Программа предметного курса по математике 10 класс «Избранные вопросы математики»
элективный курс (алгебра, 10 класс) по теме
Предметный курс позволяет систематизировать и углубить отдельные темы школьной математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предметного курса по математике 10 класс «Избранные вопросы математики» | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Холмовская средняя общеобразовательная школа»
«Рекомендовано» «Согласовано «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Директор
_____(Л.А.Даниленкова) директора по УР Холмовской средней школы
Протокол №_____ от ________(И.Л.Брынчик) ___________(Т.В.Муравьёва)
«____»________2013г. Приказ №_____ от
«____»__________2013г.
Программа предметного курса по математике
10 а класс
«Избранные вопросы математики»
Учитель математики
высшей категории
АЛЕКСЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА
2013-2014 уч.год
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Предлагаемый курс позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов.
Курс предназначен для учащихся 10 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данном курсе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого ученика.
Материал курса разделён на главы:
- Модуль.
- Многочлены.
- Планиметрия.
Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач , самостоятельную работу.
Предлагаемые на элективном курсе задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.
Успешность решения задач, изучения курса во многом зависит от организации учебного процесса.
Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум.
В обучении используются элементы развивающего обучения, педагогики сотрудничества, элементы личностно-ориентированного обучения. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.
Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
- обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные по темам курса в основной школе;
- познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств с модулем, уравнений высших степеней;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
- воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.
Задачи курса:
- рассмотреть основные приемы решения уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
- дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера;
- расширить и углубить представления учащихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;
- привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.
Критерии оценивания учащихся:
- 3 балла– учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся хорошо освоил теоретический и практический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями, над творческими работами, учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
- 2 балла – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
- 1 балл– учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Контроль уровня обученности
- Уровень достижений учащихся определяется в результате:
- наблюдения активности на практикумах;
- беседы с учащимися;
- анализа творческих, исследовательских работ;
- самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.
Итоговая оценка является накопительной, т.е. результаты выполнения предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Следует иметь в виду, что требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данного курса ни в коем случае не должны быть завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведёт к угасанию интереса к математике.
Календарно-тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекция | практикум | Дата проведения | ||||
Раздел I. Модуль (7ч) | ||||||
Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Графики функций, содержащих модуль. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Графический метод решения уравнений с модулем. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Решение неравенств, содержащих модуль. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Самостоятельная работа по теме: «Модуль» | 1 | - | - | |||
Раздел II. Многочлены(8ч) | ||||||
Понятие многочлена. Равенство многочленов. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Разложение на множители. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Метод неопределённых коэффициентов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Деление многочленов с остатком. Теорема Безу и её следствия. | 2 | 0,2 | 1,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Схема Горнера. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Рациональные корни многочлена. Решение уравнений высших степеней. | 1 | 0,3 | 0,7 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Самостоятельная работа по теме: «Многочлены» | 1 | 0,2 | 0,8 | |||
Раздел III Планиметрия (19ч) | ||||||
Тема 1: «Треугольники» Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. | 1 | 0,3 | 0,7 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот. | 1 | 0,3 | 0,7 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Тема 2: «Четырёхугольники» Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция. | 1 | 0,3 | 0,7 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Тема 3: «Окружности» Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Свойства касательных, хорд и секущих. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Тема 4: «Треугольники и окружности» Окружность, вписанная в треугольник. | 1 | 0,1 | 0,9 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Окружность, описанная около треугольника. | 1 | 0,1 | 0,9 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Тема 5: «Четырёхугольники и окружности» Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Самостоятельная работа по теме: «Планиметрия» | 1 | - | 1 | |||
Решение задач по темам курса. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Решение задач по темам курса. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Решение задач по темам курса. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
Создание проекта. Основные этапы. | 1 | 1 | - | Выбор темы проекта. | ||
Работа над проектом. Сбор и отбор материала. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ собранного материала по теме проекта | ||
Работа над проектом. Оформление проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ собранного материала по теме проекта | ||
Работа над проектом. Защита проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ продукта проекта. | ||
Защита проекта. | 1 | - | 1 | Анализ продукта проекта |
Всего 34 часа.
Литература
- Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.– Волгоград: Учитель, 2012
- О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2012
- И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 2006
- А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др. Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс / сост. С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 2006
Дополнительная литература
- В. К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В. Зайцев и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988
- М.Я. Выгодский. Справочник по высшей математике. М.: АСТ: Астрель, 2006
- В.А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 2010
Учебно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Практические работы |
1. | Модуль | 7 | 1 |
2. | Многочлены | 8 | 1 |
3. | Планиметрия | 19 | 2 |
Содержание программы.
Модуль 7 часов.
Модуль: общие сведения.
Преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов.
Графики функций, содержащих модуль. |
Графический метод решения уравнений с модулем. |
Решение неравенств, содержащих модуль. |
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. |
Многочлены 8 часов.
Понятие многочлена. Равенство многочленов. |
Разложение на множители. |
Метод неопределённых коэффициентов. |
Деление многочленов с остатком. Теорема Безу и её следствия. |
Схема Горнера. |
Рациональные корни многочлена. Решение уравнений высших степеней. |
Планиметрия 19часов
Тема 1: «Треугольники» Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. |
Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот. |
Тема 2: «Четырёхугольники» Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм. |
Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция. |
Тема 3: «Окружности» Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. |
Свойства касательных, хорд и секущих. |
Тема 4: «Треугольники и окружности» Окружность, вписанная в треугольник. |
Окружность, описанная около треугольника. |
Тема 5: «Четырёхугольники и окружности» Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея. |
Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности |
Самостоятельная работа по теме: «Планиметрия» |
Решение задач по темам курса. |
Решение задач по темам курса. |
Решение задач по темам курса. |
Создание проекта. Основные этапы. |
Работа над проектом. Сбор и отбор материала. |
Работа над проектом. Оформление проекта. |
Работа над проектом. Защита проекта. |
Защита проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс в 9 классе "Избранные вопросы математики"
В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к п...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Тематическое планирование учебного курс для 7 класса"Избранные вопросы математики"
Тематическое планирование учебного курса для 7 класса...
Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...
Программа элективного курса в 7 классе "Избранные вопросы математики"
В 1-ом полугодии более подробно изучаются темы "Решение уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины". Во 2-ом полугодии - решение задач по геометрии повышенной сложности....
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Избранные вопросы математики при подготовке к О Г Э "»
Пояснительная записка В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и...