Главные вкладки

    Решение задач с помощью пропорций
    план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

    Лапшина Анна Владимировна


    Урок - презентация представляет собой повторение пройденного материала по теме "Отношение и пропорции", а также направлена на формирование здорового образа жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_-zadachi_na_proportsiyu.docx482.86 КБ

    Предварительный просмотр:


    zahlen

    Открытый урок на тему: « Решение задач с помощью пропорции » 

    Разработала и провела:

    учитель математики

    МБОУ ООШ № 31 г.-к. Анапа

    Лапшина Анна Владимировна

    Цели урока: 

    Образовательная:

    • Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных понятий: пропорция, основное свойство пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины.
    • Совершенствование навыков решения текстовых задач с помощью пропорции. Закрепление основного свойства пропорции на примерах решения уравнений, имеющих вид пропорции.
    • Продолжить формирование учебных умений и навыков:

    - планирование ответа;

    - навыки самоконтроля;

    - устный счет.

    • Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.

    Развивающая:

    • Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.
    • Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.
    • Развитие умений сравнивать, правильно формулировать задачи и излагать мысли.
    • Развитие самостоятельной деятельности обучающихся.
    • Развитие познавательного интереса.

    Воспитательная: 

    • Воспитание здорового образа жизни.
    • Формирование научного мировоззрения, интереса к предмету через содержание учебного материала.
    • Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.
    • Воспитание таких качеств характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

    Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

    Структура урока:

    1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока  

    2. Актуализация знаний. Устная работа

    3. Повторение пройденного материала  

    4. Решение задач с помощью пропорции

    5. Самостоятельная работа и самоанализ

    6. Домашнее задание

    7. Подведение итогов урока. Выставление оценок

                                     

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

          Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок решения задач с помощью пропорции  (слайд 1) и впереди у нас много различных заданий.    

                Мир пропорции огромен и разнообразен. Пропорции начали изучать еще в древности. Слово «пропорция»  ввел  в употребление Цицерон  (древнеримский политик и философ) в I веке до н.э. В 4 веке до н.э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции. В 1631 году Вильям Оутред  (английский математик. Известен как изобретатель логарифмической линейки ) предложил  первый вариант записи пропорции.

    Рене Декарт ( французский математик, философ, физик и физиолог. Декарт впервые ввел координатную систему) в 17 веке предложил второй вариант записи пропорции. И лишь в 1693 году Г. В. Лейбниц (немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед) предложил современную запись  пропорции.

    Есть очень мудрое высказывание одного философа, проповедника и политика Аврелия Августина (3 ноября 354 — 28 августа 430) (слайд 2):

    Ничто не нравится, кроме красоты,

    в красоте – ничто, кроме форм,

    в формах – ничто, кроме пропорций,

    в пропорциях – ничто, кроме числа.

    (Аврелий Августин)

         

             Помимо решения задач, мы с вами сегодня также узнаем еще и о пользе некоторых питательных веществ, которые нам жизненно необходимы для здорового образа жизни.

    1. Актуализация знаний. Устная работа.

          В начале нашего урока мы по традиции проведем устную работу, в ходе которой, повторим нужный нам сегодня на уроке теоретический материал;

    повторим  и  приведем в систему изученные нами приемы решения задач с помощью пропорции; повторим  умения использовать свойства пропорций при решении некоторых типов уравнений: (слайды 3-8)

    1. Повторение пройденного материала

      Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем решать задачи на пропорции и проценты. А для того, чтобы справиться с задачами, давайте вспомним:

    • Каким способом можно решать задачи на прямую и обратную пропорциональность?
    • Что необходимо сделать, чтобы решить задачу с помощью пропорции?
    • Давайте вспомним алгоритм решения задач на пропорцию. 

    Ответы обучающихся:

               1. Внимательно прочитать условие задачи.

     2. Неизвестное число обозначить буквой Х.

     3. Условие задачи записать в виде таблицы.

     4. Определить вид зависимости.

     5. Поставить стрелки, соответствующие виду пропорции.

     6. Записать пропорцию.

     7. Найти неизвестный член пропорции.

    Ребята, давайте решим устно следующие задачи по нашему алгоритму:

    Задача  №1 (слайд 9)


    Ученик решал задачи 15 минут, а примеры 10 минут. Во сколько раз дольше ученик решал задачи?
         (Ответ: в  15/10 = 3/2=1,5 раз)

    Задача  №2 (слайд 10)

    Четыре курицы за три дня снесли 5 яиц. Сколько яиц снесут 8 кур за три дня?                                  (Ответ: 4 курицы -  5 яиц

                                                         8 куриц    - х яиц

                                                        ; х =  ;  х = 10 )

    1. Решение задач с помощью пропорций

    Теперь откройте свои тетради. Сейчас мы вами приступим  к решению задач.  К доске по очереди вызываются два ученика для решения задач с объяснением.

    Задача №1  (слайд 11)

           В 100 г чёрной смородины содержится примерно 0,25 г витамина С .

      Определите содержание витамина С в 1 кг чёрной смородины? (Ответ: 2,5 г)

    Задача №2  (слайд 12)

           Капуста при засолке теряет 20% своего веса. Достаточно ли купить  

    12кг свежей капусты, чтобы квашеной капусты получилось 10 кг?

    (Ответ: нет, т.к. требуется 12,5 кг)

             Исключительно важным является витамин С. В больших количествах он содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, капусте, петрушке, луке и др. Кроме овощей и фруктов много витамина С содержится в хвое сосны, примерно в 7 раз больше, чем в лимонах. Установлено также, что ещё первобытный человек использовал капусту как продукт питания. По словам Гиппократа, Аристотеля и Плиния Старшего, античные греки и римляне выращивали капусту ещё за 6 веков до новой эры. В капусте (свежей или квашеной) содержится большое количество витамина С. Стакан соку из квашеной капусты, выпитой натощак утром или во время обеда, повышает работоспособность, улучшает аппетит и пищеварение, помогает противостоять простудным заболеваниям. Особенно сок полезен зимой и весной. (Слайд 13)

    Чем витамин С полезен:

    • Витамин С предохраняет организм от многих вирусных и бактериальных инфекций.
    • Помогает очищать организм от ядов, начиная от сигаретного дыма и кончая ядами змей.
    • Улучшает состояние печени.
    • Ослабляет воздействие различных аллергенов.
    • Ускоряет заживление ран, ожогов, кровоточащих десен.
    • Повышает сопротивляемость организма к любым неблагоприятным воздействиям.
    • При лечении большинства заболеваний.

    1. Самостоятельная работа

           Ребята, а сейчас я предлагаю вам работу над задачей в парах. Пары формируются в соответствии с тем, как вы сидите за партами на уроке.

    Сейчас, на экране вы увидите условие задачи и сразу можете приступить к её решению. После того, как вы решите задачу мы с вами проверим правильность ваших решений и узнаем еще кое-что интересное о пользе витаминов.

     Задача:  (слайд 14)

        Минимальный необходимый 12 – летнему школьнику объём молочных продуктов должен составлять 12,5% от всего выпиваемого за день объёма жидкости. Сколько молока, кефира или ряженки должен выпивать школьник, если всего в день в его рацион входит 2 л жидкости?

    Учащиеся работают над задачей, после чего проводится проверка выполненной работы через демонстрацию слайда на экране: (слайд 15)

            Молочные продукты очень полезны, в них содержится много кальция, который хорошо усваивается и полезен для нашей костной ткани, и других макро и микроэлементов. Также они богаты на белки и много имеют в себе витаминов. Особенно богаты на витамин D. (cлайд 16)

    Чем витамин D полезен:

    • Способствует  сохранению структуры костей.
    • При сочетании с витаминами А и С помогает предотвращать простудные заболевания.
    • Ускоряет выведение из организма свинца и некоторых других тяжелых металлов.
    • Уничтожает туберкулезную палочку, дрожжи и некоторые другие микробы.
    • Нормализует свертывание крови.

    VI.   Домашняя работа.

    А домашнее задание у вас будет  необычным, творческим. Необходимо придумать интересную текстовую задачу о полезных витаминах, которая решается с помощью пропорции и красочно её оформить на альбомном листе. (слайд 17)

    VII. Подведение итогов урока.  Выставление оценок.

        Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, что повторили?

    Ответы обучающихся.

     - Чем интересен или не интересен был урок? Ответы обучающихся. 

     Ребята, спасибо Вам, за работу на уроке! Вы все молодцы! (слайд 18)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"

    Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"...

    Тема урока: «Решение задач с помощью пропорций»

    Открытый урок в 6 классе. Тема урока: «Решение задач с помощью пропорций»...

    контрольная работа по теме:"Решение задач с помощью пропорций"

    2 варианта задач на прямую и обратную пропорциональности...

    Разработка урока " Решение задач с помощью пропорции" в 6 классе

    Данный урок разработан для 6 класса. Тип урока - обобщение. К нему есть презентация....

    Решение задач с помощью пропорций

    Данный урок является третьим из пяти уроков по теме «Решение задач с помощью пропорций» по программе «Математика 6» И.И.Зубарева, А.Г Мордкович. Актуальность изучения данной темы заключается в ин...

    Пропорция.Решение задач с помощью пропорций.

    проверка умений и навыков учащихся по теме «Пропорция», формирование навыков решения задач с помощью пропорции. развитие интереса к математике, воспитание любви  к Родине, формирование основ выб...