Смотр знаний по математике в классе 7
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Малькова Елена Юрьевна

Урок проводится как соревнование между классами в параллели в конце четверти или года года для обобщения и систематизации знаний. Классы формируют команду в составе 10 участников и капитана, придумывают математическое название и готовят домашнее задание. В состав жюри смотра приглашаются ученики старших классов, родители и учителя, не преподающие в этих классах. Членам жюри заранее выдаются правильные ответы на задания. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний в игровой и соревновательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общественный смотр знаний

по математике в 7 классе

Технология использования в обучении игровых методов

Идея урока:

Урок проводится как соревнование между классами в параллели в конце четверти или учебного года для обобщения и систематизации знаний. Классы формируют команду в составе 5 участников и капитана, придумывают математическое название и готовят домашнее задание. В состав жюри смотра приглашаются ученики старших классов, родители и учителя, не преподающие в этих классах. Членам жюри заранее выдаются правильные ответы на задания.

Цель урока:

Обобщение и систематизация знаний в игровой и соревновательной деятельности.

Задачи урока:

  • популяризация математических знаний,
  • закрепление умений и навыков в игровых областях деятельности,
  • развитие познавательной деятельности,
  • созданиеположительной мотивации к выполнению умственных и практических заданий,
  • развитие культуры коллективного умственного труда,
  • совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности.

Ход урока:

Представление команд. (5 минут)

Обыграть название, защитить выбранную эмблему.

Домашнее задание. (5 минут)

Сдать в жюри найденные высказывания о математике. Обсудить наиболее понравившиеся.

Конкурс капитанов. Древние задачи. (5 минут)

На памятнике древнегреческому ученому Диофанту имеется надпись: «Прохожий! Под этим камнем покоится прах Диофанта, умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство, двенадцатую – отрочество, седьмую – юность. Затем протекла половина его жизни, после чего он женился. Через 5 лет у него родился сын, а когда сыну исполнилось 4 года, Диофант скончался». Сколько лет прожил Диофант?

Говорят, что на вопрос, сколько у него учеников, древнегреческий математик Пифагор отвечал так: «Половина моих учеников изучает математику, седьмая часть изучает природу, четвертая часть чертит фигуры на песке, а двенадцатая часть проводит время в молчаливом размышлении. Есть еще две девушки, которые занимаются всем понемногу». Сколько учеников было у Пифагора?

Математическое лото. Конкурс для команды без капитана. (5 минут)

Каждой команде нужно сосчитать и сложить карточки лото в ряд так, чтобы ответ предыдущей карточки совпал с первым числом следующей карты.

-  + 3, 75

3, 55:(0,5)

-7,1-(-)2

-7,35+(-3)2

1,65+

2.(-)3

-+(-)5

-.2

-1,75:3,5

-+(-1,5)2

Конкурс «Веселые вопросы» для всей команды (5 минут)

  1. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько всего детей в семье? (6)
  2. Чему равно произведение последовательных целых чисел от -12 до 17 включительно?(0)
  3. Какой процент воды содержит 0,5 литра лимонада, если 1 л лимонада содержит 80% воды? (80%)
  4. Бревно нужно разрезать на 13 одинаковых частей. Сколько распилов нужно сделать? (12)
  5. По столбу высотой 10 м взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 м, а ночью во сне сползает на 4 м. Через сколько дней улитка окажется на вершине столба? (10)
  6. Одно яйцо всмятку нужно варить 3 минуты. Сколько времени нужно для варки 5 яиц всмятку? (3)
  7. Профессор математики лег спать в 9 часов вечера, а свой механический будильник завел на 10 часов утра. Сколько времени проспал профессор?

 (1 час)

  1. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и один грузовик. Сколько всего транспортных средств ехало в поселок? (1)
  2.  В зеркале отражаются правильно идущие

                                часы. Какое время они показывают на самом деле?  (945)

Математические софизмы для всей команды (5 минут)

После обсуждения команда должна объяснить, в чем ошибка преобразований.

  1. Дважды два равно 5.

4 : 4 = 5 : 5

4 . (1 : 1) = 5 . (1 : 1) Ошибка при вынесении общего множителя.  4 и 5. Не являются общими множителями.

4 = 5

2 . 2 = 5

  1. Все числа  равны между собой.

Пусть, а>b,

а =b+с,  тогда а - b –с=0,

а(а-b)=(b+с)(а-b)

а2-аb=аb+ас-b2-bс

а2-аb-ас=аb-b2-bс

а(а-b-с)=b(а-b-с) на 0 делить нельзя! Т.к. а-в-с =0

а=b

Быстрые вопросы по геометрии для команды. (5 минут)

  • Перевод с греческого языка слова «геометрия» (землемерие)
  • Что называется периметром? (Сумма длин всех сторон)
  • Один из смежных углов в 3 раза больше другого. Чему равна градусная мера большего угла? (135)
  • Какая величина измеряется в арах? (Площадь)
  • Сколько прямых можно провести через 2 точки? (одну)
  • Какие виды треугольников вы знаете? (Остроугольные, прямоугольные, тупоугольные.)
  • Сформулируйте один из признаков равенства треугольников.
  • Как называются прямые, которые не пересекаются? (Параллельные)
  • Назовите свойство вертикальных углов. (равны)
  • Точки А, В, С лежат на одной прямой. АВ=5 см, ВС=8 см. Чему может быть равна длина отрезка АС? (13 или 3)
  • Приспособление для измерения углов. (транспортир)
  • Луч, делящий отрезок пополам, называется… (Биссектриса)
  • Какие слова должны быть в геометрическом признаке? (Если и то)
  • Утверждение, требующее доказательства (теорема)
  • Утверждение, не требующее доказательства (аксиома)
  • Как называются углы, образованные при пересечении двух прямых секущей? (накрестлежащие, внутренние односторонние, соответственные)
  • Свойство углов при основании равнобедренного треугольника. (равны)

Конкурс задач для всей команды. (10 минут)

  • Решить уравнения

 (21)

22x ∙2x+5 =2∙22∙23∙…..∙29∙32.(15)

  • При пересечении двух прямых один из образовавшихся углов в 4 раза меньше другого. Найдите величину каждого из углов.(36,144)
  • На рисунке АВ=АD, ВС=СD, < АСВ = 121 о. Найдите величину угла КСD.(180-121=59)

        В

        А        С        К

        

        D

  • Утром было продано 28 % товара, днем – в два раза больше, а вечером продали оставшиеся 32 кг. Сколько килограммов товара продали днем?(112)
  • Определите последнюю цифру числа 389162 + 635236(1+5=6)

Конкурс для команд «Опиши своего классного руководителя математическим языком» (5 минут)

В это время жюри подводит окончательные итоги и готовится награждать победившую команду и лучших игроков и болельщиков.

Конкурсы для болельщиков (во время работы команд)

Болельщики называют команду, за которую они получат дополнительные очки в поддержку.

  • Сравните числа 340 и 430 (340>430)
  • Запиши число 2∙103+5∙102+7∙10+4.(2574)
  • Кто больше назовет пословиц, содержащих числа.
  • Мышь считает дырки в сыре. Три плюс два, всего…(5)

Под деревом сидят четыре льва. Один ушел, осталось…(3)

Десять ягодок в траве. Я съел пяток. Осталось…(5)

  • Первый поезд в России пошел из Петербурга в Москву в 1846 году. Сколько лет в нашей стране ходят поезда?(168)

Первая в России печатная книга вышла в  свет в Москве в 1653 году. Сколько лет в стране печатаются книги?(361)

Великий русский писатель Л.Н. Толстой прожил 82 года. В 20 веке он прожил 10 лет. Назовите год рождения и год смерти писателя.(1828-1910)

  • Спеть строчки песен, в которых есть числительные.

Подведение итогов и награждение.

Диофант Александрийский – выдающийся древнегреческий математик, работавший в Александрии. В его книге «Арифметика» впервые встречается уравнения, решения которых нужно найти на множестве целых чисел. Такие уравнения впоследствии получили название «диофантовыхуравнений».«Арифметика» Диофанта состояла из 13 книг, сохранились только 6 первых. Большая часть труда – это сборник задач с решениями (сохранились 189 задач). На примере решения задач автор демонстрирует общие методы.  Диофант исследует системы уравнений 2-го порядка от 2 неизвестных и показывает  различные варианты решений одного уравнения. И данные методы используются и для решения уравнений высших степеней.

DiofantДиофант был столь известным математиком, что по преданию, даже эпитафия на его могильном камне и та была написана в виде задачи.

Она гласила: «Путник! Под этим камнем покоится прах Диофанта, умершего в глубокой старости. Шестую часть долгой жизни он был ребёнком, двенадцатую – юношей, седьмую – провёл неженатым. Через пять лет после женитьбы у него родился сын, который прожил вдвое меньше отца. Через четыре года после смерти сына уснул вечным сном и сам Диофант, оплакиваемый его близкими. Скажи, если умеешь считать, сколько лет прожил Диофант?»

Задачу можно решить по действиям:

Часть жизни Диофанта, протекшая от его рождения до женитьбы, выразится суммой дробей:   

1/6 + 1/12 + 1/7 + 1/2  = 75/84 = 25/28

часть его жизни от женитьбы до смерти выразится разностью

1 – 25/28 = 3/28

и эта часть жизни от женить до смерти равна

5 + 4 = 9

Получаем 9 : 3/28 = 84.

Самый распространенный способ решения данной задачи – составление уравнения:

Примем за х – возраст Диофанта, тогда можем составить уравнение:

х/6 + х/12 + х/7 + 5 + х/2 + 4 + = х;

14х/84 + 7х/84 + 12х/84 + 42х/84 – 84х/84 = -9;

-9х/84 = -9;

х = 84.


Есть ещё один  способ решения задачи: обратим внимание на то, что возраст Диофанта должен делиться на 6, 12, и 7. Наименьшее общее кратное этих чисел равно 84. Это и есть возраст, в котором умер Диофант.

Как видим, все способы решения дают один о тот же ответ: возраст Диофанта 84 года. 14 лет Диофант был ребёнком, 7 лет с 14 до 21 года – юношей. Женился Диофант в 33 года, а в 38 лет у него родился сын. Сын Диофанта прожил 42 года и умер, когда отцу было 80 лет.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр знаний по математике и русскому языку

Игра проводится на последнем уроке в 6 классе....

Сценарий общественного смотра знаний по математике по теме "Обыкновенные дроби"

Общественный смотр знаний предполагает такую организацию занятия, при которой присутствующие  родители имеют возможность увидеть уровень знаний  своего ребенка, его активность на уроке. Таки...

Общественный смотр знаний по геометрии 8 класс

Зачеты по геометрии которые сдают учащиеся 7-9 классов, проводят учащиеся старших классов (например, восьмиклассники у семиклассников, девятиклассники у, восьмиклассников и т.д.) Учитель готовит...

Общественный смотр знаний по математике в 7 классе.

Обобщающий соревновательный урок между классами в параллели....

Смотр знаний по геометрии 7 класса

Данный урок проводится последним в учебном году. Представленная презентация позволяет в увлекательной форме продемонстрировать знания теоретического материала по геометрии 7 класса и решить мног...

Смотр знаний по физике 7 класс

Смотр знаний по физике включает следующие задания: 1. Практическая работа (найти цену деления мензурки и найти объём жидкости), 2. Тест (формулы для вычисления физических величин и их единицы измерени...

«Смотр знаний по математике» учитель математики Молодых Г.И.

Общественный смотр знаний проводится в первом полугодии учебного года в декаде математики в пятых-девятых классах. Ученикам заранее известны вопросы, на которые они должны отвечать и график пров...