Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"
методическая разработка на тему

Егорова Галина Михайловна

Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_i_struktura_tekhnologicheskoy_karty_uroka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Понятие  и  структура  технологической  карты  урока

Термин  «технологическая  карта»  пришел  в  педагогику  из  промышленности,  технического  производства.  В  политехническом  энциклопедическом  словаре  дается  следующее  определение  технологической  карты:  «Технологическая  карта – форма  технологической  документации,  в  которой  описан  весь  процесс  обработки  изделия,  указаны  операции  и  их  составные  части,  материалы,  производственное  оборудование,  инструмент,  технологические  режимы,  необходимое  для  изготовления  изделия  время,  квалификация  работников».  

Технологическая  карта  урока – современная  форма  планирования  педагогического  взаимодействия  учителя  и   учащихся.  

Технологическая  карта  урока – обобщенно-графическое  выражение  сценария  урока,  основа  его  проектирования,  средство  представления  учителем  индивидуальных  методов  педагогической  деятельности.  

Технологическая  карта  урока – проект  учебного  процесса,  в  котором  представлено  описание  учебного  процесса  от  цели  до  результата  с  использованием  инновационной  технологии  работы  с  информацией.  Проект  урока – это  разработанный  учителем  план  проведения  урока  с  возможной  корректировкой  (изначально  заложенной  вариативностью  урока).  

Технологическая  карта  урока  представляет  собой  конструктор,  количество  проектируемых  элементов  которого  можно  изменить:  увеличить  или  уменьшить  в  зависимости  от  степени  детализации  хода  урока.  Технологическая  карта  урока – это  таблица,  позволяющая  структурировать  урок  по  выбранным  учителем  параметрам.  Такими  параметрами  могут  быть  этапы  урока;  его  цели;  содержание  учебного  материала;  методы,  приемы,  формы  организации  учебной  деятельности  учащихся;  виды  формируемых  универсальных  учебных  действий;  деятельность  учителя  и  деятельность  учеников.

Технологическую  карту  урока  отличают:  структурированность,  алгоритмичность,  технологичность,  интерактивность,  обобщенность  информации.  

Междисциплинарная  связь  в  науке  давно  считается  средством  ее  прогресса,  поэтому  обращение  учителей  к  технологическому  подходу  в  образовании  не  случайно.  Интерес  и  внимание   педагогов  к  конструированию  технологических  карт   обусловлены  возможностью   графически  отразить  весь  процесс  педагогического  взаимодействия  учителя  и  учащегося  на  уроке,   что   является   актуальным    прежде  всего  для  развивающего  образования.  Исходя  из  технического   определения  «технологическая  карта»,  можно  выделить  те  условия,  на  которые  нужно  опираться  при  конструировании  технологической  карты  урока:  в  технологической  карте  должен  быть  описан  весь  процесс  деятельности;  должны  быть  указаны  все  операции  и  их  составные  части.  

Н.Я. Мороз  предлагает  выделить  в  структуре  технологической  карты  урока  блоки,  соответствующие  идее  технологизации  учебного  процесса:

-  блок  целеполагания   (что  необходимо  сделать,  воплотить);

-  инструментальный  блок  (какими  средствами  это  достижимо);

-  организационно–деятельностный  блок  (структуризация  на  действие  и операции).  

Однако  технологическая  карта  урока  с  такой  структурой  является  очень  затратной  как  по  времени,  так  и  по  усилиям,  необходимым  для  ее  составления.

В  структуре  технологической  карты  урока  необходимо  предусмотреть  следующие  действия:

  • тщательное  планирование  каждого  этапа  деятельности;
  • проектирование  последовательности  работы  по  освоению  данной  темы  от  цели  до  конечного  результата;
  • определение  универсальных  учебных  действий,  которые  формируются  на  данном  уроке;
  • максимально  полное  отражение  последовательности  всех  осуществляемых  на  уроке  действий  и  операций,  приводящих  к  намеченному  результату;
  • определение  возможности  реализации  межпредметных  знаний;
  • координация  и  синхронизация  действий  всех  субъектов  педагогической  деятельности.

         Структура  технологической  карты  урока  включает:

-  предмет;

-  класс;

-  автора  УМК;

-  название  темы  урока  с  указанием  часов,  отведенных  на  ее  изучение;

-  тип  урока;

-  цели  деятельности  учителя;

-  цели  освоения  учебного  содержания;

-  основные  понятия  темы;

-  планируемые  образовательные  результаты:  предметные,  личностные,  метапредметные;

-  ресурсы;

-  организацию  пространства:  формы  работы;

-  деятельность  учителя  и  деятельность  учащихся;

-  формируемые  УУД:  познавательные,  регулятивные,  коммуникативные,  личностные;

-  технологию  изучения  темы  (на  каждом  этапе  работы  определяется  цель  и  планируемый  результат,  даются  практические  задания  на  отработку  материала  и  диагностические  задания  на  проверку  его  понимания  и  усвоения);

-  контрольное  задание  на  проверку  достижения  планируемых  результатов.

Технологическая  карта  урока  составляется  учителем  в  соответствии  с  рабочей  программой  учебного  курса,  предмета,  дисциплины  (модуля).  Технологическая  карта  урока  может  быть  сконструирована  в  форме  конспекта  или  таблицы,  в  которой  фиксируются  узловые  блоки.  

Задача  технологической  карты  урока – отразить  деятельностный  подход  в  обучении.  На  каждом  этапе  урока  необходимо  отследить  свою  деятельность  и  ожидаемые  действия  учеников.  

Структура технологической карты  с  учетом  планирования  педагогического  взаимодействия  учителя  и  учащихся:

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм, проверка подготовленности  учащихся  к уроку, организация  внимания.   Деятельность учащихся: подготовка класса к работе,  включение  в  деловой  ритм.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний учащихся, определяет типичные недостатки,  создает  эмоциональный  настрой  на  успешную  работу. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию,  проводит  параллель  с  ранее  изученным  материалом,  акцентирует  внимание  учеников  на  значимости  темы  урока.   Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока,  высказывают  свое  мнение,  проговаривают  шаги  учебной  деятельности.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: организует  поисковую  работу  учащихся,   уточняет  понимание  учащимися  поставленных  целей  урока,  обеспечивает  мотивацию  выполнения  цели.  Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение,  формулирует  задание,  организует  беседу  по  уточнению  и  конкретизации  первичных  знаний,  организует  обсуждение  способов  решения.   Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух;  называют  правило,  на  которое  опирались  при  выполнении  задания;  высказывают  свои  предположения  в  паре,  анализируют  способы  решения,  формулируют  выводы.  

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует  работу  по применению новых  знаний,  предлагает  индивидуальные  задания,  контролирует выполнение работы,  осуществляет индивидуальный  и  выборочный  контроль.   Деятельность учащихся: выполняют  самостоятельную работу;  осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном;  осуществляют    взаимопроверку,  выявляют  свои  затруднения,  исправляют  ошибки.

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию, акцентирует  внимание  на  конечных  результатах  учебной  деятельности  учащихся  на  уроке,  обеспечивает  положительную  реакцию  детей  на  творчество  одноклассников,  отмечает  степень  вовлеченности  учащихся  в  работу  на  уроке.   Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия;  формулируют  конечный  результат  своей  работы  на  уроке;  анализируют,  осмысливают,  фиксируют  свои  достижения,   выявляют   перспективы  развития.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"...

Разработка технологической карты урока математики в 6 классе по теме «Комбинаторика в нашей жизни» с указанием УУД и ЭОР.

Элементы комбинаторики в учебниках Виленкина Н.Я. и др. изучаются в 5 классе разрозненно. Авторы предлагают учащимся комбинаторные задачи с разбором решения и с пояснениями, тут же вводятся необходимы...

Разработка технологической карты урока математики.

Разработка технологической карты урока математики....

Структура технологической карты урока

планируемые результаты на уроке физической культуры...

Методическая разработка " Технологическая карта урока математики во 2 классе" УМК "Школа России"

Тема урока "Сложение и вычитание "круглых" чисел"Тип урока: урок общеметодической направленности...

Технологическая карта урока математики в 9 классе по теме: «Понятие числовой последовательности»

Тип урока: открытие новых знанийЦель деятельности учителя: создание условий для формирования понятия числовой последовательности и способов её задания;развитие способности  к обобщению, сравнению...

Методическая разработка. Технологическая карта урока математики

Методическая разработка. Технологическая карта урока математики...