Викторина "Ох, уж эта математика!"
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) по теме

Юрова Татьяна Вячеславовна

Викторина для учащихся 8 -9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okh_uzh_eta_matematika.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для 9 класса

«Ох, уж эта математика»

Автор:

Юрова Татьяна Вячеславовна

учитель математики

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

        Викторина проводится среди учащихся 9-х классов. За неделю до проведения викторины учащимся сообщаются вопросы для подготовки, изготавливаются карточки для участников и трафареты для проверки ответов.

Викторину оценивает жюри, состоящее из учителей математики.

Предварительный отбор

Выбор участников проходит следующим образом: всем ученикам предлагается тест с выбором ответа. Учителем зачитываются вопросы, а ученики заполняют карточки теста. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Подводятся итоги предварительного теста и определяются участники супервикторины /5 человек/. Если число участников больше шести, то задаются дополнительные вопросы.

Дополнительные вопросы для предварительного тура

«Да хоть кого смутят вопросы быстрые...»

                                        А. Грибоедов

1. Что больше: сумма всех цифр или их произведение? /Сумма/.

2. Казалось бы, лупа должна увеличивать все без исключения предметы, но все же существуют такие объекты, которые лупа не увеличивает. Что это за объекты? /Углы/.

3. Такое же большое, как Эйфелева башня, а не вест ни грамма. Что же это? /Тень от нее/.

4. Что тяжелее: кг ваты или железа?

5. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты? /Арфа/.

Тест с выбором ответа:

Ученики из 3-х предложенных ответов должны выбрать правильный и занести его в карточку участника.

Карточка участника

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Натуральные числа:

а)  0,  1,  -1,  2,  - 2,  3,  - 3, ...  

б)  1,  2,  3,  4,  5,  6,   ...

в)  1, 1, 1, 1, 1, 1, ...

        2, 3. 4, 5, 6  

2. Р. Декарт является:

а) математиком и философом ХVII в.

б) древнегреческим математиком

в) современным французским математиком

3. На нуль можно делить:

а) каждое число

б) положительное число

в) любое числе нельзя делить на нуль

4. Нуль принадлежит множеству:

а) целых чисел

б) натуральных чисел
в) простых чисел

5. Теорема Пифагора действительна для:

а) равностороннего треугольника
б) любого треугольника

В) прямоугольного треугольника

6. Число 1

а) простое число
б) сложное число
в) ни простое, ни сложное

7. Переместительный закон не удовлетворяется в случае:

а) деления чисел
б) сложения чисел
в) умножения чисел

8. Множество целых чисел обозначается

а)

б) С

в)

9. Площадь прямоугольника вычисляется по формуле:

а)  

б)
в)

10. Архимед был

а) математиком

б) физиком

в) математиком и физиком

11. Сколько прямых можно провести через 2 точки?

а) одну
б) две

в) три

12. Сотая часть километра

а) 10 метров
б) 1 метр
в) 1 дециметр

13. Перевод слова "геометрия"

а) землеописание

б) землемерие

в) изучение свойств фигур

14. Простые числа

а) знали древнегреческие математики
б) открыли математики в конце XVI в.

в) открыли математики в начале XX в.

15.  Синус 30° равен

а)   1

     2

б)   3

     2

в)   2

     2

16. Уравнение гиперболы имеет вид

а)  y = ах3 + bх + с
б)  
y = kx + b
в)  y = k

         х

Первый круг викторины «ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ»

        Участники сами выбирают по два номера с 1 по 12. Каждому номеру соответствует имя математика. Участник должен ответить, чем известен этот математик. Каждый правильный ответ оценивается по 3 балла. Если ученик ответит, в каком веке жил этот математик, добавляется еще 3 балла.

        После того, как каждый кандидат ответит /или нет/ на свои 2 вопроса, жюри подсчитывает очки. Сообщается результат первого круга и объявляется начало второго.

Великие математики

  1. Ферма
  2. Евклид
  3. Декарт
  4. Ератосфен
  5. Пифагор
  6. Архимед
  7. Эйлер
  8. Лобачевский
  9. Гипатия
  10. Брадис
  11. Ньютон
  12. Фалес

Второй круг викторины

«ЗНАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ И ОБОЗНАЧЕНИЙ»

        Участники вновь выбирают номера с 1 по 18-й по 3 номера. Они должны ответить на вопросы: "Как называется символ, каково его значение, привести пример. Каждый правильный ответ оценивается по 3 балла. Если участник сообщит, кто ввел этот символ, историю символа, добавляется еще 5 баллов.

Знание математических символов и обозначений

  1.         ∪
  2.         ⋂
  3.         ∈
  4.         > 
  5.         ( ; ), (а; b)
  6.         ∉
  7.         
  8.         //
  9.         
  10.         Q
  11.         е
  12.         а
  13.         R

Третий круг викторины

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ»

        Участникам предлагаются на выбор 20 вопросов. Каждый должен ответить на 3 вопроса. Жюри подсчитывает очки, торжественно оглашается имя победителя большой супервикторины "Ох, уж эта математика!"

        Во время подсчета баллов зачитываются сообщения из серии "Биографические миниатюры" и показывается миниатюра на математическую  тему.

Биографические миниатюры

        Г.В. Лейбниц

        Лейбниц пролагал новые пути как философ, юрист, теолог, историк, изобретатель, физик, естествоиспытатель, геолог, химик, политик, языковед, логик и наряду с этим как математик. В математике, где Лейбниц, по его собственным словам, был самоучкой, он изобрел анализ позже Ньютона, но независимо от него.

        Петр I во время своих неоднократных встреч с Лейбницем в Германии /1697, 1711 - 1712, 1716/ консультировался с ним по вопросам распространений просвещения в России и плана создания Академии наук в Петербурге и пожаловал его званием тайного советника юстиции русской службы.

        К. Ф. Гаусс

        Гаусс полущутя вспоминал, что умел считать раньше, чем выучился говорить. В молодости он увлекался языкознанием и математикой. В неполные 19 лет, построив циркулем и линейкой правильный 17 - угольник, он сделал выбор. В дальнейшем интересы Гаусса охватывали всю математику, астрономию, физику и геодезию. Как обнаружилось из его записных книжек, он предвосхитил множество открытий, сделанных впоследствии другими математиками. Еще при жизни Гаусса считали равным Архимеду и Ньютону.

Миниатюры

За столом сидит ученик-старшеклассник. Он в роли учителя математики. К столу прикреплен плакат: "Экзамен по математике".
Вбегает ученик.

- Извлекать корни умеете? - спрашивает экзаменатор.
- Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечется из почвы.

- Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.

- Это будет "девя", так как в слове "девять" суффиксом является "ть".

- Вы меня не совсем поняли, я имел в виду корень квадратный.

- Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.

- Арифметический квадратный корень из девяти.

- Три, так как три в квадрате равно девяти.

Литература и ссылки:

  1. Умные программы для умных детей. http://astersoft.net/prezentatsija-k-uroku-po-algebre-8-klass-na-temu-prezentatsija-i-plan-uroka
  2. Литература по истории математики http://eek.diary.ru/p77020421.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...