Форма организации урока как один из факторов качества знаний учащихся
статья по алгебре по теме

Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Материалы всероссийской научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование в инновационном пространстве Республики Мордовия» / под ред. Р.В.Бочковой, А.А.Зубрилина; МРИО. – Саранск, 2009. – 190 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gorbunova_ln_pakhnutova_nv.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Статья опубликована на стр. 154 – 156 в сборнике

Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Материалы всероссийской научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование в инновационном пространстве Республики Мордовия» / под ред. Р.В.Бочковой, А.А.Зубрилина; МРИО. – Саранск, 2009. – 190 с.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Горбунова Л.Н.

МРИО, г.Саранск

Пахнутова Н.В.

МОУ «СОШ №27», г.Саранск

В XXI веке перед обществом встала проблема создания системы образования, которая предоставляла бы возможность для интеллектуального развития каждого человека, была способной вести подготовку специалистов с высоким уровнем личностных и профессиональных качеств. Большое значение при решении этой проблемы играет компьютеризация сферы образования.

Информационные технологии сегодня внедряются во все сферы человеческой деятельности, в том числе и образовательную деятельность. Поэтому стоит задача создания единого информационного пространства, где информационные технологии будут занимать определенное место, но не будут подменять собой личностное общение. Формирование единой образовательной среды позволит унифицировать и систематизировать информацию, сделать ее доступней и оградит учащихся от некачественной и запрещенной законом информации.

Информатизация образовательного процесса на современном этапе выдвигает задачу перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования, которые в перспективе и должны обеспечить качественный «рывок вперед» муниципальной системы образования.

Проблема качества образования актуальна во все времена. Качество образования – это ресурс преобразований в стране; основным компонентом являются люди, получившие в процессе образования некий набор социальных востребованных знаний, умений, навыков, опыта. Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качество образования, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно, так как это управляемый процесс. Школа должна создать условия для формирования личности с помощью соответствующих методов и форм организации обучения. В дидактике выделяют четыре основных формы организации познавательной деятельности на уроке: индивидуальную, фронтальную, групповую, коллективную. Нельзя отдавать предпочтение какой-то одной форме. Учитель должен уметь разумно использовать их при решении различных типов задач. Ведь целью обучения является не только накопление знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как субъекта своей образовательной деятельности.

Основным средством решения задач образования, заключающихся в воспитании и развитии личности, является познавательная активность. Она реализуется и развивается на уроках и во внеурочное время. Урок – это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения. Урок был, есть и останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся. Преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

  1. благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
  2. позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;
  3. стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;
  4. на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.

Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Задача учителя заключается в умении внедрять на уроках различные технологии, позволяющие эффективно и быстро решать задачи обучения. Использование мультимедийных технологий на уроке значительно экономит время, помогает лучше воспринимать, понимать и усваивать материал. Знакомство учащихся с новыми компьютерными технологиями способствует развитию мотивационной сферы учащихся и разнообразию форм учебно-познавательной деятельности на уроке. Уроки бывают традиционные и нетрадиционные. Какое влияние оказывают эти формы урока на качество знаний учащихся общеобразовательной школы?

Традиционная форма урока является классической. Каждый традиционный урок имеет свою структуру. Она зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Традиционная форма урока помогает в формировании базовых понятий математики: адаптирует материал к возрастным особенностям учащихся; позволяет применять полученные учащимися знания в жизни; развивает интеллект, эрудицию, расширяет кругозор учеников.

Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока способствуют развитию познавательного интереса, стимулируют активность учащихся.

Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);

4) создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

5) менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;

7) управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.

Учителю важно разумно сочетать в процессе обучения математике как традиционные, так и нетрадиционные формы урока. Реализация совокупности требований к системе уроков обеспечит необходимый уровень организованности, а, следовательно, и качества урока в современной школе. Однако, необходимо помнить, что успех осуществления любой формы познавательной деятельности зависит от тщательной подготовки учителя, от его профессиональной компетентности, творческого подхода.

Немаловажным фактором, влияющим на повышение качества знаний учащихся, является общешкольный уровень управления качеством образования, которое невозможно осуществлять только на административной основе. Управление качеством образования требует участия всех субъектов образовательного процесса. Оно включает следующие компоненты:

  • контроль качества;
  • мотивация;
  • организация;
  • планирование, проектирование;
  • анализ;
  • исследование качества.

Целью управления качеством является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, повышения его авторитета в социуме, укрепление статуса, стабилизация будущего.