Конкурс по решению математических текстовых задач
план-конспект занятия по алгебре (7 класс) по теме

Ельцева Татьяна Викторовна

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов.

Программа конкурса:

  1. Вступительное слово учителя «Математика вокруг нас».
  2. Отборочный тур.
  3. Конкурс по решению математических текстовых задач.

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_po_resheniyu_tekstovykh_zadach_9_kl.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс по решению математических текстовых задач

9 класс

     Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»

      В конкурсе принимают участие ученики 9 классов.

Программа конкурса:

  1. Вступительное слово учителя «Математика вокруг нас».
  2. Отборочный тур.
  3. Конкурс по решению математических текстовых задач.

 

Ход мероприятия

     I. Вступительное слово учителя «Математика вокруг нас».

     Ребята, в жизни вы не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый из нас умеет считать, знает таблицу умножения, умеет строить геометрические фигуры. С этими фигурами мы чисто встречается в окружающем мире.

     Кто-то из вас, возможно думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах ученых математиков. Однако это не так. Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры. Оказывается, их очень много, просто раньше мы их не замечали. Вот комната. Все стены, пол и потолок являются прямоугольниками, а сама комната – параллелепипед.

     Посмотрите на паркетный пол. Плитки паркета – квадраты, прямоугольники или правильные шестиугольники.

     Мебель в комнате – тоже комбинация геометрических тел. Стол – плоский параллелепипед, лежащий не двух других параллелепипедах – тумбочках, в которых есть ящики. На столе лампа с абажуром в форме усеченного конуса. Ведро либо цилиндрической формы, либо – усеченный конус.

     В буфете стоит посуда. Вот граненный стакан, он имеет форму шестигранной усеченной пирамиды. Чайное блюдце – усеченный конус, воронка состоит из конуса и цилиндра. Нальем в стакан воду, края поверхности стакана имеют форму круга. Наклоним стакан, чтобы вода не вылилась. Тогда край водной поверхности станет эллипсом.

     Выйдем на улицу. Перед нами дома. Сам дом – призма, а его стены – плоскости. Колонны у дома – это цилиндры.

     В Москве – Кремль. Прекрасны его башни и стены! Сколько геометрических фигур положено в их основу!

     По улице движутся автомобили. Их колеса – круги. Сядем в поезд. Станция далеко позади. Но и здесь геометрия не покидает нас. Вдоль дороги не столбах натянуты провода – это прямые линии, а столбы – это перпендикуляры к земле. Вот линия высоковольтной передачи, провода от собственной тяжести слегка провисают к земле, а зимой же они, наоборот, натягиваются, так как металл от холода сжимается. Вопросом определения необходимой длины такого провода для передачи на большие расстояния занимается математика.

     Мы идем в магазин. Чтобы сделать покупку, мы решаем в уме задачу с данными: цена, количество, стоимость. Мы едем в путешествие и решаем для себя задачу с данными: скорость, время, расстояние. Экономисты на заводе каждый день решают массу задач с данными: работа, производительность труда, время. Инженер или техник на производстве решает задачи из «Сопротивления материалов».

     Учить математику надо каждый день, потому что новые знания всегда опираются на старые. Нельзя оставлять неразобранной ни одной задачи и примера. Если не разобрался сам, спроси товарища или учителя. Знай, что если сегодня ты не понял  немножко, то завтра не поймешь многое.

     Сегодня мы проводим конкурс по решению математических текстовых задач. Но в начале, мы определимся, кто на сегодняшний день может с большей уверенностью сказать, что у него достаточно много знаний в области математики. Эти ребята и примут участие в основном конкурсе. У них будет возможность бороться за звание «Лучшего

     2. Отборочный тур.

     Каждое задание оценивается в 0,5 баллов.

  1. 1 процент от 1 тыс. рублей? (10 руб.) 
  2. Единица скорости на море. (Узел.)
  3. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (Да.)
  4. Чему равен 1 пуд? (16 кг.)
  5. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф. Виет.) 
  6. Наименьшее натуральное число. (1.)
  7. Периметр квадрата – 20 см. Чему равна его площадь? (25 см².)
  8. Как найти неизвестное делимое?
  9. Как называется вторая координата точки? (Ордината.)
  10. Что больше: √20 или 2√5? (Равны.)
  11. Найти третью часть от 60. (20.)
  12. Найти корень уравнения: /х/ = -4.(Ø.) 
  13. Как называется функция вида: у=кх+в? (Линейная.)
  14. Как называется сотая часть числа? (Процент.)
  15. Как найти неизвестный делитель?
  16. Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат.)
  17. Первая женщина-математик. (Софья Ковалевская.)
  18. Назовите наибольшее отрицательное число. (-1.)
  19. Площадь квадрата 49 м². Чему равно его периметр? (28 м.)
  20. Как найти неизвестное вычитаемое?

По итогам отборочного тура подводится итог, определяются победители 10 -15 человек. Именно они и участвуют в следующем туре.

3.  Конкурс по решению математических  задач.

   

Учащимся раздаются карточки с текстами задач. К каждой задаче указано максимальное количество баллов, которое может получить ученик за верное решение.

________________________________________________________________________

1. У девочки были пятирублевые и двухрублевые монеты, всего на сумму 155 рублей. Сколько монет каждого вида было у девочки, если пятирублевых монет было на 4 меньше, чем двухрублевых? (5 баллов)

2. В школьной библиотеке 210 учебников математики, что составляет 15 % всего библиотечного фонда. Сколько всего книг в библиотечном фонде? (5 баллов)

3. Расстояние от станции А до станции Б и В пропорциональны числам 4 и7. Чему равно каждое из этих расстояний, если станция В находится на 6 км. Дальше от станции А, чем Б? (7 баллов)

4.Грибник, выйдя из леса, направился к деревне. Он шел со скоростью 4 км/ч. Если  бы он шел со скоростью 5 км/ч, то затратил бы на дорогу на ¼ часа меньше. Какое расстояние прошел грибник от леса до деревни? (6 баллов)

5. Произведение двух положительных чисел равно 72. Найдите эти числа, если известно, что одно из них на 6 больше другого.(5 баллов)

6. В магазине продали 195 булочек, это оказалось на 30% больше, чем было продано батонов. Сколько продали батонов? (5 баллов)

7. Длина садового участка на 10 м. больше его ширины. Его площадь решили увеличить на 400 м². Для этого длину увеличили на 10м, а ширину на 2м. Найдите площадь нового участка. ( 10 баллов)

________________________________________________________________________

     4. Итоги конкурса. Объявление победителей.

     По окончании конкурса подводятся итоги и определяются победители, занявшие 1, 2 и 3 место. Победители, кроме звания, удостаиваются небольшими памятными призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Решение нестандартных текстовых задач в 5-6 классах"

Решение нестандартных текстовых задачЯ считаю, что в числе задач, стоящих перед школьным образованием, находится задача развития мыслительной деятельности у учащихся. Какой бы путь не избрал шко...

Пример нестандартного решения некоторой текстовой задачи школьного курса математики

Некоторые  текстовые задачи при решении у учащихся вызывают затруднения. На примере одной задачи я хочу показать нестандартное решение, которое может быть применено и к другим задачам, например, ...

Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

БАНК ЗАДАЧ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ ИЗ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ»

В данном разделе составлены текстовые задачи, связанные с сельскохозяйством....