«СТРУКТУРА УРОКА МАТЕМАТИКИ»
статья по алгебре по теме

Грихно Марина Ивановна

Из опыта работы в школе-интернате Vвида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo.rar387.32 КБ

Предварительный просмотр:

                         

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» V ВИДА

                                  Доклад

        (Выступление на городском методическом объединении)

 

Тема: «СТРУКТУРА УРОКА МАТЕМАТИКИ»

        

                                                                                                 Учитель: Грихно М.И.

                                                                          I квалификационная категория

 

       

                                 

г. Подольск

2014г.

Структура урока определяется дидактическими целями. Составные части (этапы) урока тесно связаны между собой и обусловливают друг друга. Каждый этап урока ограничен определенным временем.

На уроке математики в школе V вида наиболее широкое распространение получили следующие этапы урока:

1.      Организация учащихся на урок.

2.      Проверка домашнего задания.

3.      Устный счет.

4.      Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний.

5.      Сообщение темы, целей урока. Сообщение нового материала учителем, восприятие и первичное осознание его учащимися.

6.      Первичное закрепление новых знаний и включение их в систему имеющихся у учащихся знаний.

7.      Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний учащихся под руководством учителя и в самостоятельной деятельности.

8.      Задание на дом.

9.      Подведение итогов урока.

Структурные компоненты и их порядок могут меняться. Не все компоненты могут входить в один урок. Однако они присущи большинству уроков математики в школе V вида. Остановимся на их краткой характеристике.

1.      Организация учащихся на урок.

Учитывая особенности эмоционально-волевой сферы учащихся коррекционной школы, а именно: повышенную возбудимость одних, заторможенность, инертность других, учитель должен организовать начало урока так, чтобы собрать внимание учащихся, отвлечь их от той деятельности, которой они были заняты во время перемены, переключить их внимание на учебную деятельность. Спокойным, но требовательным тоном он должен привлечь  всех к себе, а затем и к тому материалу, который будет изучаться на уроке.

Иногда в начале урока следует сообщить план работы, а в конце подвести итог его выполнения. Этот  прием в работе учителя организует учащихся, воспитывает ответственность. Учащиеся приучаются к планированию своей деятельности, что помогает им ориентироваться во времени (учащиеся стараются намеченный план выполнить до конца), у них формируется критическое отношение к собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Но сообщение темы и плана работы в начале урока не всегда целесообразно, так как это снимает элемент неожиданности. На отдельных уроках тема объявляется после объяснения нового материала.

Можно в начале урока создать определенную жизненную или игровую ситуацию, поставить перед ребятами поисковую задачу и опросить найти ее решение. Это позволит быстро вовлечь учащихся в учебную деятельность, вызвать интерес.

2. Проверку домашнего задания учитель осуществляет на уроке по-разному.

Если задание было на закрепление нового материала, то из него  необходимо выбрать типичные примеры, упражнения, проверить их с подробным объяснением хода решения, дать возможность остальным ученикам сверить свой ответ с ответом того ученика, который отвечает.

 При проверке задачи выслушать не только вопросы и решение, но и поставить несколько вопросов на выявление осмысления хода решения.

Если задание является новым для учащихся, то целесообразно провести не выборочную проверку, а проверить всю работу.

Возможны сверка с заранее написанными на доске ответами, обмен работами и взаимопроверка, выполнение работы, аналогичной той, которая выполнялась дома, и т. д.

Иногда целесообразно проверку домашнего задания сочетать с устным счетом. В этом случае учитель не просто просит прочитать пример и назвать ответ, а дает дополнительное задание либо вычислительного характера, либо связанное с анализом числа.

В этом случае ученик, прежде чем прочитать пример и дать ответ, должен произвести  вычисления. Например, в домашней работе есть упражнения -3+10=7; -5+(-10)=-15  и др. учитель говорит: «Найдите пример, ответ которого самое маленькое (большое) число, придумайте свой пример на выполнение сложения чисел с разными знаками, чтобы в результате получилось число, противоположное данному». Такого рода задания активизируют всех учащихся, пробуждают у учащихся интерес к процессу проверки и позволяют закрепить  те вычислительные приемы, которые учитель считает на данном этапе необходимыми.

Правильность выполнения домашнего задания проверяется и оценивается учителем ежедневно. При этом учитель детально анализирует типичные ошибки, трудности у учащихся всего класса и индивидуальные трудности и ошибки у каждого ученика и намечает работу по ликвидации этих трудностей с такими учениками на следующем уроке.

3. Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики в школе V вида.

Устный счет может проводиться не обязательно в начале урока, но в середине, конце, в зависимости от целей  урока.

Устный счет должен быть тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока. Однако в устный счет могут включаться и такие упражнения, которые ставят целью выработать беглость счета, закрепить те или иные вычислительные приемы.

Устный счет нередко ставит целью подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Он включает несколько форм упражнений и заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного характера, задания на закрепление нумерации, различение фигур, повторение их свойств и т. д.

Длительность этого этапа урока не должна превышать 10—12 мин, так как устный счет требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил. Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую. Как известно, такого рода переключения чрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, но не совсем просты для  школьников коррекционной школы.

Упражнения для устного счета предъявляются как в устной, так и в письменной форме. Нередко вместо записи на доске я использую различные таблицами с краткой записью содержания задач, с записью чисел, арифметических знаков, вычислений в электронном виде

Считаю целесообразным устным заданиям придавать занимательный характер,  использую в своей работе и дидактические игры математического содержания. Это позволяет поддерживать постоянный интерес учащихся к устному счету.

Задания для устного счета подбираю с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это позволяет  проводить и фронтальную работу, и включить в активную учебную деятельность всех учащихся класса.

При устном счете важно установить обратную связь между учителем и учащимися. После проведения устного счета подводится итог, учитель оценивает активность класса, правильность их ответов, успехи отдельных учеников.         (Видео)                                                                                

4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного на уроке служит связующим звеном между ранее усвоенными знаниями и новым материалом или способствует закреплению материала, изученного на предыдущих уроках.

На этом этапе урока закрепляются вычислительные, измерительные, чертежные умения и навыки, повторяются теоретические знания (правила, определения, свойства фигур и т. д.) в ходе выполнения практических работ. Повторение, как правило, проходит в виде фронтальной работы с классом; в этот этап урока включается нередко и опрос учащихся.

На уроках математики следует осуществлять подведение учащихся к восприятию нового путем подбора таких упражнений, которые позволят использовать прошлый опыт учеников, их знания, умения и тем облегчить восприятие нового, включение новых знаний в систему уже имеющихся. Следовательно, на этом этапе урока надо воспроизвести в памяти учащихся те знания, которые помогут учащимся лучше усвоить новый материал.

Например, новым для учащихся является сложение чисел с разными знаками. Для усвоения этого материала необходимо включить повторение темы сложения и вычитания натуральных чисел, сложение отрицательных Такого рода упражнения помогут учащимся более осмысленно и с меньшими трудностями усвоить новый вычислительный прием сложения с чисел с разными знаками.

8. Содержание домашнего задания следует дифференцировать и по объему и по содержанию. Тот материал, который еще недостаточно усвоен учениками, на дом задавать не следует.

Домашнее задание надо задавать до звонка. Необходимо, чтобы учащиеся не только записали в дневник задание, но и успели посмотреть, что задано на дом. Иногда требуется и дополнительное разъяснение того, как нужно выполнить домашнее задание.

9. При подведении итогов урока важно добиваться от учащихся выделения того главного, что было на данном уроке. Этому помогают вопросы учителя. Он спрашивает, что нового узнали на уроке: какое правило, свойство, какие новые вычислительные приемы и т. д.

Если в начале урока учитель знакомил учащихся с планом урока, то в конце урока он проверяет, все ли выполнено, что предусматривалось планом. Если план выполнен не полностью, то учитель вскрывает причины такого положения. На этом этапе урока выставляется итоговая оценка учащимся, дается ей обоснование.

Устные упражнения и диктанты (Электронные версии)http://www.alleng.ru/d_images/math/1124.jpghttp://www.alleng.ru/d_images/math/1125.jpghttp://i1.tor1.ws/image2small/0388/07/03880751.jpg http://www.alleng.ru/d_images/math/1151_small.jpgC:\Users\Юра\Desktop\p0001.bmp http://www.alleng.ru/d_images/math/885_small.jpg 

 

http://www.alleng.ru/edu/math1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКОТЕРАПИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В КЛАССЕ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Сказкотерапия – метод, который помогает не только воспитывать, но и обучать детей с нарушениями интеллекта, т.к. они любят сказки, запоминают их, требуют повторять, отождествляют себя с различными пер...

Конспект открытого урока математики во 2 классе для детей со сложной структурой дефекта "Число 0 как компонент сложения"

Данный урок представлен в системе уроков по формированию у учащихся навыков сложения и вычитания однозначных чисел, когда компонентом сложения является число 0...

Календарно-тематическое планирование уроков математики для обучающихся 8 класса со сложной структурой дефекта

Календарно-тематическое планирование уроков математики составлено с учетом тем по предмету "Социально-бытовая ориентировка". В уроки математики включаются задачи с практическим содержанием п...

Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс

Тема урока: «Упрощение выражений»Урок  первичного предъявления  новых знаний...

Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"

Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Доклад "Структура урока математики по ФГОС."

Доклад "Структура урока математики  по ФГОС."...