Программа предметного курса по математике 10 класс «Избранные вопросы математики»
элективный курс (алгебра, 10 класс) по теме

Алексеева Татьяна Алексеевна

Предметный курс позволяет систематизировать и углубить отдельные темы школьной математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              МБОУ «Холмовская средняя общеобразовательная школа»

 «Рекомендовано»                    «Согласовано                       «Утверждено»

Руководитель МО                            Заместитель                                         Директор         

_____(Л.А.Даниленкова)                       директора  по УР                Холмовской средней школы              

Протокол №_____ от                    ________(И.Л.Брынчик)    ___________(Т.В.Муравьёва)

«____»________2013г.                                                                              Приказ №_____ от

                                                                                                  «____»__________2013г.                      

Программа предметного курса по математике

10 а класс

«Избранные вопросы математики»

Учитель математики

высшей категории

АЛЕКСЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

2013-2014 уч.год

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Предлагаемый курс  позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной  сдачи  конкурсных экзаменов.

Курс предназначен для учащихся 10 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данном курсе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого ученика.

Материал курса разделён на главы:  

  1. Модуль.
  2. Многочлены.
  3. Планиметрия.

Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач , самостоятельную работу.

Предлагаемые на элективном курсе  задачи различны по уровню сложности:  от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к  предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.  

Успешность решения задач, изучения курса во многом зависит от организации учебного процесса.

       Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум.

В обучении используются элементы развивающего обучения, педагогики сотрудничества, элементы личностно-ориентированного обучения. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.  

Данный курс предусматривает формирование  устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные по темам курса в основной школе;
  • познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств с модулем, уравнений высших степеней;
  • сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
  • воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.

Задачи курса:

  • рассмотреть основные приемы решения  уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
  • дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера;
  • расширить и углубить представления учащихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;
  • привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.                        

Критерии оценивания учащихся:

  • 3 балла– учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся хорошо освоил теоретический и практический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями, над творческими работами, учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
  • 2 балла – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
  • 1 балл– учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

Контроль уровня обученности

  • Уровень достижений учащихся определяется в результате:
  • наблюдения активности на практикумах;
  • беседы с учащимися;
  • анализа творческих, исследовательских работ;
  • самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.

Итоговая оценка является накопительной, т.е. результаты выполнения предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

             Следует иметь в виду, что требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данного курса ни в коем случае не должны быть завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведёт к угасанию интереса к математике.

Календарно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практикум

Дата проведения

Раздел I. Модуль (7ч)

Модуль: общие сведения.

Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Графики функций, содержащих модуль.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Графический метод решения уравнений с модулем.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение неравенств, содержащих модуль.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Самостоятельная работа  по теме: «Модуль»

1

-

-

Раздел II.  Многочлены(8ч)

Понятие многочлена. Равенство многочленов.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Разложение на множители.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Метод неопределённых коэффициентов.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Деление многочленов с остатком. Теорема Безу и её следствия.

2

0,2

1,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Схема Горнера.

1

0,2

0,8

Проверка задач для самостоятельного решения.

Рациональные корни многочлена.

Решение уравнений высших степеней.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

Самостоятельная работа  по теме: «Многочлены»

1

0,2

0,8

Раздел III  Планиметрия (19ч)

Тема 1: «Треугольники»

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

Метрические соотношения в произвольном треугольнике.

Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 2: «Четырёхугольники»

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция.

1

0,3

0,7

Проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 3: «Окружности»

Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Свойства касательных, хорд и секущих.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 4: «Треугольники и окружности»

Окружность, вписанная в треугольник.

1

0,1

0,9

Проверка задач для самостоятельного решения.

Окружность, описанная около  треугольника.

1

0,1

0,9

Проверка задач для самостоятельного решения.

Тема 5: «Четырёхугольники и окружности»

Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея.

1

0,5

0,5

Проверка задач для самостоятельного решения.

Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Самостоятельная работа  по теме: «Планиметрия»

1

-

1

Решение задач по темам курса.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение задач по темам курса.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Решение задач по темам курса.

1

-

1

Проверка задач для самостоятельного решения.

Создание проекта. Основные этапы.

1

1

-

Выбор темы проекта.

Работа над проектом. Сбор и отбор материала.

1

0,5

0,5

Анализ собранного материала по теме проекта

Работа над проектом. Оформление проекта.

1

0,5

0,5

Анализ собранного материала по теме проекта

Работа над проектом. Защита проекта.

1

0,5

0,5

Анализ продукта  проекта.

Защита проекта.

1

-

1

Анализ продукта  проекта

Всего 34 часа.

Литература  

  1. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.– Волгоград: Учитель, 2012
  2. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2012
  3. И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 2006
  4. А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др. Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс / сост. С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 2006

Дополнительная литература

  1. В. К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В.  Зайцев и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988
  2. М.Я. Выгодский. Справочник по высшей математике. М.: АСТ: Астрель, 2006
  3. В.А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.  Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 2010

Учебно – тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Практические работы

1.

Модуль

7

1

2.

Многочлены

8

1

3.

Планиметрия

19

2

Содержание программы.

Модуль  7 часов.

Модуль: общие сведения.

Преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов.

Графики функций, содержащих модуль.

Графический метод решения уравнений с модулем.

Решение неравенств, содержащих модуль.

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

Многочлены  8 часов.

Понятие многочлена. Равенство многочленов.

Разложение на множители.

Метод неопределённых коэффициентов.

Деление многочленов с остатком. Теорема Безу и её следствия.

Схема Горнера.

Рациональные корни многочлена.

Решение уравнений высших степеней.

Планиметрия  19часов

Тема 1: «Треугольники»

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике.

Метрические соотношения в произвольном треугольнике.

Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот.

Тема 2: «Четырёхугольники»

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм.

Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция.

Тема 3: «Окружности»

Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих.

Свойства касательных, хорд и секущих.

Тема 4: «Треугольники и окружности»

Окружность, вписанная в треугольник.

Окружность, описанная около  треугольника.

Тема 5: «Четырёхугольники и окружности»

Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея.

Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности

Самостоятельная работа  по теме: «Планиметрия»

Решение задач по темам курса.

Решение задач по темам курса.

Решение задач по темам курса.

Создание проекта. Основные этапы.

Работа над проектом. Сбор и отбор материала.

Работа над проектом. Оформление проекта.

Работа над проектом. Защита проекта.

Защита проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс в 9 классе "Избранные вопросы математики"

В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме  возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к п...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Тематическое планирование учебного курс для 7 класса"Избранные вопросы математики"

Тематическое планирование учебного курса для 7 класса...

Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...

Программа элективного курса в 7 классе "Избранные вопросы математики"

В 1-ом полугодии более  подробно изучаются темы "Решение уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины". Во 2-ом полугодии - решение задач по геометрии повышенной сложности....

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Избранные вопросы математики при подготовке к О Г Э "»

Пояснительная записка             В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и...