Урок математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость" 2014г
методическая разработка по математике (6 класс) по теме

Киселева Галина Александровна

Урок проходит в виде космического полета к звездам. Предполагаются различные формы  и способы работы на уроке и использование интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koordinatnaya_ploskost_1.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6-м классе.  2014 г

Тема: "Прямоугольная система координат на плоскости»

«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай действовать самому, и я научусь»
(Китайская мудрость)

Тип урока:  урок повторения  изученного  материала.

Цель урока: закрепить понятие прямоугольной  системой  координат на плоскости, используя предметы и образы окружающей действительности;

Задачи урока:

 -  отработать навыки определения  координаты точки, отмеченной на координатной плоскости,  построения  точки по заданным  координатам; помочь учащимся осознать практическую  значимость учебного материала.

- развитие образного мышления учащихся, математической речи, познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения системы координат в окружающей жизни, астрономии;

- воспитывать  аккуратность, любовь к предмету, настойчивость при решение проблемы; формирование сотруднических отношений в классе при решении практических задач.

Оборудование:  ноутбук, интерактивная доска, документкамера, акустическая система, чертежные инструменты, раздаточный материал, выставка рисунков  учащихся.

Время реализации занятия - 45 минут.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Авторский медиапродукт - презентация (среда POWER POINT)

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит закрепить математические  понятия, без которых мы не можем обойтись в повседневной жизни. Вы должны быть внимательными и  активными.

- Какую последнюю тему мы изучили в курсе математики 6 класса?

 ( ответ: Прямоугольная система координат)

- Открываем тетради, записываем число, кл. работа.

Тема: « Прямоугольная система координат»

- Как вы думаете: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы?

 (Ответы: определить место в театре,  положение фигуры на шахматной доске, в игре «морской бой», в армии, в военных действиях).

- Можно привести много других примеров из жизни, которые связаны с системой координат. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека.

- На каких уроках вы встречались с системами координат? ( На географии – долгота и широта, роза ветров, на информатике – при рисовании рисунков)

-  Как вы понимает выражение:  «Оставьте мне ваши координаты»? (Один человек просит у другого адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека, т. е. это те данные, по которым можно найти конкретного человека.)

- Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и использовать ваши знания при создании графического рисунка с использованием учебной компьютерной программы.

 - Математический язык – это язык цифр, чисел, символов и рисунков.

-  Правильно выполненные рисунки, чертежи способны понять люди разных национальностей, здесь не существует языковых барьеров. Они могут заменить долгие разъяснения. Ведь верно выполненный рисунок к задаче залог верного ее решения. Уже в древности ученые научились заменять доказательства теорем геометрическим рисунком, чертежом.

   Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения зародилась в далекой древности. Первоначальное применение координат связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении календаря, звездных и географических карт.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа с интерактивной доской.

№1. Собрать определения.

 Перпендикулярные  прямые, координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат, начало координат.

№2. Дорисовать необходимые элементы на пр. системе координат.

-Как определяется прямоугольная система координат?

-Как обозначаются и называются оси координат?

-Как записываются координаты точки на плоскости?

№3. Построить точки по заданным координатам и определить координаты построенных точек.

№4.  Минутка грамматики.  Вставить пропущенные буквы ( один ученик у доски, остальные по карточкам).

 К…рдината,  перп…ндикулярные,  а…сци…,    орд…нат,  пара..ельные.

3.Практическое применение знаний при решении задач.

   Мы научились определять координаты точек, строить точки по заданным координатам. А теперь проверим, как вы усвоили данную тему.

 Звучит космическая музыка. Дети закрывают глаза и слушают учителя.

- Представьте себе, что вы находитесь  теплой летней безоблачной ночью далеко от своего поселка в широком бескрайнем поле. Вы поднимаете голову вверх и вашему взору предстает чудесная картина звездного неба.  Звезды, словно разноцветные горошины рассыпаны на небесной сфере. Они кажутся такими далекими, такими загадочными… Как хочется полететь к ним… Коснутся их… Сколько загадок они таят!?   Сколько легенд о них существует!

- Всего существует 88 созвездий. Они имеют свои имена, часто связанные с героями мифов и легенд. С некоторыми из них мы сейчас  познакомимся.

- У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведицы. Всемогущий Зевс решил взять себе в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию Афродиты. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую Медведицу, а её любимую собаку - в Малую Медведицу и взял их на небо.

Задание.  Постройте по точкам на координатной плоскости созвездие Большой Медведицы, соединяя соседние точки отрезками.

 (-12;1), (-5;3), (0;2), (4;1), (6;-3), (13;-2), (13;3), (4;1).

Созвездие  Малой  Медведицы

(6;6); (3;7); (0;7,5); (-3;5,5); (-6;3); (-8;5); (-5;7); (-3;5,5)

 (Работу выполняют в парах)

   Самые яркие звезды этих созвездий, образуют фигуру, похожую на ковш, поэтому их легко найти на небе. Эти созвездия отмечают направление на север. Одна из звезд ручки ковша Малой медведицы – Полярная звезда.

Задание.  Построить точки на координатной плоскости и последовательно соединить их. (Работу выполняют в парах)

Созвездие Цефея    (0; 5), (– 1; 4), (– 2; 1), (1; – 1), (6; – 1), (3; 2)(-1;4)

Созвездие Кассиопеи  (– 5; 0),  (– 3; 2),  (– 1; 0),  (1; 0),  (3; – 2)

Созвездие Персея (– 5; – 3), (– 2; – 2), (0; – 1), (2; – 2), (4; – 1), (5; 0), (6; 2)

               

                                 (0;-1)  (0,5; 1), (1; 3).

Созвездие  Кита  (11; – 7), (9; – 6), (10; – 5), (7; – 1), (4; – 1), (2; 0), (0; 3), (2;0)
(6; 1), (9; 2)

Созвездие  Андромеды (– 2; 9), (0; 7), (1; 4), (2; – 2), (– 2; – 1)

                                           (1;4)  (– 2; 5),  (– 4; 4)

Созвездие  Пегаса (– 6; 8), (– 4; 9), (0; 7), (1; 5), (8; 5), (8; – 2), (0; – 1), (– 2; – 4)

                                 (0; – 1), (– 2; – 2)

                                 (0; – 1), (1; 5).

   Учитель читает легенду, а ученики  выходят со своими рисунками к доске.

Легенда.

В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица жена – Кассиопея.

   Однажды она имела неосторожность в присутствии нереид (жительниц моря) похвастаться своей красотой. Обидевшись, они пожаловались богу моря – Посейдону, и он наслал на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита.

   Тот разорял страну до тех пор, пока по совету оракула Цефей не решил принести в жертву свою прекрасную дочь – Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале.

    В это время герой Персей совершал один из своих подвигов. Он убил Медузу Горгону, женщину со змеями вместо волос, ее взгляд обращал все живое в камень. Когда Персей отсек ее голову, из тела Медузы выпорхнул крылатый конь – Пегас.

    На нем Персей отправился домой. Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале прекрасную Андромеду и влюбился в нее. Персей вступил в бой с чудовищем и одолел его.  Герой освободил Андромеду и женился на ней.

     Героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо в виде созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса и Кита.

Звучит космическая музыка.

4. Экскурсия в историю.

Д. Габрикевич рассказывает о Рене Декарте и его вкладе в математику.

   Идея координат, т. е. задавать положение точки на плоскости с помощью чисел, зародилась в древности. Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, с потребностью определить положение светил на небе, при составлении календаря, географических и звёздных карт.

  Французские математики Пьер Ферма и Рене Декарт в XVII веке впервые открыли значение использования метода координат в математике. Ферма в более систематической форме, чем Декарт, развил метод координат.

     Декарт впервые опубликовал изложение метода координат в книге «Геометрия»,  поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой.

 - Где же еще мы с вами встретимся с именем этого великого ученого.

- На уроках алгебры  ( Учебник Алгебра-7кл, стр. 122) при изучении темы «Линейная функция и ее график» и уроках геометрии

( учебник Геометрия 7-9). Учитель знакомит учеников  с новыми  учебниками.

Задание.   Расшифровать информацию. ( ответ: Всем удачи)

5. Домашнее задание: Индивидуальное, дифференцированное задание на лето.

6. Подведение итогов, выставление оценок.

Сегодня на уроке я узнал…

•    Сегодня на уроке я научился…

•    Сегодня на уроке я познакомился…

•    Сегодня на уроке я повторил…

•    Сегодня на уроке я закрепил…

•    Сегодня на уроке я поставил бы оценку себе …

7. Рефлексия. Выбрать звезду соответствующего цвета. 

( Интерактивная доска)

Важная тема

Урок понравился

Я молодец

Лёгкая тема

Мне было интересно

- Спасибо за урок.

Интернет ресурсы:

1.        http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm

3.        http://www.chemtable.com/

4.        http://www.zaitseva-irina.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...