Зачет по алгебре для 8 класса
материал по алгебре (8 класс) по теме

Цыганенкова Оксана Юрьевна

Материал разработан для учащихся 8 класса, чтобы проверить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnyy_material_po_algebre_dlya_8_klassa.docx709.65 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетный материал

по алгебре

8 класс

Составила учитель математики:

Цыганенкова Оксана Юрьевна

Зачет № 1 по теме: «Неравенства».

Цели:

  1. Систематизировать полученные ранее знания о положительных и отрицательных числах;
  2. Сформировать представления о числовых неравенствах; об основных свойствах числовых неравенств;
  3. Повторить сложение и умножение неравенств; строгие и нестрогие неравенства;
  4. Научить решать системы неравенств; уравнения и неравенства, содержащие модуль.

Основные понятия и определения:

  • положительные и отрицательные числа;
  • числовые неравенства;
  • основные свойства числовых неравенств;
  • строгие и нестрогие неравенства;
  • неравенства с одним неизвестным;
  • числовые промежутки;
  • решение систем неравенств; модуль числа;
  • уравнения и неравенства, содержащие модуль.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • свойства числовых неравенств;
  • правила решения числовых неравенств.

Учащиеся должны уметь:

  • применять основные свойства числовых неравенств и правила решения неравенств на практике.

Теоретическая часть:

Положительные и отрицательные числа.

Положительное рациональное число – это число вида k/n, где  k и  n – натуральные числа.

Отрицательное рациональное число – это число вида –k/n, где  k и n – натуральные числа.

Рациональными числами называют числа вида m/n, где m – целое, n – натуральное число.

Положительные числа называют большими нуля, а отрицательные – меньшими нуля.

Знаки < и > называют противоположными.

Свойства чисел:

Формулировка с помощью букв

Словесная формулировка

Если a>0 и b>0, то  a+b>0, ab>0, a/b>0.

Сумма, произведение и частное двух положительных чисел – положительные числа.

Если a<0 и b<0, то a+b<0, ab>0, a/b>0.

Сумма отрицательных чисел отрицательна, а произведение и частное двух отрицательных числе положительны.

Если a>0 и b<0, то ab<0, a/b<0, b/a<0.

Произведение и частное положительного и отрицательного чисел отрицательны.

Если ab>0, то или a>0 и b>0,

или a<0 и b<0.

Если a/b>0, то или a>0 и b>0,

или a<0 и b<0.

Если произведение или частное двух чисел положительно, то эти числа имеют одинаковые знаки (т.е. оба числа положительны или оба отрицательны).

Если ab<0, то  или a>0 и b<0,

или a<0 и b>0.

Если a/b<0, то или

a>0 и b<0,

или a<0 и b>0.

Если произведение или частное двух чисел отрицательно, то эти числа имеют разные знаки (т.е. одно из них положительно, а другое отрицательно).

Если ab=0, то или a=0, b≠0,

или a≠0, b=0.

или a=0, b=0.

Если произведение двух чисел равно нулю, то хотя бы одно из этих чисел равно нулю.

Если a/b=0, то a=0 b≠0.

Если дробь равна нулю, то ее числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.

Числовые неравенства

Определение. Число a больше числа b, если разность a-b положительна. Число a меньше числа b, если разность a-b отрицательна.

Таки образом, неравенство a>b означает, что разность a-b положительна, т.е. a-b>0. Неравенство a

 Основные свойства числовых неравенств

Теорема 1. Если a>b и b>c, то a>c.

По условию a>b и b>c. Это означает, что a-b>0 и b-c>0. Складывая положительные числа a-b и b-c, получаем (a-b)+(b-c), т.е. a-c>0. Следовательно, a>c.

Теорема 2. Если к обеим частям неравенства прибавить одно и то же число, то знак неравенства не изменится.

Следствие. Любое слагаемое можно перенести из одной части неравенства в другую, изменив знак этого слагаемого на противоположный.

Теорема 3. Если обе части неравенства умножить на одно и тоже положительное  число, то знак неравенства не изменится. Если обе части неравенства умножить на одно и то же отрицательное число, то знак неравенства изменится на противоположный.

Следствие. Если обе части неравенства разделить на одно и то же положительное число, то знак неравенства не изменится. Если обе части неравенства разделить на одно и то же отрицательное число, то знак неравенства изменится на противоположный.

Сложение и умножение неравенств

Теоремы о сложении и умножении неравенств:

  1. При сложении неравенств одинакового знака получается неравенство того же знака: если a>b и c>d, то a+c>b+d.
  2. При умножении неравенств одинакового знака, у которых левые и правые части положительны, получается неравенство того же знака: a>b, c>d и a, b, c, d – положительные числа, то ac>bd.

 Неравенства с одним неизвестным

Решением неравенства с одним неизвестным называется то значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство.

        Решить неравенство – это значит найти все его решения или установить, что их нет.

Решение неравенств

Свойство 1. Любой член неравенства можно перенести из одной части неравенства в другую, изменив знак этого члена на противоположный; при этом знак неравенства не меняется.

Свойство 2. Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю; если это число положительно, то знак неравенства не меняется, а если это число отрицательно, то знак неравенства не меняется на противоположный

Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки

Решением системы неравенств с одним неизвестным называется то значение неизвестного, при котором все неравенства системы обращаются в верные числовые неравенства.

Решить систему неравенств – это значит найти все решений этой системы или установить, что их нет.

Если a

Если a

Множества чисел x удовлетворяющих неравенствам a≤x

Отрезки, интервалы, полуинтервалы и лучи называют числовыми промежутками.

Модуль числа

Модулем неотрицательного действительного числа x называют само это число: | x | = x; модулем отрицательного действительного числа x называют противоположное число: | x | = - x.
Короче это записывают так:

(1)

Свойства модулей:

Задания для самостоятельной работы

Уровень 1.

  1. Поставьте вместо  знак =, > или < так, чтобы получилось верное равенство или неравенство:

  1. Расположите в порядке возрастания числа:

3. Найдите корни уравнения:

4.  Решите неравенство и изобразите множество его решений на координатной прямой:

5. Решите неравенство:


Уровень 2.

1. Решите неравенство:

2. Изобразите на координатной прямой промежуток:

3. Изобразите на координатной прямой и запишите, используя введенные обозначения, промежуток, задаваемый условием:

4 . Решите уравнение:

5. Решите систему неравенств:

Зачет № 2 по теме: «Квадратные корни».

Цели:

  1. Систематизировать полученные ранее знания о рациональных числах;
  2. Научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Основные понятия и определения:

  • арифметический квадратный корень;
  • действительные числа;
  • квадратный корень из степени;
  • квадратный корень из произведения;
  • квадратный корень из дроби.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление об иррациональных числах, знать определение и свойства арифметического квадратного корня.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять вычисления и алгебраические преобразования в выражениях, содержащих квадратные корни; уметь строить график функции.

Теоретический материал

Арифметический квадратный корень

Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.

Действие нахождения квадратного корня из числа называют извлечением квадратного корня.

Действительные числа

Рациональное число можно  записать в виде десятичной дроби, конечной или бесконечной.

Любое рациональное число можно представить либо в виде конечной десятичной дроби, либо в виде бесконечной периодической десятичной дроби.

Бесконечные десятичные непериодические дроби называют иррациональными числами. Рациональные и иррациональные числа образуют множество действительных чисел.

Квадратный корень из степени

Теорема 1. Если а  и в 0, то  =.

Теорема 1 верна и тогда, когда число множителей под знаком корня больше двух.

=.

Теорема 2. Если а 0 и  в 0, то=.

Для доказательства достаточно установить, что 1)  0 и 2) ()2=.

Теорема  1.                

Квадратный корень из произведения двух неотрицательных чисел равен произведению квадратных корней из этих чисел:

Задания для самостоятельной работы № 2

1. Найдите значение арифметического квадратного корня:

2. Найдите число, арифметический квадратный корень из которого равен:

3. Вычислите:

4. Найдите значение корня:

5. Найдите значение выражения:

6. Найдите значение произведения:

Зачет № 3 по теме: «Квадратные уравнения».

Цели:

  1. Систематизировать полученные ранее знания о квадратных уравнениях;
  2. Выработать умения решать квадратные уравнения; уравнения, сводящиеся к квадратным и применять их к решению задач;
  3. Познакомить с общим видом квадратного уравнения и формулами для нахождения корней.

Основные понятия и определения:

  • квадратное уравнение и его корни;
  • неполные квадратные уравнения;
  • метод выделения полного квадрата;
  • решение квадратных уравнений;
  • приведенное квадратное уравнение;
  • теорема Виета;
  • уравнения, сводящиеся к квадратным;
  • решение задач с помощью квадратных уравнений;
  • решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени;
  • комплексные числа.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • определение квадратного уравнения, формулы его корней, теорему Виета; 

Учащиеся должны уметь:

  • решать разнообразные квадратные уравнения, дробные рациональные уравнения, решать задачи с помощью уравнений.

Теоретический материал:

Квадратные уравнения

Определение 1. Квадратным уравнением называют уравнение вида


где коэффициенты a, b, c — любые действительные числа, причем a ≠ 0.

Коэффициенты a, b, c различают по названиям: a —
первый, или старший, коэффициент; b — второй коэффициент, или коэффициент при x; c — свободный член.

Определение 2. Квадратное уравнение называют приведенным, если его старший коэффициент равен 1; квадратное уравнение называют неприведенным, если старший коэффициент отличен от 1.
Так, уравнение

— неприведенное квадратное уравнение (старший коэффициент равен 2), а уравнение


— приведенное квадратное уравнение.
Кроме приведенных и неприведенных квадратных уравнений различают также полные и неполные уравнения.

Определение 3. Полное квадратное уравнение — это квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого коэффициенты b и c отличны от нуля. Неполное квадратное уравнение — это уравнение, в котором присутствуют не все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого хотя бы один из коэффициентов b, c равен нулю.
Обратите внимание: об 
  речи нет, этот член всегда присутствует в квадратном уравнении.

Определение 4. Корнем квадратного уравнения   называют всякое значение переменной x, при котором квадратный трехчлен    обращается в нуль; такое значение переменной x называют также корнем квадратного трехчлена.

Можно сказать и так: корень квадратного уравнения
— это такое значение x, подстановка которого в уравнение обращает уравнение в верное числовое равенство 0 = 0.
Решить квадратное уравнение — значит найти все его корни или установить, что корней нет.

Теорема Виета

Теорема 1
(теорема
Виета).

 

Пусть x1, x2 — корни квадратного уравнения  . Тогда сумма корней равна  , а произведение корней равно  :

Например, для уравнения  , не находя его корней, можно, воспользовавшись теоремой Виета, сразу сказать, что сумма корней равна  , а произведение корней равно  , т. е. - 2. А для уравнения    заключаем: сумма корней равна 6, произведение корней равно 8; между прочим, здесь нетрудно догадаться, чему равны корни: 4 и 2.

Доказательство теоремы Виета. Корни x1 и x2 квадратного уравнения    находятся по формулам

   


где 
  — дискриминант уравнения. Сложив эти корни, получим


Первое соотношение доказано: 
.
Теперь вычислим произведение корней x
1 и x2 Имеем

Второе соотношение доказано: 

Замечание. Теорема Виета справедлива и в том случае, когда квадратное уравнение имеет один корень (т. е. когда D = 0), просто в этом случае считают, что уравнение имеет два одинаковых корня, к которым и применяют указанные выше соотношения.
Особенно простой вид принимают доказанные соотношения для приведенного квадратного уравнения
. В этом случае получаем:

   


т.е.
сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

С помощью теоремы Виета можно получить и другие соотношения между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Пусть, например, x
1 и x2 — корни приведенного квадратного уравнения . Тогда



Итак,

Однако основное назначение теоремы Виета не в том, что она выражает некоторые соотношения между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Гораздо важнее то, что с помощью теоремы Виета выводится формула разложения квадратного трехчлена на множители, без которой мы в дальнейшем не обойдемся.

Теорема 2.

Если    и    - корни квадратного трехчлена  , то справедливо тождество

Доказательство. Имеем


По теореме Виета, 
. Значит,



Формулы корней квадратных уравнений

Пусть дано квадратное уравнение  . Имеем





Обычно выражение    обозначают буквой D и называют дискриминантом квадратного уравнения    (или дискриминантом квадратного трехчлена  ).
Таким образом,

Значит, квадратное уравнение    можно переписать в виде

и далее

                                                            (1)

Любое квадратное уравнение можно преобразовать к виду (1), удобному, как мы сейчас убедимся, для того, чтобы определять число корней квадратного уравнения и находить эти корни.

Теорема 1.

Если  , то квадратное уравнение    не имеет корней.


Доказательство. Если D < 0, то правая часть уравнения (1) — отрицательное число; в то же время левая часть уравнения (1) при любых значениях x принимает неотрицательные значения. Значит, нет ни одного значения x, которое удовлетворяло бы уравнению (1), а потому уравнение (1) не имеет корней.

Пример 1. Решить уравнение  .
Решение. Здесь a = 2, b = 4, c = 7,

Так как D < 0, то по теореме 1 данное квадратное уравнение не имеет корней.

Теорема 2.   

 

Если  , то квадратное уравнение    имеет один корень, который находится по формуле


Д о к а з а т е л ь с т в о. Если D = 0, то уравнение (1) принимает вид 
. Значит,  , т.е.  - единственный корень уравнения.

Замечание 1. Помните ли вы, что    — абсцисса вершины параболы, которая служит графиком функции  ? Почему именно это значение оказалось единственным корнем квадратного уравнения  ? «Ларчик» открывается просто: если D = 0, то, как мы установили ранее,


Графиком же функции 
  является парабола с вершиной в точке    (см., например, рис. 98). Значит, абсцисса вершины параболы и единственный корень квадратного уравнения при D = 0 — одно и то же число.

Пример 2. Решить уравнение  .
Решение. Здесь a = 4, b = -20, c = 25, 
Так как D =0, то по теореме 2 данное квадратное уравнение имеет один корень. Этот корень находится по формуле 
  Значит,  .
Ответ: 2,5.

Задания для самостоятельной работы № 3

Уровень 1.

Практическая часть:

  1. В квадратном уравнении подчеркните одной чертой первый коэффициент, двумя чертами второй и тремя – свободный член:

2. Решите уравнение:

3. Решите уравнение и сделайте проверку:

4. Найдите корни уравнения:

5. Найдите дискриминант квадратного уравнения:

6. Сколько корней имеет уравнение:

7. Решите уравнение:


Уровень 2

  1. Решите уравнение:

  1. Решите уравнение:

  1. Решите систему уравнений:

Зачет № 4 по теме: «Квадратичная функция».

Цели:

  1. Систематизировать полученные ранее сведения о квадратичной функции;
  2. Сформировать представления о функции y=x2 и ее графике;
  3. Сформировать представления о функции y=аx2 и ее графике;
  4. Сформировать представления о функции y=ax2+bx+c;
  5. Уделить внимание на построение графика с использованием координат вершины параболы, нулей функции и нескольких дополнительных точек;
  6. Сформировать умения определять по графику промежутки возрастания и убывания функции, нули функции.

Основные понятия и определения:

  • определение квадратичной функции;
  • построение графика квадратичной функции;
  • функция y=x2;
  • функция y=аx2;
  • функция y=ax2+bx+c

Теоретический материал:

Квадратным уравнением называют уравнение вида  , где    — любые числа (коэффициенты), причем . Используя наши знания о некоторых функциях и их графиках, мы в состоянии уже теперь, не дожидаясь систематического изучения темы «Квадратные уравнения», решать некоторые квадратные уравнения, причем различными способами; мы рассмотрим эти способы на примере одного квадратного уравнения.

Пример.
 Решить уравнение  .
Решение.
I способ. Построим график функции 
1) Имеем: 
. Значит, вершиной параболы служит точка (1; -4), а осью параболы — прямая x = 1.
2) Возьмем на оси x две точки, симметричные относительно оси параболы, например точки x = -1 и x = 3. Имеем 
. Построим на координатной плоскости точки (-1; 0) и (3; 0).
3) Через точки (-1; 0), (1; -4), (3; 0) проводим параболу (рис. 68).
Корнями уравнения 
  являются абсциссы точек пересечения параболы с осью x; значит, корни уравнения таковы: x1 = - 1, x2 = 3.

II способ. Преобразуем уравнение к виду  . Построим в одной системе координат графики функций и (рис. 69). Они пересекаются в двух точках A (- 1; 1) и B (3; 9). Корнями уравнения служат абсциссы точек A и B, значит, x1 = - 1, x2 = 3.

Рассмотрим многочлен  , где a,b,c - числа (коэффициенты), причем a ≠ 0. Его обычно называют квадратным трехчленом; при этом одночлен называют старшим членом квадратного трехчлена, а коэффициент a — старшим коэффициентом.
Функцию
, где a,b,c - произвольные числа, причем a ≠ 0, называют квадратичной функцией. Это название можно объяснить тем, что старший член трехчлена    содержит x в квадрате.
Опираясь на результаты, полученные выше, мы сможем построить график любой квадратичной функции. Один такой график мы построили в конце предыдущего параграфа, воспользовавшись методом выделения полного квадрата. Рассмотрим еще один пример.
Пример 1. Построить график  .
Решение. Выделим полный квадрат в квадратном трехчлене  . Имеем



.


Для построения графика функции 
  перейдем к вспомогательной системе координат с началом в точке (-1; 4) (пунктирные прямые x = - 1 и y = 4 на рис. 61). Привяжем функцию  к новой системе координат. С этой целью выберем контрольные точки для функции  , например: (0; 0), (1; -3), (-1; -3), (2; -12), (-2; -12), но строить их будем не в старой, а в новой системе координат (эти точки отмечены на рис. 61). По этим точкам построим параболу - получим требуемый график (рис. 62).
Итак, применив метод выделения полного квадрата, мы преобразовали квадратный трехчлен к виду
  и использовали алгоритм 2 (заметим, что с равным успехом мы могли бы использовать и алгоритм 1 - кому что нравится). Оказалось, что графиком функции   является парабола, которая получается из параболы    параллельным переносом. А в конце предыдущего параграфа мы установили, что графиком функции    также является парабола; она получается из параболы    параллельным переносом. Оказывается, график любой квадратичной функции   можно получить из параболы   параллельным переносом, причем для доказательства этого факта используется та же идея - выделение полного квадрата.

Теорема

Графиком квадратичной функции    является парабола, которая получается их параболы    параллельным переносом.


Доказательство. Воспользуемся методом выделения полного квадрата. Имеем



.

Итак, нам удалось преобразовать квадратный трехчлен  к виду  , где    .

Чтобы построить график функции 
, нужно выполнить параллельный перенос параболы   так, чтобы вершина параболы оказалась в точке  (рис. 63). Теорема доказана.
Обратите внимание на следующее важное обстоятельство: из проведенного доказательства следует, что вершиной параболы
  служит точка  .  Осью параболы является прямая  , т.е.  .
Итак,
 осью параболы    служит прямая  ; абсцисса    вершины параболы    вычисляется по формуле

.

Формулу для ординаты вершины параболы запоминать не нужно (речь идет о формуле , т.е.  ). Во-первых, она довольно громоздкая, а во-вторых, если известна абсцисса  , то ординату    всегда можно вычислить по формуле  , где  .

Задания для самостоятельной работы № 4

Уровень 1.

1. В одной и той же системе координат постройте графики функций  и  Используя построенные графики:

1) выясните, какая из этих функций:

        а) возрастает в промежутке

        б) убывает в промежутке

2) решите неравенство:

        а)         б)         в)         г)

2. Принадлежит ли графику функции  точка

3. Найдите координаты точки пересечения параболы  и прямой:

4. Является ли функция  возрастающей (убывающей):

1) на отрезке  2) в интервале

3) на отрезке  4) в интервале

5. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции  где


Уровень 2.

1. Найдите координаты вершины параболы:

2. Найдите координаты точки пересечения параболы с осями координат:

3. Постройте график функции  и найдите, используя график:

1) значение функции при

2) значение х, при которых у = 7; –3;

3) нули функции, промежутки, в которых

4) промежутки возрастания и убывания функции;

5) значение х, при котором функция принимает наибольшее или наименьшее значение.

4. Принадлежит ли графику функции  точки  

Литература

  1. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин «Алгебра, учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений». – М.: Просвещение, 2004 г.
  2. Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров «Изучение алгебры в 7 – 9 классах». – М.: Просвещение, 2004 г.
  3. Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович «Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы». – М.: Дрофа, 2002 г.
  4. Е.М. Ключникова, И.В. Комиссарова «Математика. Экспериментальная экзаменационная работа 8 класс. Типовые тестовые задания». – М.: Экзамен, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по теме - Обратная пропорциональность Алгебра 8 класс

Групповая работа на уроке - это деятельность школьников, которая является коллективной. Цель этой деятельности требует объединения усилий всего коллектива.В этом процессе между членами коллектива...

Зачеты по алгебре по темам: "Производная", "Применение производной". 10 класс.

Зачет имеет большое обучающее и воспитывающее значение для учащихся.В вечерней школе зачеты проводятся после каждой большой темы или раздела программы. Подготовка к зачетам должна начинаться с п...

Вопросы к теоретическому зачету по теме "Функция" по алгебре 9 класс.

Представлены вопросы по теоретическому материалу по теме "Функция" для учеников 9 класса....

Подготовка к зачету по алгебре по теме: "Показательная функция", 11 класс

Предложенный материал содержит теоретические вопросы и примерные задания для подготовки к зачетному занятию по теме: "Показательная функция"...

к тематическому зачету по алгебре 8 класс

вопросы составлены по трем темамм "Неравенства", "Квадратные корни", "квадратные уравнения"...

Теоретический зачет по алгебре, 10 класс

Зачет по алгебре, материал 7-9 классов, начало 10 класса...

зачеты по алгебре 8 класс

вопросы к зачетам...