Конспект урока "Иррациональные уравнения", алгебра 10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Ракова Елена Сергеевна

К учебнику "Алгебра и начала анализа" под ред. Жижченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_algebry_v_10_klasse_po_teme.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока алгебры в 10 классе по теме «Иррациональные уравнения»

Цель: обобщить теоретические знания по данной теме, рассмотреть некоторые нестандартные способы решения иррациональных уравнений.

Задачи:

Образовательная: закрепить основные приёмы и навыки решения иррациональных уравнений, формировать умения открывать закономерности, решать уравнения нестандартными способами.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать задачу перед выбором способа решения.

Воспитательная: прививать интерес к изучению математики, формировать уверенность в своих силах, умение преодолевать препятствия, как следствие снятие эмоционального напряжения  и чувства тревожности пред предстоящей сдачей ЕГЭ.

 Оборудование: учебник «Алгебра и начала математического анализа 10» : учебник для общеобразовательных учреждений / [Ю.М. Колягин и др.]; под ред. А.В. Жижченко;

Компьютер;

План урока

I

Организационный момент.

Постановка цели урока.

1 минута

II

Актуализация знаний.

6 минут

III

Работа по теме урока.

15 минут

IV

Изучение нового материала.

20минут

V

Итог урока.

2 минуты

VI

Домашнее задание.

1 минута

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент, постановка цели урока

Сегодня мы продолжим решать иррациональные уравнения, рассмотрим нестандартные методы их решения, решим несколько иррациональных уравнений из открытого банка заданий ЕГЭ 2012.

Дети записывают в тетрадь число

Актуализация знаний учащихся

Какие уравнения называются иррациональными?

Какие приёмы решения иррациональных уравнений вы знаете?

Назовите основные причины появления посторонних корней?

Как избежать ошибки?

Работаем по карточкам. Вам даётся 2 минуты, чтобы решить иррациональное уравнение. Учитель раздаёт карточки (приложение 1) с индивидуальными заданиями, когда все закончат, называет правильные ответы

Уравнение, содержащее переменную под знаком корня, называется иррациональным.

При решении иррациональных уравнений используют тождественные преобразования, применяют метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.

Основными причинами появления посторонних корней является возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральную степень, т.к. получается уравнение – следствие данного.

Нужно обязательно сделать проверку, либо использовать область определения заданного уравнения.

Учащиеся выполняют задание, после сверки ответов ставт себе на карточках либо «+», либо «-» (приложение 2)

Работа по теме урока

Решим несколько уравнений из «Открытого банка математических заданий ЕГЭ 2012»

1)Задание B5 (№ 26656)

Найдите корень уравнения  

2)Задание B5 (№ 26660)

Найдите корень уравнения

3)Задание B5 (№ 26661)

Найдите корень уравнения

4)Задание B5 (№ 26668)

Найдите корень уравнения

Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.

5)Задание B5 (№ 28831)

Найдите корень уравнения

Учащиеся решают у доски предложенные уравнения.

1)

15 – 2x = 9

2x = 6

x = 3

Проверка.

3=3 (верно)

Ответ: x=3

2)

=

x=87

Проверка.

= (верно)

Ответ: x=87

3)

2x + 5 = 75

x = 35

Проверка.

5 = 5 (верно)

Ответ: x = 35

4)

-72 - 17x =

Проверка.

x= -9  меньший корень

9 = 9

x= -8

Ответ: x= -9  

5)

x + 2 = 64

x =62

Ответ: x = 62

Новый материал

Рассмотрим несколько уравнений и найдем наиболее рациональные способы их решения.

 = - 1

При любом допустимом значении x левая часть неотрицательна, а его правая часть отрицательна. Следовательно, уравнение не имеет решения.

Сумма двух неотрицательных выражений равна нулю, если они одновременно равны нулю. Следовательно, уравнение равносильно системе

,

которая противоречива. Следовательно, исходное уравнение не имеет решений.

Решите самостоятельно №61(3)

Подставляя корни первого уравнения во второе, узнаем, имеет ли система решение.

Подкоренные выражения – противоположные числа

=1;  

Проверка показала, что x=1

+ 6t = 0

        

 = 0;    

 = - 5;          - 5

Учащиеся записывают решение в тетрадь

Учащиеся выполняют задание №61(3)

3)=0

Система не имеет решений.

Значит, уравнение не имеет решений.

Ученик решает у доски:

Т.к.  ≥0  и ≥ 0, то левая часть уравнения равна нулю, если

+3x-4=0

 =1

Учащиеся выполняют задание и приходят к выводу:

Учащиеся записывают решение в тетрадь.

 Итог урока

Домашнее задание

№60(1), зад. В5 (№2999, 3285, 27471, 12561), дополнительно  задание по карточкам.

Учащиеся записывают задание в дневник.

Приложение 1.

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

Карточка №4

Карточка №5

Карточка №6

Карточка №7

Карточка №8

Карточка №9

Карточка №10

X+1 =

Карточка №11

Карточка №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»

 Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Конспект урока по алгебре для 7 класса по теме "Решение уравнений"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Решение уравнений". Материал содержит карточки для устной работы и резервные задания...

План–конспект урока по алгебре в 8 классе «Графический способ решения квадратных уравнений»

разработка урока по алгебре для 8 класса на тему   «Графический способ решения квадратных уравнений»...

Конспект урока по алгебре в 11 классе «Решение логарифмических уравнений и неравенств»

Конспект урока  по алгебре и началам анализа в 11 классе.Тема урока: « Решение логарифмических уравнений и неравенств»...

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"

Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...

Конспект урока алгебры в 9 классе по теме "Рациональные уравнения" ( для классов с углубленным изучением математики)

Урок-КВН, основная часть - математическая эстафета, где ответ предыдущего задания является условием следующего....