Свойства функций. Применение функции к решению физических задач
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Клюева Татьяна Ивановна

Разработка урока содержит уроки физического содержания. При решении задач используются свойства линейной и квадратичной функций и их аналоги в физических формулах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №18» ЭМР Саратовской области.

Открытый урок в 9 классе по теме:

 «Свойства функций. Применение функции к решению физических задач».

(межшкольное методическое объединение учителей математики)

 

.

Провела учитель математики МБОУ СОШ №18

Клюева Т.И.

г.ЭНГЕЛЬС – 2011

Цели урока:

Образовательная цель: сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению графических задач по физике.

Развивающая цель: развивать математические способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства, развивать исследовательские способности умение применять теоретические знания на практике, развивать память, внимание, наблюдательность.

Воспитательная цель: воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей, воспитывать взаимопомощь и объективность оценки знаний; стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуацию успеха.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по данной теме.

Оборудование: ноутбук, экран, доска;

                            мультимедийный проектор;

                            справочный материал по математике и физике;

                            лист самоконтроля;

                            карточки для фронтальной и самостоятельной работы.

Средства: учебник «Алгебра. 9 класс». А.Г. Мордкович, М.: Мнемозина, 2011; учебник «Физика. 9 класс». А.В. Перышкин, М.: Дрофа, 2009.

Ход урока:

Слайд на экране: Все сведения о природных телах и их свойствах должны содержать точные указания на вес, число, объем, размеры. Практика рождается только из тесного соединения физики и математики.

Запись на доске: Задача.

                              Дано: математика и физика.

                              Доказать: С физикой в жизнь, в суть с математикой.

Ход урока.

  1. Организационный момент: Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

            Сообщение темы и целей урока и его основных этапов:

а) проверка домашнего задания;

б) повторение теоретического материала;

в) решение задач;

г) диагностический тест;

д) просмотр презентации учащихся;

и) итог урока.

2. Проверка домашнего задания:

на доске: № 5.2(2), №15.2(2) – сборник подготовки е экзамену, №8.15(б)- учебник.

Одновременно по карточке на доске: построить график функции и перечислить свойства.

 

На местах по карточкам: №10.4(в, №8.15(а) )-учебник

  1. Повторение теоретического материала фронтально:

- Дайте определение функции.

- Как называются переменные х и у?

- Что называют значениями аргумента, функции?

- Какие способы задания функции нам известны?

- Что значит прочитать график функции?

- Дайте определение графика функции, области определения функции.

Работа с графиками  на слайдах из электронного сопровождения к учебнику «Алгебра, 8» Мордкович.

Перечислить свойства: название функции, название графика, область определения, монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значение функции , непрерывность, область значений, выпуклость.

  1. Работа с классом.

Записывается тема урока.

Учитель: Напомню, что наша задача учиться использовать свойства функций при решении физических задач.

  1. Лабораторная работа №6 содержит таблицу, полученную экспериментально, и как результат ваших исследований, построен график зависимости между величинами. Рассмотрим эту зависимость.

- Какая физическая величина была постоянной?

- Между какими физическими величинами

установлена связь?

-  Как сила тока зависит от сопротивления на концах проводника?

- Какой закон физики выражает эта зависимость?

- Так как функция – это зависимость между двумя величинами, то какая из них играет роль аргумента, какая роль функции? Что является областью определения?

Задайте эту зависимость на математическом языке, как называется график, и достройте график, заменив R на х, I на у, на всей области определения этой функции.

U,B

R,Oм

I,A

1

2

1

2

2

2

2

1

3

2

4

0,5

  1. Проведем еще одну аналогию между понятиями физики и математики на примере прямолинейного движения. ( у учащихся справочный материал, приложение).

- Какие виды прямолинейного движения вам известны?

- Заполним таблицу на магнитной доске, выражающую аналогию между физическими зависимостями в этих видах движения и математическими формулами.

а) Какой вид движения описывает эта формула, какую зависимость она устанавливает? С какой функцией ассоциируется эта формула?

б)

в) Основной закон кинематики выражает формула: .

зависимость каких величин здесь выражена, какой вид движения? Какая функция в математике описывает эту зависимость?

г) Какой вид движения описывают эти формулы, К какому виду функции относятся?  

        

Задача 1.

По данному графику скорости: а) описать характер движения на каждом участке;

б) Как изменяется ускорение на каждом участке; в) Составить уравнение зависимости a(t), v(t),s(t). г) построить график ускорения; д) построить график зависимости s(t) на участках AB и CD.

Решение.

а) АВ – ускоренное, BC – равномерное, CD – ускоренное, DE – равномерное.

б) a > 0,                            a = 0,                       a < 0,                    a = 0.

                   в)                              

       

  1. Диагностический тест

Ответы на доске: 1а, 2а, 3б, 4б, 5а.

6. Домашнее задание: раб.№3 в.2, часть 1, №6.37, часть 2. №10.15(а)-учебник.

7. Рефлексия.  С каким лицом я покину класс (смайлики).

Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические, статистические и логические функции. Применение функций на практике

Цель урока: повторить материал по теме «Математические, статистические  и логические функции», научить применять функции на практике, подготовить учащихся к лабораторной работе.Задачи:обуча...

Квадратичная функция и ее свойства. С применением электронных образовательных ресурсов

Дать определение квадратичной функции и по графику определять ее основные свойства, научить использовать свойства квадратичной функции при решать задач;  развитие познавательного интереса к обуче...

Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.

видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...

Интегрированный урок по математике и физике по теме "Функция. Применение свойств и графиков некоторых функций в решении задач и при подготовке к ОГЭ".

Разработка интегрированного урока по физике и математике по теме "Функция. Применение свойств и графиков функций в решении задач при подготовке к ОГЭ"....