Рабочая программа по математике 6 класс. УМК Виленкина М.Я и др.
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему

Тугушева Светлана Юрьевна

Виленкин Н.Я. 6 класс. Рабочая программа по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_6.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:



Пояснительная записка.

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Данная рабочая программа реализована в серии УМК по математике для 6 класса по учебнику Виленкина Н.Я., Жохова В.И.

Программа адресована учителям математики общеобразовательных учреждений при изучении математики и рассчитана на один учебный год.

Основные функции программы:

1. Раскрыть цели, требования к обучению основным видам деятельности и в целом планируемые результаты обучения, чтобы сделать обучение математике более целенаправленным, ориентированным на эти требования и планируемые результаты обучения.

2. Дать целостное представление о возможном содержании обучения математики в рамках базового курса.

3. Показать взаимосвязи между целевыми аспектами, содержанием и планируемыми результатами обучения и служить учителю руководством к действию при уточнении конкретных целей и задач, отборе дополнительного материала при планировании учебного процесса.

4. Облегчить организацию контроля.

Таким образом, программа выполняет информационную, планирующую, регулятивную и контролирующую функции.

Математика входит в общеобразовательную область «Математика».

Задачи изучения математики

овладение системой математических знаний и умений,

необходимых для применения в практической деятельности, изучения

смежных дисциплин;

интеллектуальное развитие учащихся, формирование

качеств мышления, характерных для математической деятельности и

необходимых для продуктивной жизни в обществе;

воспитание культуры личности, отношения к математике как

к части общечеловеческой культуры, понимание значимости

математики для научно-технического прогресса;

развитие алгоритмического мышления, необходимого, в

частности, для освоения курса информатики;

формирование представлений об идеях и методах математики как

универсального языка науки и техники;

преобразование символических форм вносимых свой

специфический вклад в развитие воображения, способностей к

математическому творчеству;

формирование представлений об идеях и методах математики,

о математике как форме описания и методе познания

действительности;

формирование у учащихся представлений о роли математики в

развитии цивилизации и культуры.

Целями изучения курса математики является:

систематическое развитие понятия числа;

выработка умений выполнять устно и письменно арифметические

действия над числами;

переводить практические задачи на язык математики;

подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и

геометрии.

Курс, строится на индуктивной основе с привлечением элементов

дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на

интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в

виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с

натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и

десятичными дробями, получают начальные представления об

использовании букв для записи выражений и свойств арифметических

действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с

геометрическими понятиями, приобретают навыки построения

геометрических фигур и измерения геометрических величин.

При реализации данной программы применяются следующие методы обучения: метод по источнику знаний, словесный, наглядный,  практический.

Программа предусматривает использование таких форм обучения как фронтальная, коллективная, групповая, парная и индивидуальная форма.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 850 часов для обязательного изучения математики на ступени основного общего образования. В том числе в VI классе — 170 учебных часов из расчета 5 учебных часов в неделю. В том числе контрольных работ – 14,    2 проекта.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 8 часов (5 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

Математика как предмет характеризуется межпредметностью: существует прямая связь с информатикой, графикой, историей.

На уроках математики используется следующая система оценки достижений учащихся: текущий контроль (каждый урок, каждый этап), тематический контроль (после каждой темы) и итоговый контроль (годовая контрольная работа). Для оценивания результатов контроля планируется использовать самостоятельные и проверочные работы, контрольные работы и тестирование.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование    разделов и тем

Кол-во часов

1

Повторение материала 5 класса

3

2

Делимость чисел

18

3

Сложение и вычитание дробей с разными

знаменателями

20

4

Умножение и деление обыкновенных

дробей

29

5

Отношения и пропорции

17

6

Положительные и отрицательные числа

13

7

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

11

8

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

12

9

Решение уравнений

15

10

Координаты на плоскости

13

11

Итоговое повторение

15

 

Итого

170

Содержание учебного предмета

Повторение материала 5 класса (3 часа).

I.  Делимость чисел (18 часов).

Делители и кратные. Признаки делимости на10, на 5 и на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.

Знать:

  • Ÿ  понятие делителя числа;
  • Ÿ  понятие кратного числа;
  • Ÿ  признаки делимости на 10, на 5 и на 2;
  • Ÿ  определение чётных и нечётных чисел;
  • Ÿ  признаки делимости на 9 и на 3;
  • Ÿ  определение простого и составного числа;
  • Ÿ  алгоритм разложения числа на простые множители;
  • Ÿ  понятие взаимно простых чисел;
  • Ÿ  определение НОД;
  • Ÿ  определение НОК.

Уметь:

  • Ÿ  находить делители и кратные чисел;
  •      определять, делится число на 10, на 5, на 2, на 9, на 3;
  • Ÿ  использовать таблицу простых чисел;
  • Ÿ  определять, является число чётным или нечётным;
  • Ÿ  определять, является число простым или составным;
  • Ÿ  доказывать являются числа взаимно простыми;
  • Ÿ  раскладывать число на простые множители;
  • Ÿ  находить НОК чисел;
  • Ÿ  находить НОК чисел.

II. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (20 часов).

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.              .

Знать: 

Ÿ  основное свойство дроби;

Ÿ  понятие сокращение дроби;

Ÿ  понятие несократимой дроби;

Ÿ  правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю;

Ÿ  правило сравнения дробей;

Ÿ  правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

Ÿ  правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Уметь: 

Ÿ  применять основное свойство дроби при преобразовании дробей;

Ÿ  выполнять сокращение дробей;

Ÿ  приводить дроби к общему знаменателю;

Ÿ  выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;

Ÿ  выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

III. Умножение и деление обыкновенных дробей (29 часов).

Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.

Знать:

Ÿ  определение умножения дроби на натуральное число;

Ÿ  определение умножения смешанных чисел;

Ÿ  нахождение дроби от числа;

Ÿ  распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания;

Ÿ  определение взаимно обратных чисел;

Ÿ  правило деления дробей;

Ÿ  нахождение числа по его дроби;

Ÿ  определение дробного выражения.

Уметь:

Ÿ  применять алгоритм умножения дробей и смешанных чисел;

Ÿ  формировать навыки решения задач на нахождение дроби от числа;

Ÿ  формулировать правило нахождения процента от числа;

Ÿ  называть и записывать число обратное данному;

Ÿ  выполнять деление дробей и смешанных чисел;

Ÿ  находить число по данному значению его процентов;

Ÿ  находить значение дробного выражения;

Ÿ  называть числитель и знаменатель дробного выражения.

IV.  Отношения и пропорции. (17 часов).

Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб.  Длина окружности и площадь круга. Шар.

Знать:

Ÿ  что называют отношением двух чисел;

Ÿ  что показывает отношение;

Ÿ  что называют пропорцией;

Ÿ  свойство пропорции;

Ÿ  какую величину называют прямо и обратно пропорциональной зависимостью;

Ÿ  определение масштаба;

Ÿ  формулы для нахождения длины окружности и площади круга;

Ÿ  определение радиуса и диаметра шара;

Ÿ  понятие сферы.

Уметь:

Ÿ  находить, какую часть число а составляет от числа в;

Ÿ  узнавать, сколько процентов одно число составляет от другого;

Ÿ  называть члены пропорции;

Ÿ  приводить примеры верных пропорций;

Ÿ  применять свойства пропорции;

Ÿ  определять вид зависимости и в зависимости от этого выбирать соответствующий алгоритм решения задачи;

Ÿ  приводить примеры прямо и обратно пропорциональных зависимостей;

Ÿ  определять масштаб;

Ÿ  находить расстояние на местности с помощью карты;

Ÿ  решать задачи с использованием формул длины окружности и площади круга;

Ÿ  находить радиус и диаметр шара.

V. Положительные и отрицательные числа (13 часов).

Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа.  Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.

Знать:

Ÿ  понятие отрицательного числа;

Ÿ  понятие координатной прямой;

Ÿ  определение противоположного числа данному;

Ÿ  определение целых чисел;

Ÿ  понятие модуля;

Ÿ  правила сравнения чисел;

Ÿ  понимать изменение величин на положительное и отрицательное число.

Уметь:

Ÿ  изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой;

Ÿ  находить число противоположное данному;

Ÿ  находить модуль числа;

Ÿ  сравнивать числа;

Ÿ  находить изменение числа.

VI . Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов).

Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.

Знать:

Ÿ  что означает к числу а прибавить число в;

Ÿ  чему равна сумма противоположных чисел;

Ÿ  правило сложения отрицательных чисел;

Ÿ  правило сложения чисел с разными знаками;

Ÿ  правило вычитания.

Уметь:

Ÿ  складывать числа с помощью координатной прямой;

Ÿ  складывать отрицательные числа;

Ÿ  складывать числа с разными знаками;

Ÿ  выполнять вычитание чисел.

VII. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов).

Умножение. Деление. Рациональные числа. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Свойства действий с рациональными числами.

Знать:

Ÿ  правило умножения двух отрицательных чисел;

Ÿ   правило умножения  чисел с разными знаками;

Ÿ  правило деления отрицательного числа на отрицательное;

Ÿ  правило деления чисел с разными знаками;

Ÿ  определение рационального числа;

Ÿ  свойства рациональных чисел;

Уметь:

●  умножать отрицательные числа;

Ÿ  числа с разными знаками;

Ÿ  выполнять деление чисел с разными знаками;

Ÿ  выполнять деление отрицательных чисел;

Ÿ  применять свойства рациональных чисел при решении упражнений.

VIII. Решение уравнений (15 часов).

Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Знать:

Ÿ  правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «плюс», «минус»;

Ÿ  определение числового коэффициента;

Ÿ  определение подобных слагаемых;

Ÿ  правила решения уравнений;

Ÿ  определение линейного уравнения.

Уметь:

Ÿ  применять правило раскрытия скобок;

Ÿ  упрощать выражения;

Ÿ  приводить подобные слагаемые;

Ÿ  применять правила при решении линейных уравнений.

IX. Координаты на плоскости (13 часов).

Перпендикулярные прямые.  Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.

Знать:

● определение перпендикулярных прямых, отрезков, лучей;

● определение параллельных прямых, отрезков;

● понятие координатной плоскости;

● порядок записи координаты точки и их названия.

Уметь:

● строить перпендикулярные и параллельные  прямые;

● строить координатную плоскость;

● строить точки в координатной плоскости с заданными

координатами и определять координаты точки в

координатной плоскости;

● строить столбчатые диаграммы по условию задачи;

● уметь читать графики.

Итоговое повторение курса(15 часов).

Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса,

установленные Государственным стандартом основного общего

образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

В результате изучения курса математики в 6 классе учащиеся должны

знать и понимать:

существо понятия алгоритма;

как используются математические формулы и уравнения при решении

математических и практических задач;

как потребности практики привели математическую науку к

необходимости расширения понятия числа;

особенности и преимущества позиционной системы записи чисел;

соотношения между основными числовыми множествами:

натуральных, целых, рациональных чисел;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;

уравнения – это математический аппарат решения разнообразных

задач из математики, смежных областей знаний, практики;

уметь:

выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание

двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение

однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными

дробями с однозначным знаменателем и числителем;

выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с

рациональными числами, возводить число в квадрат, в куб;

переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять

десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях

обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде

процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых

степеней десятки;

выполнять арифметические действия с рациональными числами,

сравнивать рациональные и действительные числа; находить в

несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней;

находить значения числовых выражений;

находить значения числовых выражений;

решать задачи на проценты с помощью пропорций; применять прямо и

обратно пропорциональные величины при решении практических задач;

решать задачи на масштаб;

распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые с

помощью линейки и угольника; определять координаты точки на

координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам;

решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи,

связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и

процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных практических расчётных задач, в том числе с

использованием при необходимости справочных материалов,

калькулятора, компьютера;

устной прикидки и оценки результата вычислений;

       проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;

интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений,

связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и

явлений.

Достижение уровня обязательной подготовки становится

непременной обязанностью ученика в его учебной деятельности. Важным

условием правильной организации учебно-воспитательного процесса

является выбор рациональной системы методов и приёмов обучения, её

оптимизация с учётом возраста, развития и подготовки учащихся, специфики

решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Учебный процесс

следует ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных

видов работы в теории и практике.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учрежд. М.: Мнемозина, 2008.

2. Гришина И.В., Лестова Е.В. Математика. 6 класс. Тесты: в 2 ч.- Саратов: Лицей, 2009.

3. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: метод. пособие для учителя М.: Просвещение, 2005.

4. Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 6 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 6 класс»т- М.: Издателство «Экзамен», 2013.

Электронные средства учебного назначения:

1. Универсальное мультимедийное пособие по математике 6 класс

М.: ЭКЗАМЕН, 2007.

Интернет-ресурсы:

1. Тестирование online: 5-11 классы : http://www.kokch.kts.ru/cdo/

2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет: http://teacyer.fio.ru

Литература, использованная при подготовке программы

  1. Стандарт основного общего образования по математике.
  2. Примерные программы по математике. Основная  школа.
  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы.

Приложение 1.

Темы проектов.

  1. Проект «Мир отрицательных чисел».

Цель данного проекта: углубление знаний детей при изучении темы «Положительные и отрицательные числа».

Проект направлен на то, чтобы научить школьников различать отрицательные числа от положительных, работать с отрицательными числами и научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию при решении различных примеров и задач.

Проект рассчитан на 4 недели.

Описание проекта: обучающиеся изучают литературу, информацию об отрицательных числах в сети Интернет. После сбора информации начинают создание презентаций, буклетов,  используя при этом  материалы учебника. Далее следует защита проекта.

  1. Проект «Математика вокруг нас»

Цель данного проекта: углубление знаний детей о науке математика.

Проект направлен на то, чтобы вопрос- связаны ли между собой математические способности и выбор будущей профессии родителей, а также влияние способностей к математике с успехами по другим предметам

Проект рассчитан на 4 недели.

Описание проекта: обучающиеся изучают литературу, информацию о математиках, о прикладной математике и т.д. в сети Интернет. После сбора информации начинают создание презентаций, буклетов,  используя при этом  материалы учебника. Далее следует защита проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике Н. Я. Виленкин 5-6 класс обучение на дому

Рабочие программы содержат пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, содержание тем изучаемого курса, литературу....

Рабочая программа по математике по учебнику Виленкина

Рабочая программа и планирование по математике по учебнику Виленкина...

Рабочая программа по математике (по учебнику Виленкина Н.Я.), 6 класс

Рабочая программа учебного курса  «Математика» (базовый уровень) составлена  для  обучающихся 6 класса, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного обра...

Рабочая программа по математике, 5 кл, Виленкин, ФГОС

Пояснительная запискаДанная рабочая программа по математике разработана на основе:1.      Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

Рабочая программа по математике 5класс (учебник Виленкин Н.Я.)

Рабочая программа создана для учителей математики, работающих по учебнику Виленкина Н.Я.  5 класс (5 часов в неделю). Программа состоит из пояснительной записки, требования к уровню подготовки вы...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая Программа по математике к учебнику Виленкина для 5 класса

Рабочая Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рассчитана на 210 часов в год,6 часов в неделю...