План-конспект проектного урока в 9 классе
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Дробот Вера Андреевна

Применение метода проекта на уроке математики по теме "Арифметическая прогрессия". Представлены презентации дутей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический паспорт урока.

Тема учебно-тематического плана.

Это обобщающий урок по теме «Арифметическая прогрессия».

Учебный проект «Арифметическая прогрессия вокруг нас».

Проблема: Где используется арифметическая прогрессия в жизни?

План урока для учеников (видимый):

Цель: найти примеры практического использования арифметической прогрессии в различных сферах деятельности человека.

Задачи:

-собрать и проанализировать информацию по теме «Арифметическая прогрессия»;

-оформить папку с собранным материалом;

-подготовить презентацию проекта.

Тип проектного урока:

 обобщающий проектный урок

Форма:

урочно- внеурочный урок

Этапы работы над проектом:

-погружение в проект

-организация деятельности

-осуществление деятельности

-презентация.

Разбиение на группы прошло в рамках предпрофильного обучения. В результате выделились следующие группы: историков, биологов, литераторов, физиков.

План урока для учителя (невидимый):

План учебного курса « Арифметическая прогрессия»

Цели и задачи:

А)познавательные:

-выработать умения планировать и анализировать свою работу;

-активизировать познавательный интерес к предмету;

-продолжить формирование умение работать с различными справочными материалами, работы в интернете;

Б)развивающие:

-формировать умение анализировать, систематизировать информацию, делать обобщение и выводы;

В)воспитывающие:

-воспитание деликатности, взаимопомощи, ответственности.

Ход урока:

I. Мотивационно- ориентированная часть.

Прежде чем начать урок, я хочу рассказать вам одну удивительную историю.

Очень давно, еще до нашей эры, в Древней Греции один правитель задал Эвклиду вопрос: «Сколько времени нужно, чтобы изучить математику?» На это ученый  ответил, что понадобится не год, не два, а целая жизнь. Правитель воскликнул: «Но я же не обычный смертный, а царь!» И тогда Эвклид произнес одну из своих знаменитых фраз.  Он сказал: «Нет царского пути в математику!».

Итак, царского, быстрого пути в математику нет. Но есть другой путь, по которому можно постигать эту науку в течение всей жизни. Вы изучаете математику уже несколько лет.    Не кажется ли вам, что вы блуждаете бесцельно?     Есть ли у вас цель в рамках сегодняшнего урока?

Ученик формулирует цель: «Показать практическое использование арифметической прогрессии в различных сферах деятельности человека» (Слайд №1,2,3,4)

2.Основная часть.

Работа руководителей групп заключается в заполнении оценочных листов и листов самооценки. Вы оцениваете работу каждой группы по параметрам таблицы и работу каждого члена группы, а группа определяет самого активного и деятельного ученика. Выставляйте баллы от 2 до 5.

Оценочный лист проектной работы «Арифметическая прогрессия вокруг нас»

№п/п

Параметры

1группа

2группа

3группа

4группа

1

Информативность работы

2

Организация работы группы

3

Качество презентации

4

Приращение знаний по теме

Лист самооценки, руководитель группы:

№п/п

Ф.И.участника группы

Качество и полезность предложенных идей

Уровень активности

Практическое применение

1

2

3

4

5

6

Решение своей проблемы представляет группа историков (слайд №7)

Каждая группа оценивает свою работу. Для этого учащимся было предложено ответить на вопросы:

-решили ли вы поставленную проблему?

-в чём сильные и слабые стороны вашего проекта?

Свою презентацию по теме защищает группа биологов (слайд №8)

Слово для защиты своей презентации группе литераторов (слайд №9)

И применение арифметической прогрессии в физике представляет группа физиков (слайд №10).

Работа в группе с последующей проверкой (слайд №11,12)

Руководителям групп сдать оценочные листы с указанием самого активного и дельного члена группы.

3.Итог урока: рефлексия (слайд №13)

Удалось ли нам решить поставленную проблему?

Продолжи любое из предложений

1.Результатом своей личной работы считаю, что я ..

2.Что   вам не хватало на уроке при решении задач?

 3.Кто оказывал вам помощь  в преодолении трудностей на уроке?

4. Домашнее задание  (слайд№14)

 У вас на столах лежит карта урока  и критерии её оценивания по теме АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ .

Напиши фамилию и имя _____________________________________ класс ____________________

Цель:         1. повторить  весь теоретический материал по теме

                2. выполнить задания тестов по теме

                3. найти различные элементы арифметической  прогрессии.

1. Теоретический материал:

        1. Что такое арифметическая прогрессия? _____________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

        2. Написать формулу n-го члена арифметической  прогрессии _____________________________

        3. Вписать недостающие слова

Каждый член арифметической ____________ начиная со второго, равен _________________________ арифметическому ________________________ с ним членов.

        4. Написать 1 формулу суммы n  членов арифметической прогрессии ________________________

        

5. Написать 2 формулу суммы n  членов арифметической прогрессии ________________________

2. Тестовые задания

1. Какое число не является членом арифметической прогрессии 2; 5; 8; 11 …

а) 26   b) 30    c) 122  d) 44

2. Какая из следующих последовательностей является арифметической прогрессией

а) последовательность чисел кратных 8  

b) последовательность натуральных степеней числа 3    

c) последовательность кубов натуральных чисел

d) последовательность чисел, обратных натуральным

3. Из арифметических прогрессий выберите ту -  членом которой является число 8

а) an = 3 n

b) an = - 3 n - 5

c) an = 2 n + 6

d) an = 3 n - 5

4. Разность арифметической прогрессии равна 4. Сумма семи первых  членов равна 651. Найти первый член этой прогрессии.

 а) 80

b) 129

c) 85

d) 81

5. В арифметической прогрессии а1 = -5, d = 4. Найдите сумму первых восемнадцати членов этой прогрессии.

a)  522

b)  416

c)  546

d)  664

e)  312

3. Выполнить следующие задания

Классная работа

Домашняя работа

  1. Дана арифметическая прогрессия 3; 7; 11 …

Найти 6-й член.

Решение

Найти 30-й член.

Решение

  1. Является ли число 106 членом арифметической прогрессии 10; 14….

Решение:

  1. Является ли число 30 членом арифметической прогрессии -25; -19….  

Решение:

  1. Сколько нужно сложить последовательных натуральных чисел, начиная с 30, чтобы их сумма равнялась 160?

Решение:

3. В арифметической прогрессии a1 =50, a7 = 1. Найти сумму первых двенадцати членов этой прогрессии.

Решение:

  1. Сумма третьего и пятого членов арифметической прогрессии равна 16, а шестой ее член на 12 больше второго. Найти разность и первый член данной прогрессии.

Решение:

4. Сумма второго и четвертого членов арифметической прогрессии равна 14, а седьмой ее член на 12 больше третьего. Найти разность и первый член данной прогрессии.

Решение:

  1. Найдите все значения х, при которых значения выражений 8х2 +3;  3х +2;  9 – 10 х2  являются тремя последовательными членами арифметической прогрессии.

5. Найдите все значения х, при которых значения выражений -9х2 +1;  х +2;  15 + 7 х2  являются тремя последовательными членами арифметической прогрессии.

Отметка __________

Итак, сегодня мы с вами говорили о прогрессии, которая называется арифметической. Но есть и другая прогрессия. А вот что это за прогрессия, мы узнаем на последующих уроках. А пока я вам расскажу такую легенду - загадку.

Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен её остроумием и разнообразием возможных в ней положений.  Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников. Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.  Мудрец поклонился.                                                                        -Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продолжал царь. - Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.   Сета молчал.                                                                              -Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.                                                                                                                                                     -Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе мою просьбу. Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.                                                                                           -Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.                                                                                                                                                    -Простое пшеничное зерно? – изумился царь.                                                                                                  -Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна,  за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую -32…                                                                                                                  -Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей. Сета улыбнулся хитро, покинул дворец и стал дожидаться   своего вознаграждения.                                                                                                                                        Стоит ли царю смеяться?

А ответить на этот вопрос вы сможете, изучив другую прогрессию, которая называется геометрической.                                                                                                                                               Урок окончен (слайд №15)

 Всем большое спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г руппа « Историков » у чащи хся 9 класса А

Слайд 2

Проблема : как арифметическая прогрессия связана с историей? Гипотеза : Мы считаем, так как т ермин « Прогрессия » -это « движение вперед » , значит «движение вперед» к ПОБЕДЕ приведёт.

Слайд 3

Война, она такое дело, О ней не вспоминать нельзя. Та память нам не надоела, Как мыслят некие «друзья». Мих.Тимошечкин «Военный архив»

Слайд 4

23 августа очевидцы прозвали «Сталиградская «Помпея». В 16 часов 18 минут, выполняя приказ Гитлера, фашисты подвергли Сталинград массированной варварской бомбардировке: в течение дня было произведено 2 тысячи самолето-вылетов. Только в первую минуту на Сталинград было сброшено 40 бомб, а каждую следующую количество бомб увеличивалось на 20. Город был разрушен, он превратился в море огня. Сколько бомб было сброшено в первый час бомбежи?

Слайд 5

Летом и осенью 1942 года противник продолжал наращивать силы на Сталинградском направлении. Группа армий “Б” в июле имела 42 дивизии, к концу августа – 61 девизию, а к исходу сентября - 80 дивизий. Войска направлялись сюда из резерва, перебрасывались с кавказского направления, из Румынии и Италии. Преобладание сил на этом этапе было на стороне противника. Сколько дивизий противника было на Сталинградском фронте к концу ноября?

Слайд 6

Самым распространенным и быстро изготавливаемым боеприпасом, пользующимся наибольшим спросом у солдат, бала граната «Ф-1», прозванная бойцами «фенькой». Эту гранату можно было получить всегда и в достатке. Изначально их выпуск составлял 200 «фенек» в день, а далее выпуск этих гранат увеличивали ежедневно на 40. Сколько фенек было выпущено в течение августа месяца, если предприятие не останавливало работу ни на минуту?

Слайд 7

Годы Отечественной войны не забудутся никогда. « Чем далее, тем все живей и величественней развернуты они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда все в нашей жизни было жестокой войной, когда и во сне нам снились бои и сражения, и будущая победа незримо накапливалась в наших мышцах, натруженных титаническим трудом ». П. Павленко


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арифметическая прогрессия в медицине и биологии . Создали: группа учеников 9 А класса

Слайд 2

Проблема: Узнать как применяется арифметическая прогрессия в медицине и биологии .

Слайд 3

Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)? Решение. Составим математическую модель задачи: 5, 1 0, 1 5,…,40, 40, 40, 35, 30,…,5 ап = а 1 +d(n- 1 ), 40=5+5( п - 1 ), п =8, S п =((a 1 +a п )n)/2, S8 =(5+40) · 8:2= 1 80, 180 капель больной принимал по схеме в первый период и столько же по второй период. Всего он принял 180+40+180=400(капель), всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.

Слайд 4

Курс воздушных ванн предполагает увеличение продолжительности процедуры с 15 минут до 1 часа 45 минут. Через сколько дней стоит прекратить процедуры, если каждый день курс должен увеличиваться на 10 минут? Ответ:9.

Слайд 5

В первом ряду растет одно дерево, во втором-2, в третьем-3 и т.д. Может ли сад иметь 105 деревьев? Ответ: да.

Слайд 6

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прогрессии в физике

Слайд 2

Улитка ползет по дереву. За первую минуту она проползла 30 см, а за каждую следующую минуту — на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет улитка вершины дерева длиной 5,25 м, если считать, что движение начато от его основания? Решение. a 1 =30, d =5, S n = 525, n> 0. S n = (2 a 1 + d ( n -1)) n :2; 525= (2 · 30+ 5 ( n -1)) n :2; 1050= (60+ 5 ( n -1)) n ; 1050= 55 n + 5 n 2 ; n 2 +11 n -210=0, n 1 =-21, n 2 =10 ( n> 0). Улика достигнет вершины за 10 дней.

Слайд 3

Задача. При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен? Решение. Составим математическую модель задачи: 1, 2, 3, 4, … ,12. Это арифметическая прогрессия, а 1 =1, d=1, а n =1 2 . Надо найти n. а n = a 1 +d(n-1); 12=1+1(n-1); n=12. S n =(a 1 +a n )∙n:2; S n =(1+12) · 12:2; S n =78. В одной кладке находится 78 бревен. Ответ: 78 бревен.

Слайд 4

Свободно падающее тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Какое расстояние будет пройдено падающим телом за пятую секунду. Дано: арифметическая прогрессия: а1=4,9 м , d = 9,8 м, п=5 с. Найти: а5 Решение: an= a1+ ( п - 1) d a5= 4,9+ (5 - 1) 9,8=4.9+39,2=44,1 Ответ: 44,1 м.

Слайд 5

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

План-конспект и презентация урока по математике 5 класс: "Обыкновенные дроби"

Тема: «Обыкновенные дроби»Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»Тип урока:  повторительно-обобщающийЦель урока:   повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ «ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ»

План-конспект и презентация урока математики в 5 классе с применением сингапурской системы. Используемые структуры: Джот Тотс, Тик-Тэк-Тоу, Релли Робин, Тэйк оф - Тач даун...