«Решение тригонометрических неравенств с параметрами»
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме

Квиткова Марина Евгеньевна

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.

ЕГЭ также не обходится без заданий с параметрами:  С5 содержит  такие задачи.      При этом решение  задач с параметрами вызывает у школьников значительные затруднения. Трудности вызваны тем, что задача с пара­метром предполагает не только умение производить какие-то выкладки по заученным правилам, но также и понимание цели выполняемых действий. Решение задач с параметрами позволяет ученикам расширить свой математический кругозор, тренировать  интеллект,  развивать математическое, логическое мышление. Решение задач с параметрами на элективных курсах -это помощь при подготовке к экзаменам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trigonometricheskie_neravenstva.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

 Избранные вопросы математики:

«Решение тригонометрических неравенств с параметрами»,

учитель математики М.Е.Квиткова,

МАНОУ «Лицей № 4» Ленинск-Кузнецкий городской округ.

     Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.

ЕГЭ также не обходится без заданий с параметрами:  С5 содержит  такие задачи. И это отнюдь не дань моде, как принято считать. Это связано с высокой диагностической и прогностической ценностью задач с параметрами, которая заключается прежде всего в возможности выявить знание основных разделов школьной математики, уровень логического мышления и  математической культуры, показать способность ученика к творчеству, к умению анализировать, обобщать. Ведь в отличие от большей части учебных задач, имеющих определённый алгоритм решения, требующих лишь слепого следования последнему, они побуждают учеников к поиску, нестандартному подходу к их решению.

     При этом решение таких задач вызывает у школьников значительные затруднения. Как правило, трудно - решаемыми (или задачами повышенной сложности) заданиями на ЕГЭ являются задачи с параметрами. Трудности вызваны, прежде всего, тем, что задача с параметром предполагает не только умение производить какие-то выкладки по заученным правилам, но также и понимание цели выполняемых действий. Для успешного решения таких задач необходимо рассматривать различные случаи (и понимать, какие именно случаи нужно рассмотреть), что приучает к внимательности и аккуратности. Даже при записи ответа нужно быть предельно сосредоточенным, чтобы не упустить ни одной из его частей, полученных в ходе решения.

 Начинать знакомство с параметрами нужно раньше – параллельно с соответствующими разделами школьной программы по математике.

Решение тригонометрических неравенств с параметрами.

     Тригонометрическими неравенства – это неравенства, содержащие неизвестные только под знаком тригонометрической функции.

     Например, неравенство   тригонометрическое относительно х. При решении неравенств с тригонометрическими функциями существенно используются периодичность этих функций и их монотонность на соответствующих промежутках. 

                                                              Рис. 1

При решении неравенств вида где — периодическая функция с периодом Т, следует сначала решить это неравенство на одном периоде, например для  а затем получившееся решение периодически продолжить.

В некоторых случаях тригонометрическое неравенство сводится к решению элементарных неравенств вида  и т. д.

Рассматривая график соответствующей тригонометрической функции или изучая ее изменение на тригонометрическом круге, выписываем ответ для одного периода, а затем к обеим частям полученного неравенства прибавляем ,  где Т - период. Так, решением неравенства будет совокупность интервалов

Функция  имеет наименьший положительный период    Поэтому неравенства вида

                                                                          (1)

                                                                          (2)

 достаточно решить сначала на каком- либо отрезке длины  Множество всех решений получим, прибавив к каждому из  найденных  на этом отрезке решений числа вида

     Неравенство (1) удобно решать сначала на отрезке .

Основным методом решения тригонометрических неравенств является метод интервалов.

      Пример1.   Решить неравенство относительно х.   

      Решение:  Для решения его на единичной окружности с центром в начале координат (рис. 1) находим две точки, ордината каждой из которых равна 0,5. Одна из них является концом каждой из дуг множества   а   другая -  концом   каждой   из  дуг  множества  

   Из рисунка видно, что данное   неравенство  справедливо   при

     Ответ: при а > 0 получим:               Рис.1.                                                  

при а < 0    

при а = 0 решений нет.

   

 Пример2.   при 0 < b < 1. 

     Построив на единичной окружности две точки с ординатой, равной b, (рис. 2), заметим, что данное неравенство справедливо при                                                                  

                                                Рис. 2

     

      Ответ:   при     а > 0           

                       при     а < 0                 

                       при  а = 0  х – любое действительное число.

     Пример3.  , где   

     Решение: Найдя на единичной окружности

две точки, абсциссы которых равны  (рис. 3),

заметим, что данное неравенство верно при

                                                                                                         Рис.3.

     Ответ:        

     Пример4. 

    Решение: На оси тангенсов (рис. 4) находим точку К, ордината которой равна . Точка пересечения отрезка ОК  с  окружностью является концом дуги . Учитывая, что период тангенса равен , приходим к заключению, что данное неравенство справедливо  при 

Или                                                                                                  Рис.4.

     Ответ: При   а < 0   

при       .

 при  а = 0 неравенство принимает вид:  следовательно при а = 0 и при  .

Рассмотрим решение более сложных неравенств.

Пример5.  При каких а неравенство

выполняется при всех х?

     Пользуясь очевидным тождеством

перепишем данное неравенство в виде

 

     Левая часть этого неравенства является квадратным трехчленом относительно z = sin x cos x; старший коэффициент этого трехчлена  равен -3. В задачах рассматриваемого типа удобнее иметь дело с трехчленами с положительным старшим коэффициентом. Поэтому рассмотрим неравенство

                                                                                          

     В этом месте многие учащиеся считали, что дальнейшая цель состоит в том, чтобы найти такие значения параметра а, при которых квадратное неравенство (2) выполняется для всех z. Они основывались, видимо, на том, что данное в условии неравенство должно выполняться для всех х. Однако условие, что х принимает все значения, вовсе не означает, что и z принимает все значения - ведь  а потому z может принимать значения только из отрезка  

Таким образом, правильная переформулировка задачи будет следующей: при каких значениях параметра а неравенство (2) выполняется для всех  из отрезка

Число а удовлетворяет требуемому условию в том и только в том случае, когда трехчлен  принимает отрицательные или нулевые значения в точках  и . Тем самым мы приходим к системе неравенств

решения этой системы, а следовательно, и исходной задачи, таковы:

Ответ: 

Заключение.

При решении приведенных выше задач с параметрами происходит повторение и, как следствие, более глубокое прочное усвоение программных вопросов. Ученики расширяют свой математический кругозор, тренируют  интеллект, при этом происходит развитие математического, логического мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать. Решение задач с параметрами на элективных курсах -это помощь при подготовке к экзаменам. Происходит формирование таких качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, сила воли и точность.

Рекомендуемая литература

  1.      Мордкович А.Г. Уравнения и неравенства с параметрами // Математика (приложение к газете «1 сентября»). – 1994, №36.
  2.      Ястребинский Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. – М.: Просвещение, 2008 – 128 с.
  3. Козко А. И., Чирский В. Г. Задачи с параметром и другие сложные задачи. — М.: МЦНМО, 2007. — 296 с.
  4. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002.
  5. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.
  6. Шахмейстер А.Х. Уравнения и неравенства с параметрами. – 1-е изд. – СПб.: «ЧеРо-на-Неве », 2004. – 304с.
  7. Математика в школе (научно – теоретический и методический журнал),  № 1. Школа -  Пресс, 2002. стр. 47.
  8. Высоцкий В.С. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. –М.: Научный мир,2011-316с.: 262 ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебы в 10 классе по теме "Решение тригонометрических неравенств методом интервалов"

Метод интервалов особенно  эффетивен при  решении  неравенств, содержащих  тригонометрические функции. На   данном уроке   дается алгоритм  решения тр...

Проектная работа по теме Решение тригонометрических уравнений с параметрами

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое...

«Решение квадратных неравенств с параметром»

Обучение умению решать уравнения с параметрами  различными способам....

Решение линейных неравенств с параметром

Вводится понятие линейного неравенства с параметром, рассматриваются примеры решения таких неравенств, составляется алгоритм  решения...

решение квадратных неравенств с параметром

Презентация Решение квадратных неравенств с параметром...