Решение систем уравнений на основе ассоциаций, аналогий или заимствований.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме

Содержание данной статьи "Решение систем уравнений на основе ассоциаций, аналогий или заимствований " поможет и учителям, работающим в выпускных классах  и учащимся при подготовке к сдаче экзаменов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_sistem_1.docx60.55 КБ

Предварительный просмотр:

Решение систем уравнений на основе ассоциаций, аналогий или заимствований.

Решение систем  уравнений широко представлено в курсе математики как основной, так и средней  школы. Широко известны основные  методы решения систем: метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод замены переменной. Однако, есть такие системы, для решения которых требуется нестандартный подход, нестандартные методы решения, так как обычные методы либо приводят к громоздким вычислениям, либо вовсе не позволяют решить систему.  В своей статье я попыталась такие способы продемонстрировать. К числу нестандартных методов решения систем уравнений  могут быть отнесены метод ассоциаций, аналогий и заимствований. Считаю, что материал, представленный в моей работе, поможет и учителям, и учащимся: первым -  при подготовке и проведении уроков математики, вторым – при подготовке к  ГИА и ЕГЭ.

         

Рассмотрим очень простой пример.

Пример 1.

 

Сразу можно решить эту систему известным методом подстановки:

 

Решим второе уравнение отдельно:

 

D=25-24=1

 , =2

,=3

Ответ:             

Но спросим себя: "Где нам встречались выражения "х + у" и "ху"? Возможно в предыдущих темах курса алгебры, а, возможно, в геометрии, физике. Но сразу же, конечно, припоминается теорема Виета, вернее, теорема, обратная теореме Виета: "Если х, у удовлетворяют равенствам х + у = -р, ху = q, то х и у - корни уравнения z2 + pz + q = 0".

Применение этой теоремы к искомым числам х и у позволяет утверждать, что х и у - корни уравнения z2 - 5z + 6 = 0.

После решения этого уравнения можем записать ответ:

                  

т.е.

            и    

Эта же идея может реализоваться и при решении более сложных заданий.

Пример 2. Решить систему уравнений:

 

Система содержит три переменных, поэтому, скорее всего, имеет смысл применить теорему, обратную теореме Виета для многочлена третьей степени: "Если х, у, z удовлетворяют равенствам

х + у + z = -р, ху + yz + xz = q, xyz = -г, то x,y,z - корни уравнения

u3 + pu2 + qu + г = 0"

Следовательно, x,y,z - корни уравнения u3 – 6u2 + 11u — 6 = 0

Решая его, находим

, ,  

Запишем ответ:

                          

Пример 3.

 

Сразу бросается в глаза, что это необычная система, что в нее входят три переменных, а уравнений только два. Можно выразить одну переменную через другие из второго уравнения и подставить в первое. При реализации этой идеи много "неинтересных вычислений", поэтому поищем что-нибудь другое. Обратимся к первому уравнению. С чем оно ассоциируется? Во-первых, относительно  x,  первое уравнение является квадратным; во-вторых, имеются квадраты переменных и их произведения; в-третьих,  напоминает что-то, связанное с неравенствами.

Покажем, что каждая из этих ассоциаций приводит к решению.

 

D=,

 

, следовательно , тогда

 

 (1)

т.к. ,  , то равенство (1) возможно лишь в случае , т.е.

 

 

Сложим почленно эти неравенства

 

 

Равенство возможно в том и только в том случае, если

Далее как в (1) и (2) Приходим к системе:

 

Решая ее, находим

Ответ      

Я посчитала, что интересным будет также решение систем, содержащих не только уравнения, но и неравенства, то есть смешанных систем.

Пример 4. Решить систему:

 

Выделим полный квадрат и преобразуем исходную систему к следующему виду:

 

Если () – решение системы, то

 

Тогда

 

Выделяя полные квадраты в правой части последнего неравенства относительно либо , либо , получим

     (2)

Заметим, что

И что

Теперь ясно, что неравенство (2) равносильно системе:

 

                             

 

 

 

           (3)

Итак, все решения системы (1) содержатся среди решений совокупности (3)

Подстановкой убеждаемся, что решением исходной системы являются:

       

Вот еще одно заимствование из алгебры:

Пример 5.

 

Разделим обе части второго уравнения на :

 

Обозначим  за a

 

 

 

 

Решение этого уравнения приводит нас к следующей совокупности двух систем:

 

Решая первую систему, находим:

    и    

Из второй системы получаем:

    и  

         

Ответ: (; (-3;1); (;; (

Пример 6.

 

Рассмотрим первое уравнение системы:

 

Перепишем его следующим образом:

 

Получаем систему:   , которая равносильна совокупности систем:

 

                                           

                                                     

                                                     

 Корней нет.                                                                

                                                                           

Объединение множеств решений этих систем является множеством решений системы (1).

Ответ:

Пример 7.

 

Перепишем первое уравнение системы в виде:

Которая равносильна совокупности систем:

  1.                                         2)

                         

                                 

                         Корней нет.

 

 

 

Ответ:

Пример 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

                 или                

                         

                                 

                         

                                       Корней нет.

 

Ответ: (2;0), (0;2)

Пример 9.

 

 

 

 

Обозначим  за a

 

 

 

 

Получаем системы:

                                 

                         

                         

                 

                         

Ответ: ); (;;

Пример 10.

 

3

 

                 или                

                         

                         

                                 Корней нет.

 

 

 

Ответ: (1;1); (3;3)

Пример 11.

 

Посмотрим на первое уравнение и рассмотрим переменные x и y. Решим первое уравнение относительно  или решим относительно x:

  1.                                 2. 2

                                 

                                         

                                         

Получаем системы:                                Получаем системы:

         и                                и        

Ответ:                                                Ответ:

                                                                 

Пример 12.

 

 

+ 

 

Это условие выполнится лишь в случае x=y=z=1

Пример 13.

 

 

Вычтем из первого уравнения второе:

 

Откуда:

 

 

 

Решая эту систему, получаем:

 

Пример 14.

 

Из системы получаем условие:

 , которое равносильно условию x=y=z 

3

 

 

Получаем

 

 

Ответ: (2;2;2), (-2;-2;-2)

Пример 15.

 

3

 

                 или                

                         

                         

                                 Корней нет.

 

 

 

Ответ: (1;1), (3;3)

Пример 16.

                 (1)

 

 

2

Обозначим

2

 

 

Система (1) равносильна совокупности двух систем:

 

  1. 3                        2.

                             

                             

Ответ: (

Пример 17.

 

 

 

 

  1.                         2.

                                   

                           

                           

Ответ: (2;-3), (2;1), (-2;-1), (-2;3)

Пример 18.

 

 

 

                 или                

                                

                                

Ответ: (0; 1)

Пример 19.

 

 

 

                 или                 

                                         

  1. 3                                2. 3

-                                                    3

                                                     

                                                     Корней нет

 

 

 

Ответ: (1;1), (-1;-1)

Пример 20.

 

Складываем почленно:

 

 

                 или                 

                                

                                

Ответ: (0;

Пример 21.

 

 

 

  1.                                 2.

                             

                                     

                             

                                     

 

 

Ответ: (-1;2), (, (0;1)

Пример 22.

 

 

 

 

 

 

 

Составим 2 системы:

                         

                         

-                -

                         

                 

                  

Ответ: (8;-2), (-2;8), (-8;2), (-2;-8)

Пример 23.

 

(

 

                                 

-                        

                         

                         

                         

                                  

                                 

Ответ: (, (

Пример 24.

 

Пусть  x=t, где t>0

        y=z, где z>0

Тогда система примет вид:

 

 

 

 

 

 

Тогда   x=5; x=

        y=1; y=

Ответ: (5;1), (-5;-1), (5;-1), (-5;1)

Пример 25.

 

Заменяя u=x+y, v=xy, приходим к системе:

 

Решив которую, получаем:

                 и                  , т.е.

                                  

Решая эти системы, основываясь на теорему, обратную теореме Виета, получаем ответы:

(-2;3), (3;-2), (0;4), (4;0)


Литература.

  1. Н.И.Зильбергер. Алгебра – 9 для углубленного изучения математики. Псков, 1999г.
  2. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков. Алгебра – 9. Учебник для школ и классов с углубленным изучением математики. Москва, 2003г.
  3. С.В.Кравцов, Ю.Н.Макаров и др. Методы решения задач по алгебре. Москва, 2003г.
  4. М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. Москва, «Просвещение», 1997г.
  5. А.С.Мерзляков, Л.Э.Медников. Математическая олимпиада. Ижевск, 1997г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме " Решение систем уравнений 2 степени"

Данный урок уместно использовать при подготовке к ГИА....

Решение систем уравнений

Можно использовать на уроках 11 класса по алгебре модульное обучение...

Способы решения систем уравнений

Данная презентация может быть использована на серии уроков при объяснении нового материала по теме "Решение систем уравнений" (алгебра 7 класс). Её можно также использовать при обобщающем повторении п...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Презентации по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложения для решения систем уравнений" .

Презентации проедполагает использование при проведении онлайн урока по теме "Системы двух линейных уравнений", "Метод подстановки для решения систем уравнений", "Метод сложени...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...