Игровые моменты на уроках математики
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Сизая Елена Александровна

Наличие умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес на протяжении всего урока.Этому способствуют дидактические игроавые моменты. В этом материале приведены примеры таких игровых моментов, а также небольшие комментарии к их использованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_momenty_na_urokakh_matematiki.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые моменты на уроках математики.

Несколько десятилетий назад в одной стране нашлись организаторы любопытного конкурса. Они предложили соревнование в написании сочинения на весьма своеобразную тему : « Как жил человек без математики» . Победителю была обещана большая премия , но эта награда  осталась не выданной. Ни одной работы на конкурс не поступило. Между тем премия прельщала многих.

Многие люди щедро одарены фантазией. Однако , даже самая богатая оказалась бессильна представить жизнь человека без математики.

Математика – одна из древнейших наук.  В наше время чрезвычайно расширились связи математики с другими науками. Теперь она с успехом используется и в таких областях научного знания, о которых еще недавно думали, что они не допускают внедрения математических методов. Такое мнение существовало о биологии, медицине, языкознании и некоторых отраслях общественных наук. Поэтому, если серьезно задуматься о своем будущем, то поймешь, что надо наполнять голову математикой и достаточно основательно.

Наполнять голову начинают в школе на уроках математики. И то того как будет проходить этот процесс, может зависеть многое.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться  о том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения познавательного интереса, любознательности. Это особенно важно в подростковом  возрасте, когда еще только формируются, а иногда и только определяются  постоянные интересы и склонности к тому  или иному предмету.  Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Наличие умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес на протяжении всего урока.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках. Дидактическим игры , игровые упражнения  и занимательные задачи содействуют  развитию способностей и потребностей познавательного  характера, интеллектуальных и нравственно- волевых качеств, формированию познавательного интереса учащихся.

Игра- творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание. Увлекшись, дети не замечают, что учатся , познают , запоминают новое. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием.

Игровые упражнения более содержательны и целенаправленны. Они помогают углубить и закрепить материал, уменьшают степень нервно-психологического напряжения ,вызывают положительные эмоции и результативность овладения знаниями.

Нельзя считать , что использование игровых  ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом.

Я хочу поделиться тем, как я использую на своих уроках игровые моменты. Это опыт, который я переняла у других ,который меня заинтересовал и который мне очень нравится.

Многие задания в математике сводятся к работе по алгоритму. Чем больше мы будем тренироваться, тем лучше будем выполнять обязательный уровень, тем больше времени у нас будет оставаться на обдумывание и решение более сложных заданий, нестандартных задач .И , конечно же, маленьким ребятам( ученикам 5-6 классов) однотипные задания могут быстро наскучить, что ведет к потере сосредоточенности и влияет на качество решения. А вот с помощью игровых моментов этого чаще можно избежать.

Таких игровых моментов, которые можно использовать на уроках достаточно много. Буду говорить о тех, которые я использу на уроках.

Задания с буквами

Отрабатывая алгоритм решения задач по определенной теме, чтобы избежать усталости от однообразной работы, можно в наборе заданий с помощью букв зашифровать какое-либо слово. После решения всех заданий ребята смогут его расшифровать и узнать для себя что-то новое, полезное из разных областей знаний. Здесь можно использовать интересные факты из географии , истории, биологии, музыки, литературы и т.д.

Такие  задания можно использовать как в процессе общей работы, так и на самостоятельных . Хорошо пригодятся такие задания и для индивидуальных заданий.

5-ый класс.

Действие деление очень сложно, длительно. Вот набор зашифрованных примеров.

        7245 : 9                             42120 : 54                                        168192 : 24

                   23104 : 76                       336340 : 67                                       402500: 175

           

        195360 : 48                     295354 :59                                     2198560 :728

        

Вы можете дать на самостоятельное решение, можете  решать по одному примеру и т.д. , но обязательно найдутся ученики, которые попытаются сделать быстрее и заработать оценку.

ТЕМА « Обыкновенные дроби»

Для того , чтобы хорошо и быстро решать примеры с использованием дробей, надо уметь работать со смешанными числами и переводить в неправильные дроби эти числа.  

Вариант задания:

А) Выдели из неправильной дроби целую часть и расположи полученные числа в порядке убывания; в ответе получится второе имя древнеримского императора Августа.

                                                       

        

Б) Переведи смешанные числа в неправильные дроби и расположи их в порядке возрастания :

                                                        

        

              

        

Расшифруйте имя английского писателя конца- начала века.Ребят попросить к следующему уроку подробнее рассказать об этом писателе и его произведениях.

Тема « Делимость и признаки делимости»

А) Расшифруй название одного из филиппинских горных народов, расположив числа, которые не кратны 9. в порядке возрастания :

         41202              12853              30517             61304

        30570             52386             17055            9199

Б) Выбери дроби, у которых в разряде десятых стоит четная цифра , а в разряде сотых- нечетная цифра, кратная 3. Из букв, соответствующих выбранным дробям, составь название реки.

        Н    3,940                  0,876               5,2394                          0,56666

             8,235                      6,198                      4,7139                        5,23941

             0,413                    9,401                    0,2945                       1,699508

Такие задания очень помогают во время отработки навыков действий с дробями. Есть задания с буквами, в которых уже предложены ответ, надо выбрать верный. Их можно использовать в устой работе.

А) Зная, что   832 * 6507 = 5413824 ,найди правильные ответы. Из соответствующих букв составь названия созвездия.

8,32 * 65,07

54,13824  ( н )

5413,824  ( о )

541,3824  ( в )

5,413824 ( й )

83,2 * 0,6507

0,5413824( а )

541,3824  ( р )

5,413824  ( д )

54,13824  ( е )

8320* 6,507

541,3824  ( б )

54,13824  ( й )

5413824  ( с )

541382490(м)

8,32 * 0,6507

0,5413824( л )

5,413824 ( ы )

54,13824 ( ы )

541,3824  ( к )

Б) Не вычисляя, найдите в строке  правильные ответы. Из соответствующих им букв составь фамилию известного ученого философа  века , который разработал гипотезу о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности. В какой стране жил этот философ ?

1,218 : 4

3.045   ( и )

30 ,45   ( г )

0,3045   ( к )

304,5    ( е )

121,8 : 4

304,5    ( а )

3, 045   ( р )

30,45     ( е )

3045     ( о )

0,1218 : 0,04

30,45    ( е )

0,3045   ( к )

304,5    ( м )

3,045    ( н )

1,218 : 0,04

0,3045  ( ь )

30,45     ( м )

3,045    ( у )

304,5    ( б )

 И по такому принципу можно составлять задания на действия с положительными и отрицательными числами, на отработку основного свойства пропорции, при решении уравнений.

Игровой момент « Проще простого»

Проводится по аналогии с игрой « крестики – нолики». Из предложенных чисел надо выбрать пару чисел, а затем найти их частное. Если частное принадлежит таблице, игрок отмечает его соответственно « крестиком» или « ноликом». Выигрывает тот, кто первым заполнит строку, столбец, диагональ. Игру можно  организовать по командам. От каждой команды выбирается представитель, который записывает решение на доске. Члены команды полностью диктуют ему решение.

        

25

0,05

12

 2,4

100

5

0,18

20

0,2

 

0,01

500

3

8

0,25

10

200

0,12

0,25

40

250

0,04

18

50

3,6

4,5

125

4

Этими же таблицами можно пользоваться, поменяв десятичные дроби на обыкновенные.

Игровой момент « Кто быстрее»

Эту игру лучше использовать как вид устной работы.

Найди в таблице строчку, столбик или диагональ , сумма чисел в которых равна числу , записанному над таблицей. Докажи правильность своего решения с помощью

вычислений.

        

0,4

0,9

0,6

0,5

0,8

0,3

0,3

0,5

0,2

         

3,2

1,4

0,2

1,5

2,6

2,8

0,4

4,9

0,3

 

        

6,9

8,2

4,3

8,4

5,6

7,6

3,7

9,1

8,5

     В следующем наборе заданий обязательно делать прикидку.

        

        

0,7

2,5

9,1

0,3

1,4

5,6

2,2

7,8

3,9

   

        

1,9

7,3

6,4

5,7

8,5

3,8

2,4

1,2

0,6

   

Можно использовать такие таблиц, проверяя признаки делимости. Ответ может быть не единственным.

15

300

245

315

 420

405

185

225

120

730

 

         6

                           

72

824

54

356

108

171

126

78

342

 3

21

105

72

18

33

171

86

273

43

Свойства степени

                             

   

128

32

4

2

16

64

                                           

27

9

243

81

3


                                   
Умножение многочленов

                                             

 

Числовой лабиринт

При движении по таблице вправо , числа складываются, а при движении – вычитаются. Найди путь , ведущий от левого верхнего угла в нижний правый так, чтобы получилось число , записанное рядом с таблицей.

       

                        Образец:  


 

10

   

       

Круговые примеры.

А) Ответы предыдущего примера подставь в следующий пример

1) 0,5 * 6,2 =

2)

  1. + 175,52 =        

  1. Х *2,6 =

4) (               : 3 – х)* 25,4 = 269,24

 5)               2

                 =         

6) х *         - 20,4 = 251,922

7) х:         - 6= 0

8) Найди объем куба со стороной         

9) (            * 0,004 + х ) * 5 – 30,6 = 28,9

  1. - 2,9 =         

Последний ответ ставим в журнал.

Б) Ответ каждого примера – первое число в следующем примере. Прочитай девиз, которым руководствуются многие люди. А у тебя есть свой девиз?

        1,2 * 8                     10 : 15                     5,4 – 4,8

                 0,25 + 2,5                  12,5 * 0,8                   0,3 * 18

        0,5 + 5,5                  3,6 * 0,5                   6,8 : 0,4

        0,8 +0,4                 9,6 + 4                     1: 0,01

        6 : 20                     17 – 4,5                    100 : 125

                                                             

« Волна»

В этом игровом моменте может участвовать весь класс. Хорошо применять при отработке алгоритма.

Можно проводить следующим образом:

  1. Вызываются к доске учащиеся , сидящие на первых партах ( можно компоновать по «силам»)
  2. Всем дается одинаковое задание
  3. Тот , кто решает первый и правильно, получает +.

Класс в это время выполняет тоже задание, у нескольких учеников, решивших быстрее, можно проверить и тоже поставить +. Можно оценить всех правильно решивших у доски..

Обычно списывают крайне редко и ребята сразу это замечают. Если в решении допускают ошибку, то ее находим и разбираем.

Варианты заданий по темам:

  1. Запись одночлена в стандартном виде

2) Степень

3)Умножение многочлена на одночлен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые моменты на уроках математики

Выступление на заседании районного МО учителей математики...

Игровые моменты на уроках математики 5 класса

Игровые моменты на уроках математики 5 класса...

Игровой момент на уроках математики

Применение игровых заданий на уроках математики в группах НПО, а так же примеры таких заданий...

Игровые моменты на уроках математики с применением ИКТ

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитае...

Игровые моменты на уроках математики

Использование игровой технологии на уроках математики...

Игровые моменты на уроках математики

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе....

Игровые моменты на уроках математики

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. В своей работе в качестве...