выражения, записанные на доске:  8х+7у; 5а-5; (2m+n; ; 2(3c)d
  3. Выполните действия: 3х(у+2с);  -2(;
  4. Выполните умножение многочленов  (a+b)(a+b).

III   Изложение нового материала. (исследовательская работа)

Учитель: обратите внимание на последнее задание, как иначе можно записать произведение двух  многочленов?

( учитель записывает на доске:  (a+b)(a+b)=)

Получили, что =.Это одна из формул сокращенного умножения, которые нам предстоит с вами изучить на сегодняшнем и последующих уроках. Эта формула называется формулой квадрата суммы и  позволяет проще выполнять возведение в квадрат суммы любых  двух выражений.

Давайте проверим это на примере:

возведем в квадрат число 101 без формулы и с применением ее.

( первым способом вычисляет ученик у доски, вторым - предлагается выполнить устно сильному ученику) .

Вычисляя двумя разными способами, мы получили  один и тот же результат. Какой прием  вычислений более рациональный?

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Возведение в квадрат суммы и разности   двух выражений».

Запишите формулу  = в тетрадь  и послушайте, как она читается: квадрат суммы двух выражений равен  квадрату  первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

(повторить всем классом хором)

Давайте посмотрим, что изменится, если вместо суммы двух выражений взять их разность?

Выполним умножение двумя способами:

1) как умножение многочлена на многочлен;

2) рассматривая разность как  сумму первого слагаемого и слагаемого, противоположного второму.

(первым  способом  решает ученик:  (а-b)(a-b) = ,

вторым - учитель: ).

Получили, что . Эта формула называется формулой квадрата разности. Она позволяет возводить в квадрат разность любых двух выражений. Запишите  эту формулу в тетрадь и давайте вместе прочитаем ее : квадрат разности двух выражений равен  квадрату  первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

IV. Закрепление  изученного.

Преобразуйте многочлен ( учащиеся по одному выходят к доске, остальные - в тетради) :

а) =;

б) = ;

в) =;

г) =.

Сравнивая результаты двух последних   примеров, мы видим, что получили один и тот же результат : .

Докажем  тождество   .

Для этого мы должны вспомнить:

1) что такое тождество? ( это равенство, верное при любых значениях переменных);

2) способы доказательства тождеств

(   1)преобразовать  левую часть в правую или правую часть в левую;2) показать, что левая и правая части исходного равенства тождественно равны одному и тому же выражению;3) рассмотреть разность между левой и правой частями равенства и доказать, что разность равна нулю) .

Запишем доказательство в тетрадь, показав, что левая и правая части равенства тождественно равны одному и тому же выражению:

Рассмотрим еще два примера

д)=                                     ;

е) =                                  или

                                                   

и докажем  еще одно тождество:

( доказательство проводит учитель, учащиеся записывают его в тетрадь).

Доказательство:

  1. Игра «Смотри не ошибись» (учащиеся по одному выходят к доске и вместо многоточия вписывают букву или число)

                (a+ )² = a²+2ab+b²                                (b)

                 (5+x) ² = +10x+x²                               (25)

                 (y-3) ² =y² - +9                                     (6)

               (-4-a) ² = ( +a) ²= +8a+a²                   (4), (16)

               99² = (  -1) ² =  -  +1= …                (100),  (10000),  (200), (9801)

               (m - )²  =m²-20m+   ²                          (10), (10)

               61² = 3600+  +1 = …                             (120),  (3721)

  1. У вас на столах лежат карточки с заданием, выполнив которое, вы узнаете  зашифрованное  в ней  слово.(задания выполняются в тетрадях , ответы  даны на доске, учащиеся рядом с получившимся ответом ставят букву)

           Представьте в виде многочлена:

1. (х-2) ²

2. (у-3) ²

3. (4+х) ²

4. (3-у) ²

5. (-х-7) ²

6. (-5-а) ²

7. (2х-у) ²

Ответы:

4х²-4ху+у²

25+10а+а²

у²-6у+9

16+8х+х²

х²-4х+4

х²+14х+49

Ц

Е

О

Л

М

Д

(получившееся слово: молодец)

V  Домашнее задание.

1.п. 31 ( уч. Алгебра 7 класс, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.), №860, №863

2.(опережающее) Вывести формулу куба суммы и куба разности двух выражений ;

3.  Каждому составить карточку  с 8-10 формулами, в которых недописаны  правые

части;

VI   Подведение итогов.

На уроке мы познакомились  с новыми формулами - одними из формул сокращенного  умножения:   (. Эти формулы позволяют сократить время на вычисление квадрата суммы и разности двух выражений. Давайте еще раз повторим, как возвести в квадрат сумму ( разность) двух выражений ( учащиеся проговаривают правила)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока 7 класс по теме: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

Тема урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»Цели урока:Обучающие:  организовать деятельность учащихся на: восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний, умений...

Презентация к уроку по алгебре для 7 класса на тему "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

УМК : под ред. Теляковского С.А. Тип урока: Введение новых знаний.Цели: 1.проверить знания, умения, навыки по данной теме;          ...

Урок алгебры в 7 классе по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Данный урок предназначен для отработки навыков возведения в квадрат двучлена, а также для закрепления знаний и умений при решении уравнений и упрощении выражений и развития логического мышления....

Урок математика 7 класс по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Урок  объяснения  нового  материала по  теме "Возведение  в  квадрат  суммы  и разности  двух  выражений". Ученики  выступают  в  ролии...

Тест по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Тест по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"...

Урок на тему: ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ

Презентация на тему: Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений....