Урок обобщающего повторения "Неэлементарный язык элементарных функций "
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Почигайло Ирина Николаевна

Урок обобщающего повторения по теме "Графики функций" в 9 классе. Подготовка к ГИА. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshchayushchego_povtoreniya_grafiki_funktsiy.rar2.02 МБ

Предварительный просмотр:

«Неэлементарный язык элементарных функций»

 

«Природа говорит

 языком математики»

Г. Галилей

Учитель математики   МБОУ СОШ №15

г. Хадыженска Апшеронского района

Краснодарского края Почигайло И.Н.


Имя урока: «Неэлементарный язык элементарных функций»

Эпиграф: «Природа говорит языком математики» Г. Галилей

Тема урока: Графики функций

Тип урока: Урок обобщающего повторения

Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о функции и графиках функции;  формирование умения построения графиков функций.

Развивающие: развивать образное и логическое мышления, формировать способность сопоставлять, анализировать, развивать умение работать по алгоритму.

Воспитательные: развитие внимательности и собранности, умение работать в классе, формирование навыков самостоятельной работы и работы в группах.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая.

Педагогические технологии: технологии эмоционально-смыслового обучения, технологии наглядно-модельного обучения, мультимедийные технологии.

Методы и приемы, используемые на уроке: метода эмоционально-психологической установки, прием стартовой актуализации опыта учащихся, составление структурно-логической схемы, метод «возвращения эмоционального образа» (приложение 3)

Оборудование: компьютер и мультимедийный  проектор.

Материалы: раздаточный материал, карточки для групповой работы

Ход урока

  1. Введение темы урока.

Создание положительного эмоционального настроя и комфортной обстановки  на уроке достигается использованием метода эмоционально-психологической установки.

В начале урока учитель сообщает название урока «Неэлементарный язык элементарных функций» и объясняет учащимся, что на уроке они научатся «говорить» на особом математическом языке-языке графиков функций, которые позволяют описывать все изменения в окружающем нас мире. Обращает внимание на эпиграф к уроку – высказывание Г. Галилея «Природа говорит языком математики»

  1. Актуализация знаний

На этом этапе используется прием стартовой актуализации опыта учащихся, который позволяет определить интеллектуальный потенциал учащихся, создаёт психологическую установку, как на получение новой информации, так и даёт возможность использовать полученную информацию при решении проблемных ситуаций.

Учитель предлагает учащимся попробовать привести примеры ситуаций в жизни, природных явлений и т.п., которые могут быть описаны с помощью функций и назвать эти функции. Учащимся предоставляется возможность обсудить свои идеи, высказать свои дополнения и возражения.

  1. Обобщение и систематизация изученного материала

Систематизация теоретического материала проводится с использованием технологии наглядно-модельного обучения.

Учащиеся снабжаются раздаточным материалом с теоретическим материалом по данной теме (Приложение 1), теоретический материал также выведен на экран.

Учащимся предлагается составить структурно-логическую схему (СЛС)

Под руководством учителя учащиеся выделяют в описании каждой функции:

  • область определения,
  • множество значений,
  • основные свойства (промежутки монотонности, знакопостоянства),
  • вид графика и его взаимосвязь  с общим видом  функции,
  • алгоритм построения графика.

Затем составляют схему с использованием полученных данных.

  1. Практическая работа

Отработка практических навыков осуществляется в групповой работе с применением мультимедийных технологий, а также с использованием созданного в начале урока эмоционального образа. Деление учащихся на группы производится с учетом индивидуальных и психологических особенностей, а так же уровня подготовки учащихся.

Класс делится на три группы, названные в соответствии с идеей урока – изучение языка графиков функций :

  • «Читатели» (задания на  «чтение» графиков функций) – учащиеся с наименьшим уровнем подготовки
  • «Переводчики» (задания на распознавание графиков функций) – учащиеся, обладающие теоретической подготовкой, а также учащиеся -визуалы.
  • «Писатели» (задания на построение графиков функций) – наиболее подготовленные дети, с развитым образным и логическим мышлением.

Каждой группе выдается соответствующее задание и время на его выполнение. (Приложение 2)  

Результат выполнения заданий обсуждается и  оценивается классом с помощью проектора.

  1. Подведение итогов работы

В завершении урока используется метод «возвращения эмоционального образа»

Учитель напоминает учащимся о том, что на уроке они учились использовать математический язык графиков функций и предлагает вспомнить основные правила этого языка.

  1. Выдача домашнего задания

Домашнее задание состоит из двух уровней: обязательный минимум и творческое задание.

  1. № 1021 (г), № 1025, № 1027,№ 1030
  2. Описать любое физическое явление с помощью графика функции.
  1. Рефлексия

На этапе рефлексии отслеживается  эмоциональное настроение учащихся, деятельность учащихся на уроке и степень усвоения материала.

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Узнал

 Научился

Повторил

Список используемой литературы

Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2010 год.

Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк — М.: Просвещение, 2009.

Алгебра: сб. заданий для подготовки к ГИА в 9 кл. /Л.В. Кузнецоа, С. Б. Суворова, E.A. Бунимович – М.:Просвещение,2010

Алгебра. Поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева- Волгоград: Издательство «Учитель», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графики элементарных функций часть 1

Данная презентация может быть полезна при подготовке учащихся 9 классов к КДР и ГИА....

Графики элементарных функций часть 2

Данная презентация может быть полезна при подготовке учащихся 9 классов к КДР и ГИА....

Урок алгебры в 11 классе по теме: "Производная некоторых элементарных функций"

Урок по алгебре 11 класс. Учебник Алгебра и начала анализа под редакцией Ю.М. Колягина. На уроке используются технологии деятельностного подхода. Учащиеся используют на уроке различные информаци...

Чтение свойств функции по графику и распознование графиков элементарных функций

Изучение данной темы проводится на спаренном уроке алгебры в 10 лассе, а также все эти ресурсы применяю при подготовке к контрольным работам и подготовке ЕГЭ по математике...

Разработка урока алгебры в 9 классе по теме "Чтение графиков элементарных функций"

Урок обобщения и систематизации знаний  по теме "Чтение графиков элементарных функций", Учебник«Алгебра- 9 класс»  Мордкович А.Г.Презентация к уроку содержитс ссылки на слайды с верными...

Технологическая карта интегрированного урока точных наук (математики и информатики) по теме Построение графиков элементарных функций в Excel с применением технологии «перевернутого класса».

Технологическая карта интегрированного урока точных наук (математики и информатики) по теме Построение графиков элементарных функций в Excel с применением технологии «перевернутого класса»...

Урок по теме "Первообразная, основное свойство первообразных. Первообразные элементарных функций."

Тема урока: «Первообразная, основное свойство первообразных. Первообразные элементарных функций»Цели:Обучающая - повторить понятие производной функции; ввести понятие первообразной функции...