Элективный курс по математике 9 класс. "Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей"
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Матюнькова Зульфия Искандаровна

«Приходилось слышать, что теория сочетаний и бином Ньютона предлагаются иногда как отделы, которые можно сократить. Соглашаясь на другие сокращения, выскажусь решительно против сокращения теории сочетаний. Теория эта по особенному значению своему принадлежит к таким отделам, преподавание которых в гимназии следует непременно сохранить и поставить в лучшие условия. Теория сочетаний представляет средство для одной из важнейших способностей ума- способности представлять явления в разных комбинациях. Эта способность нужна в жизни всякому…» - П.А. Некрасов, профессор Московского учебного округа в 1899 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_matematike.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей

 

Пояснительная записка.

Появление стохастической линии изучения в школе вызвано велением времени, поскольку является следствием многих социально- экономических причин.

О необходимости изучения в школе элементов теории вероятностей и комбинаторики речь идет очень давно.

Приведем, например, цитату более, чем столетней давности: «Приходилось слышать, что теория сочетаний и бином Ньютона предлагаются иногда как отделы, которые можно сократить. Соглашаясь на другие сокращения, выскажусь решительно против сокращения теории сочетаний. Теория эта по особенному значению своему принадлежит к таким отделам, преподавание которых в гимназии следует непременно сохранить и поставить в лучшие условия. Теория сочетаний представляет средство для одной из важнейших способностей ума- способности представлять явления в разных комбинациях. Эта способность нужна в жизни всякому…» - П.А. Некрасов, профессор Московского учебного округа в 1899 г.

        Целесообразность развития комбинаторных возможностей интеллекта учащихся очевидна и с общих позиций теорий развитие личности, и с точки зрения различного рода практических приложений: развитие представлений о статистических закономерностях, формирование информационной культуры, оценка возможностей наступления событий и так далее. В общем, «эта способность нужна в жизни всякому».

        Представленный элективный курс как раз и посвящен изложению тех понятий, фактов, задач и обстоятельств, с которых, собственно, берет свое начало стохастическая линия. Рассчитан курс на 35 часов. Если в высшей школе основной акцент делается на изучение математического аппарата для исследования вероятных моделей, то в школе, прежде всего, необходимо ознакомить учащихся с процессом построения модели, учить их анализировать, проверять адекватность построенной модели реальным ситуациям, развивать вероятностную интуицию.

        Программа элективного курса предназначена учащимся 9 классов.

Цели курса:

  • Углубление знаний учащихся с учетом их интересов и склонностей, развитие математического мышления, воспитание у учащихся глубокого интереса к математике и ее приложению, воспитание и развитие учащихся инициативы и творчества;
  • Овладение конкретным математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Задачи курса:

Расширение и развитие математики в общеобразовательной школе, сближение элективного курса с современной математикой как наукой дополнение отдельных разделов из курса математики.

Требования  к уровню подготовки:

Учащиеся должны знать и уметь:

  • Правильно употреблять термины и формулы;
  • Решать задачи подсчетов вариантов, использовать правило произведения;
  • Применять формулы перестановок, размещений и сочетаний;
  • Правильно различать достоверные, невозможные и случайные события, равновозможные события;
  • Понимать классическую, геометрическую и статистическую модели вероятности.

Развитие мышления учащихся, то есть формирование у них умений и навыков применения различных приемов мыслительной деятельности, осуществляется следующим этапами:

  • Ознакомление учащихся с отдельными мыслительными приемами;
  • Совместное формулирование вывода по результатам изучения новой темы или решения задачи;
  • Выбор того или иного мыслительными приема.

Формирование у учащихся навыка работы с литературой осуществляется через формирование у них умений применения мыслительных приемов. Читая учебник или дополнительную литературу, учащиеся должны выделить главное из прочитанного, хорошо усвоить его и прочно запомнить. Этого они могут добиться только в том случае, если, изучая материал, выполняют активную мыслительную деятельность.

План проведения уроков:

  1. Организационный момент;
  2. Проверка выполнения домашнего задания;
  3. Изложение нового материала;
  4. Закрепление изученного;
  5. Домашнее задание;
  6. Итоги урока.

Формы проведения: поурочная, тестовая, зачетная, лекционная.

Предполагаемые результаты.

В результате посещения курса у учащихся целенаправленно формируется постоянный интерес и изменение отношения к предмету, непосредственно ориентированного на подготовку продолжения образования по избранному предмету.

Учебно- тематический план.

Тема  урока

Кол-во часов

Дата

Кор-ка

Исторический обзор

6

 1

Основные понятия комбинаторики. Термины и символы

1

2

Развитие комбинаторики

1

3

Магические квадраты

1

4

Понятие вероятности и зарождение науки о закономерностях случайных вещей

1

5

Исторические задачи.1 часть

1

6

Исторические задачи.2 часть

1

Введение в комбинаторику

20

7

Комбинаторные задачи. Правило умножения

1

8

Решение задач на правило умножения

1

9

Дерево вариантов

1

10

Решение задач с помощью дерева вариантов

1

11

Факториалы

1

12

Решение задач с факториалами

1

13

Обобщающий урок. Самостоятельная работа

1

14

Перестановки без повторений

1

15

Перестановки с повторениями

1

16

Решение задач на перестановки

1

17

Размещения с повторениями

1

18

Размещения без повторений

1

19

Решение задач на размещения

1

20

Сочетания с повторениями

1

21

Сочетания без повторений

1

22

Решение задач на сочетания

1

23

Бином Ньютона

1

24

Решение задач

1

25

Решение задач.

1

26

Проверочная работа

1

Случайные события и их вероятности

9

27

События достоверные, невозможные, случайные

1

28

Классические понятия вероятных событий

1

29

Статистическое понятие вероятности события

1

30

Статистическое понятие вероятности события.

1

31

Геометрическое понятие вероятности

1

32

Формула Бернулли

1

33

Решение задач

1

34

Решение задач

1

35

Проверочная работа

1

Содержание программы.

Тема  №1. Исторический обзор.

Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики. Магические квадраты. Понятие вероятности и зарождение науки о закономерностях случайных вещей. Решение исторических задач.

Тема №2. Введение в комбинаторику.

Комбинаторные задачи. Правило умножения. Дерево вариантов. Факториалы. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещения с повторениями. Размещения без повторений. Сочетания с повторениями. Сочетания без повторений. Бином Ньютона.

Тема №3. Случайные события и их вероятности.

События достоверные, невозможные, случайные. Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Геометрическое понятие вероятности. Формула Бернулли.

Литература:

  1. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События, вероятности, статистическая обработка данных: Доп. Параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.:Мнемозина, 2003.
  2. Крестова А.П., Шпаргалка по теории вероятностей и математической статистике/ - М.: Издательство «Экзамен»,2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"

В материале предлагается 10 вариантов тестов по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей". Тесты можно использовать с использованием любого учебника, рекомендованного или допущенного Ф...

Методическая разработка "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"

Методическая разработка раздела программы по математике...

Работа по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"

Особенности преподавания темы "Элементы комбинаторики и теории вероятностей" в 9 классе...

Программа элективного курса по алгебре «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».

Элективный курс «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер.  При решении многих практических задач приходится вы...

Методические рекомендации для обучающихся по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"

Методические рекомендации содержат теоретический материал,примеры решения,задания для самостоятельной работы....

Методическая разработка. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Для студентов 1 курса колледжа.

Данная разработка содержит основные теоретические сведения по комбинаторике и теории вероятностей, необходимые для усвоения этих тем студентам СПО. А также здесь есть набор упражнений - задач и две ко...

Программа курса "Элементы комбинаторики и теории вероятности"

Данная программа составлена для учащихся 9 класса. Курс основан на программе повышенного изучения данного предмета и помогает учащимся при подготовке к Единому Государственному Экзамену, где предъявля...