Аналитическая справка
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме

Харченко Алефтина Игоревна
Согласно образовательной программы, одной из важнейших задач является развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования. В результате в соответствии с ФГОС второго поколения изучение математики в 5 и 6 классах было направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту через групповую работу по решению различных задач; • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта через создание на уроках проблемной ситуации; • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе через использование на уроках компьютерных презентаций и через организацию индивидуальной и групповой проектной деятельности; • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей через решение нестандартных математических задач и организацию учащихся в различных конкурсах и олимпиадах; 2) в метапредметном направлении • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества через знакомство с великими математиками; • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования через решение задач, встречающихся в реальной жизни; 3) в предметном направлении • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения; • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Для реализации этих целей я, постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка учителя математики

Харченко Алефтины Игоревны за 2013 – 2014 учебный год.

Согласно образовательной программы, одной из важнейших задач является развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

В результате в соответствии с ФГОС второго поколения изучение математики в 5 и 6  классах  было направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту через групповую работу по решению различных задач;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта через создание на уроках проблемной ситуации;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе через использование на уроках компьютерных презентаций и через организацию индивидуальной и групповой проектной деятельности;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей через решение нестандартных математических задач и организацию учащихся в различных конкурсах и олимпиадах;

2) в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества через знакомство с великими математиками;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования через решение задач, встречающихся в реальной жизни;

3) в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Для реализации этих целей я, постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
        Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
          В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
                       
Личностно-ориентированная технология обучения  
Помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
                   Технология уровневой дифференциации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
                    Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
                       Исследовательские методы в обучении 
Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
                       Игровые технологии
Я считаю, что использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

                    Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в моей практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и
фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
                         Зачетная система
Данная система помогает учащимся подготовиться к обучению в образовательных учреждениях. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
                         Групповая технология
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

                  Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
 - сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
-  эффективно решать проблему наглядности обучения;
-  расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН.

Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в группах 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности.

В международных конкурсах "Эврика" и  "Ребус" приняли участие 45 человек. Победителями стали

5-е классы

Асеев Александр ,Макогон Александр, Михеева Кристина ,Оганезова Анжелика ,Смирнова Виктория,Сокрутов Павел ,Киселев Сергей ,Фоменко Сергей ,Артамонов Владислав

6-е классы

Воротынцев Алексей,Казьмина Дарья,Калитвенцев Даниил ,Стельмах Глеб ,Лобанов Никита,Кубыро Настя,Мусин Максим

7-е классы

Шлычков Роман ,Зиновеев Павел ,Апостолов Илья

В международном конкурсе «Кенгуру» приняли участие

5р1 – 15 человек

5р2 – 20 человек

6р1 – 21 человек

6р2 – 21 человек

7р2 – 13 человек

Итоговая административная промежуточная аттестация показала качество знаний у учащихся более 50%.

Контроль показал хорошую успеваемость учащихся, но есть и проблемы. Необходимо продолжать стимулировать познавательную деятельность учащихся.

В предметном направлении усилить работу над выполнением

  1. арифметических  действий с десятичными и обыкновенными дробями.
  2. Решением уравнения в два этапа.
  3. Нахождением среднего арифметического.
  4. Решением задачи на нахождение площади и объема.
  5. Решением задачи на нахождение части от числа и числа по его части.
  6. Решением логических задач. Вероятность.
  7. Решением задач на проценты.
  8. Перевод величин из одних единиц измерения в другие.
  9. Решением задачи на движение и составление уравнения

В метапредметном направлении создавать положительное эмоциональное поле взаимоотношений "учитель - ученик", "учитель - учитель", "ученик - ученик";

воспитывать положительное отношению к учебной  деятельности;

осуществлять взаимодействие между семьёй и школой с целью организации совместных действий для решения успешности обучения и социализации личности.

Особенности преподавания курса в 7 классе связано с делением предмета математики на алгебру и геометрию.

Согласно планированию изучались алгебраические выражения  и действий над ними, уравнений с одним неизвестным, одночленов, многочленов и действий над ними,  алгебраических  дробей и действий над ними, линейной функции и построение её графика, систем двух уравнений в двумя переменными. На уроках использовалась технология проблемного обучения, которая ориентирована не только на формирование знаниевых компетенций, но и на деятельный подход в обучении, что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать способности, возможности, потребности и интересы детей.

Курс геометрии характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.

При изучении курса геометрии большое внимание мною уделялось решению задач. Многие новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений усваивались в процессе решения задач. В начале курса значительную роль играли практические задания (начертить ту или иную фигуру, измерить те или иные отрезки или углы и т. д.).

Программа  по математике выполнена полностью.

Класс

Предмет

По плану часов

Дано часов

Контр. работ

5р1

математика

210

210

11

5р2

математика

210

210

11

6р1

математика

210

210

10

6р2

математика

210

211

10

7р2

алгебра

210

210

10

7р2

геометрия

70

70

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Аналитическая справка (критерия №2)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №1)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №3)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №4)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад

содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...