Главные вкладки

    Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся
    методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

    Липатова Юлия Александровна

    Виды и приемы деятельности для формирования навыка оценочной самостоятельности у обучающихся

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся

                                                                                       Липатова Ю. А.

    учитель математики


    В 2013/2014
     учебном году я поставила себе цель продолжить работу с обучающимися по овладению ими действиями самоконтроля и самооценки, способствующих успешному формированию полноценной учебной деятельности. Эта работа включает в себя:

    • формирование у обучающихся умения осуществлять прогностическую самооценку в процессе обучения;
    • формирование у обучающихся умения дифференцировать самооценку;
    • овладение обучающимися основными компонентами учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку;
    • формирование умения у некоторых обучающихся объективно воспринимать оценку и отметку учителя.

       На уроках я стремлюсь создать необходимый психологический настрой обучающихся  на анализ собственных результатов.

    Виды и приемы деятельности для формирования навыка оценочной самостоятельности у обучающихся:

    1. Знакомство с содержанием заданий на основе самооценки: 
    2. Самопроверка своих ответов   и  самооценка;
    3. Взаимная проверка письменных ответов и  взаимооценка;
    4.  Работа над ошибками;
    5. Разноуровневое обучение, дифференцированные задания.

    1. Знакомство с содержанием заданий на основе самооценки:

     Обучающимся предлагается перед началом выполнения работы прочитать содержание работы и на основе самооценки провести дифференциацию понимания, используя условные обозначения:

    – знаю, как решить – 2;
    – если подумаю, то смогу решить – 1;
    – не знаю, как решить – Х

    Затем я оцениваю каждое  задание, выполненное обучающимся, примерно по той же шкале:

    – выполнено без ошибок – 2;
    – допущены 1- 2 негрубые ошибки – 1;
    – не выполнено – Х

    Анализ работ и  выводы см. дальше.

    Получая работу, ученик смотрит, есть ли расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

    1. Самопроверка своих ответови самооценка

    Свои ответы обучающиеся  сопоставляют с текстом учебника, справочника и т.д.,   с эталоном ответа или решения задачи, перфокарты.

    1. Каждый урок математики (за исключением уроков самостоятельной работы, проверочных или контрольных работ и некоторых др.) включает в себя этап устных вычислений. Данный вид работы обучающиеся оценивают, как правило, самостоятельно, т. к. точно знают критерии оценивания.

    2.             Контрольные листы самопроверки

    Ученик выполняет задания, проводит самопроверку, подсчитывает баллы, ставит себе оценку. И только после этого работа оценивается учителем. Оценка учителя складывается из верно выполненного задания и правильно выполненной самопроверки.

    Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей

    Ученик:                                                Класс:

    Задание и его решение

    Выполнил /      

         не выполнил

    Я поставил себе

    п/п

    Ф. И.                                       класс:

    Количество баллов за задание

    баллы

    Отметка

    1

    Определение степени  

    1 балл

    2

    Задание 1: замени произведение степенью  

    1 балл

    3

    Задание 2: замени степень произведением  

    1 балл

    4

    Задание 3: вычисли

    1. 0 -1 ош. –  2 балла

    2 ош. – 1 балл

    5

    Итого:

    1.      Взаимная проверка письменных ответов

     Целесообразна и удобна при проведении небольших проверочных самостоятельных работ на 5-7 минут, кратко оформляемых.

    Взаимооценка

    Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ученика  всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться).

    1. Работа над ошибками.

    Как правило, учащиеся получив на руки тетрадь с проверенной самостоятельной или контрольной работой и узнав отметку, не всегда с охотой приступают к работе над ошибками. Стимула нет, потому что знают уже свою отметку. Как я решаю эту проблему?

    В процессе проверки и анализа с/р или к/р, отмечаю ошибки учащихся по каждому заданию и ставлю отметку в лист «Учет-контроль», котором есть следующие графы:

    1. Список учащихся;
    2. Отметка;
    3. Задание №1 (в свою очередь здесь есть подграфы: «выполнено полностью», «допущенные ошибки»)
    4. Задание №2 (аналогично)
    5. Отметка на уроке «Анализ к/р (или с/р)»

    1

    2

    3

    4

    5

    Ф. И.

    уч-ся

    Отметка

    Задание №1

    Задание №2

    Отметка за с/р

    Выполнено полностью

    Допущенные ошибки

    Выполнено полностью

    Допущенные ошибки

    Затем на уроке ребятам выдаются тетради без исправленных (!) ошибок и отметок. На доске или карточках демонстрируется подробное решение всех заданий.

    Обучающиеся самостоятельно исправляют свои ошибки простым карандашом (или другим цветом на компьютере), сравнивая свои решения  с теми, которые на доске. Если задание решено полностью неверно (или не решено вообще), то его записывают в тетрадях.

    На следующем этапе обучающиеся ставят себе отметку сами, а затем сдают ее на проверку учителю. Одновременно тем ученикам, которые справились с работой над ошибками, предлагается задание на повторение. Затем весь класс с целью контроля пишет с/р. В нее входят задания с учетом ошибок, допущенных в к/р.

    И только после окончания с/р всему классу предъявляются отметки за к/р. В журнал выставляется отметка, поставленная учителем.

    5. Разноуровневое обучение, дифференцированные задания.

    Осуществление дифференцированного подхода на уроках

    набор карточек для разных классов, по разным темам, которые я использую на уроках, это могут быть задания различные по содержанию и по способу выполнения, например:

     математика 5 класс         «Сложение и вычитание десятичных дробей»

    У-1  ( на оценку «3»)    

    9,4 + 1,6

    2,75 + 14,09

    7,66 – 1,54

    15,3 – 3,2

    У-2 ( на оценку «4»)

    2,9 + 4,271

    11,309 + 0,18

    6,45 – 0,5976

    53,001 – 9,2972

    У - 3 ( на оценку «5»)

    (91,1 – 33) – (0,43 + 7,7)

    56 – (23,7 – 18,85) + 11,08

    Решите уравнение

    х + 7,564 = 8,245

    а может быть одно и тоже задание, например:

    алгебра 7 класс      «Рациональные дроби»                                                              

     1 уровень  (на «3»): заполнить пропуски в решении

     2 уровень (на «4»): задание с планом его выполнения (алгоритмом)

     3 уровень (на «5»): упростить выражение

     

    Обучающиеся сами выбирают уровень сложности заданий, при успешном его выполнении могут перейти с одного уровня на другой. (Трудность в том, что ученики не всегда объективно оценивают свои возможности, выбирая задания более высокого уровня).

    Для того, чтобы самооценка учебной деятельности была объективной и проводится работа по формированию навыка оценочной самостоятельности у обучающихся на протяжении всех лет обучения в школе.

    «Лестница успеха»

    На каждой ступени определенное задание, выполнив которое ученик может подняться на следующую ступеньку. Если возникают трудности при выполнении задания, в помощь выдаются карточки – консультанты.

    Отметка за урок соответствует той ступени, на которую ученик смог подняться.

                Формировать контрольно-оценочную самостоятельность никогда не поздно.

    Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий:

    - сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);

    - давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;

    - отбирать задания для устранения допущенных ошибок

    - определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);

    - формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание мультимедийных презентаций, как одна из форм контрольно-оценочной деятельности обучающихся

    Материал содержит статью и презентацию. Рассматривается виды мультимедийных презентаций и их методы применения в процессе обучения....

    Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как метапредметного результата на уроках физической культуры

    Данное  методическое пособие для учителей физической культуры поможет   формировать  контрольно-оценочную  самостоятельность младших школьников  на уроках физической культуры ...

    «Контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС».

    «Контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС»....

    Презентация как одна из форм контрольно - оценочной деятельности обучающихся в рамках промежуточной аттестации в профильной школе.

    В условиях  модернизации российского образования наиболее пристальное внимание уделяется  двум основным  процессам – информатизации  образования и профильному обучению. Эти п...

    Методическая разработка «Контрольно-оценочная деятельность обучающихся 1- 4 классов на уроках музыки в рамках ФГОС»

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального,  общего образования предполагает формирование у обучающихся метапредметные  результатов, в частности становление внутренней м...