Рабочая программа дополнительных образовательных занятий по математике для 8 класса «Решение задач с параметром и модулем»
рабочая программа (алгебра, 8 класс) на тему

Флотская Надежда Николаевна

Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включение курса «Решение задач с модулем и параметрами». Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnye_obrazovatelnye_zanyatiya_8_klass.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  дополнительных образовательных  занятий по математике для 8 класса

«Решение задач с параметром и модулем»

Пояснительная записка 

               Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин   и продолжения образования.

            Наряду с решением основной задачи углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии существенным образом связанных с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Основная функция дополнительных занятий по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, её профессиональных интересов.

Присутствие таких занятий повышает вероятность того, что учащиеся сделают осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой.

Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включение курса «Решение задач с модулем и параметрами». Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.

Дополнительные занятия предназначены для учеников 8 класса. Основная задача этих занятий как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя занятий, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

В настоящее время на экзамены за курс основной школы и на вступительных экзаменах предлагаются задачи и примеры с модулем и параметрами решения, которых вызывает у учащихся затруднения. Поэтому данные темы я взяла для изучения.

 

 

Требования к уровню усвоения содержания курса.

                              В результате изучения данных тем учащиеся должны уметь:

                - прочно усвоить понятие модуль числа;

- уметь решать уравнения, содержащие абсолютную величину;

- уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;

- уметь решать линейные, квадратные неравенства с  модулем;

- строить графики уравнений, содержащие модули;

- уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;

- уметь решать неравенства с параметром.

 

Содержание.

Раздел I. Решение задач с модулем.

- Понятие модуля. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Решение уравнений.

- Функция Y=|x|. Построение графиков функций, связанных с модулем.

 Раздел II. Решение задач с параметрами.

- Линейное уравнение с одним неизвестным. Линейное уравнение с параметром. Решение рациональных уравнений с параметром.

- Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Основные приемы решения уравнений, неравенств, содержащих параметры.

Формы контроля.

Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.

В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.

Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа.

                              Тематический план

 

п/п

Содержание.

Количество часов

Раздел I.

Решение задач с модулем.

17 ч.

Тема 1.

Понятие модуля.

1ч.

Тема 2.

Уравнения, содержащие абсолютные величины.

3ч.

Тема 3.

Неравенства, содержащие абсолютные величины.

3ч.

Тема 4.

Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины.

4 ч.

Тема 5.

Графики уравнений с модулями.

4 ч.

Тема 6.

Тестовая работа.

2 ч.

Раздел II.

Решение задач с параметрами.

17 ч.

Тема 1.

Знакомство с параметрами.

1ч.

Тема 2.

Уравнение первой степени с одним неизвестным.

2ч.

Тема 3.

Линейное неравенство.

2ч.

Тема 4.

Квадратные уравнения.

2ч.

Тема 5.

Квадратные неравенства.

2ч.

Тема 6.

Линейные уравнения и неравенства с модулем.

2ч.

Тема 7.

Квадратные уравнения и неравенства с модулем.

2ч.

Тема 8.

Линейные системы с двумя переменными.

2ч.

Тема 9.

Тестовая работа.

2ч.

 

Приложение 1.

 Раздел I.  Решение задач с модулем (17 часов).

 Основная цель:

 - познакомить учащихся с основными приемами решения уравнений и неравенств, содержащих абсолютные величины;

- познакомить учащихся с основными приемами построения графиков уравнений, содержащих модули.

 Задачи для самостоятельного решения.

 Тема 2: Уравнения, содержащие абсолютные величины.

  1. Решить уравнения. 

 

  1. | x+5| = |10+x|
  1. 5/3-|x-1|=|x|+2
  1. |3x+1|+x=9
  1. |x-4,2|*(x-4,2)=-1
  1. |x-3|+2|x+1|=4
  1. (2x-1)*(|x|+1)=3
  1. |3x-1|=7x+11
  1. X+1/|x-3|=2x
  1. |7x-1|=|2x+4|
  1. |x+2|/3=x+2/5+x
  1. |x+1|+|2-x|=|x+3|
  1. 2|x+1|=|x-3|
  1. x2=|1-2x2|
  1. 2|x2+2x-5|=x-1
  1. |9x-8|=4x+1
  1. |x+1|-|x-2|+|3x+6|=0
  1. |x2-6x+7|=|3x-11|
  1. |x2-4|-|9-x2|=5
  1. |x+3|+|2x-1|=8
  1. |x-|2x+3||=3x-1
  1. |5-x|=2(2x-5)
  1. ||x+4|-2x|=3x-1
  1. |5-2x|+|x+3|=2-3x
  1. |x2-3x+2|+x/|x2-x|+1=1
  1. |5-x|+|x-1|=10
  1. |x2-4x|+3/x2+|x-5|=1
  1. |x+2| =  2/3-x
  1. |-2x-|3x+4|+5|=1-5x

                         Тема 3: Неравенства, содержащие абсолютные величины. 

  1. Группа А. 

Решить неравенства и указать наименьшее целое положительное решение для каждого из них:

 

  1. |x| < 3
  1. |x| > 1
  1. |x-3| < 2
  1. |x+1|  > 1
  1. |x+2|  > -2
  1. |x-3| < -1
  1. |x-7| ≤ 0
  1. |x-2| * (x-1) >  0
  1. |3x-2,5| ≤  2
  1. |5-2x|  > 1

 Группа B.

Решить неравенства и указать наименьшее целое положительное решение для каждого из них:

 

  1. |2x2-9x+15| ≥  2

6.   x2 - |5x+6|  > 0

  1. |3+x| ≥  x

7.   |x-9|  ≤  0

  1. 1/|x|   ≥  1/3

8.   |x2+5x|  <  6

  1. |x3-1| * (x-9)  <  0

9.   |x| + |x+3|  <  5

  1. |x-2|+|x+2|   ≤   4

10. |2x-1| + |x-3|   ≤ 4

  1. Решить неравенства: 

 

1. ||x-3|-2|  ≤ 1

4. ||3x-4|-5|   >1

2. ||2x-1|-2| >   3

5.  2x2+3/x2+x+ |4x2+6/x2+x|  <  6

3. ||x-4|-2|  <  3

6.  5-|x|/x2+|x|-2   ≥  |x|-5/x2-1

 

  1. Для каждого значения а решите неравенство: 

 

|x-3|  <  a

|x+5|   >  a

|x-2|  ≤  a

|3-2x|  ≥  a

Тема 4: Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины. 

  1. Решить систему неравенств: 

 

      |x-1|   ≤ 2

      |x-4|  ≥  5

 

 

|x-4|   <    x-3

|x-1|+|x-2|+|x-3|   <  6

      |x-5|  ≤  3

      |x-4|  ≥  2

 

|2x-1|   <  5

x+3/x-2  ≤   0

      3-2x  <  2-x

        - 6   ≥ - 3x

      3x-2  ≥   5x-9

      |x-4|   <  1

3x-2/2-x/3    ≥   2-x/6

|x|  ≥  1-1-3x2/x-4

      - 2x   <   5

      x-3    <   1- x/2

      2 (1-x/4)  <   3

       |x-3|   ≤  2

 

X   ≤ 3-1/x-1

|x-1|  <   4

   3x-2   <  x+6

   3-2x   >  x/2-4

   |x-7|+|x-9|  <   15

X+7/x-5+3x+1/2  ≥   0

|5-x|    ≤   2

  

Тема 5: Графики уравнений с модулями. 

  1. Построить график уравнения: 

 

Y= |x2-4|

Y= (5-|x|) * (|x|+1)

Y= x2-2|x|

Y= (5-|x|) * (x+1)

Y= |||x|-2|-2|

Y= ||x|-3|

Y= |2x-4|

Y= |||x|-3|-3|

Y=|x2-3|

Y= |x-1|/x-1

Y= |x2-x-2|

Y= |x+2|/x+2*(3-x)

Y= 6/|x|

Y= |x+1|/x+1*x+1-x/|x-1|

Y= |x|-2

 

Раздел II. Решение задач с параметрами (17 часов).

 Основная цель: познакомить учащихся с основными приемами решения уравнений, неравенств, содержащих параметры.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Решить уравнение: 

 

(a2-1)x = a2 – a -2

3x+9= a(a-x)

2x-b/x-2 = 0

4+mx=3x+1

(x-2)*√x-a=0

mx-3/x-1=0

3/kx-12=1/3x-k

mx+1=x + m

a/3a+x = 2/b+x

2mx+5/x-10 = 0

ax+2x+3-1-x

a3-1/a3+1- a(x-1)+a2-x/a(x-1)-a2+x

 

  1. Решить неравенство: 

 

x-2(a-1/a)    ≤   2/3a (x+1)

a2x+1/2- a2x+3/3   <  a+9x/6

2ax+5      >      a+10x

ax+1/3 – x-4a/2    ≥   a2/6

mx   >    1+3x

mx-6   ≤    2m-3x

x-5    >   nx-1

x2+ax+1    >  0

5+kx   ≤  5x+k

2a/x- 1/x-1   >    1

                                                   Литература.

  1. Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов»; Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением курса математики: М., «Просвещение», 1992 год.
  2. Родионов Е.М. «Решение задач с параметрами»: М.П. «Русь – 90»: М., 1995 год.
  3. Симонов А.Я., Бакаев Д.С. и др. «Система тренировочных задач и упражнений по математике»: М., «Просвещение», 1991 г.
  4. Шарыгин М.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач»: М., «Просвещение», 1983 год.
  5. Л.И. Звавич и др. «Задания для проведения письменного экзамена по математике  в 9 классе. Пособие для учителя»:М., «Просвещение», 1996 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике 9 класс"Решение текстовых задач"

"Решение текстовых задач" элективный курс по математике в 9 классе...

Предметный курс по математике «Функционально- графический подход к решению задач с параметрами и модулем» 11 класс

Цель данного курса - используя свойства функций научить учащихся решать задания с параметром и модулем....

Рабочая программа эдективного курса в 11 классе "Решение расчетных задач по химии"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 класса и расчитан на 34 часа...

Рабочая программа "Решение задач с параметром и модулем" 8 класс

Данную рабочую программу можно исползовать для проведения факультативных занятий как в 8, так и в 9 классе...

Элективный курс по математике для 10 класса «Функционально - графический подход к решению задач с параметрами и модулем»

Рабочая программа элективного курас по математике для 10 класса «Функционально -  графический  подход  к решению задач с параметрами и модулем»...

Урок в 8 классе «Решение практических задач (задание №14 модуля «Реальная математика» ОГЭ-9)»

Урок алгебры в 8 классе знакомит учащихся с содержанием КИМов ОГЭ по математике, открытым банком заданий ОГЭ по математике на сайте ФИПИ. На уроке учащиеся, работая в группах, решают задачи практическ...

Рабочая программа спецкурса по математике 11 класс "Решение текстовых задач"

Рабочая программа спецкурса "Решение текстовых задач", 11 класс...