Рабочая программа по математике для 8 класса.
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Программа по математике для основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
- примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),
- примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.)
- примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_._8_klass.docx | 121.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике для основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
- примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),
- примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.)
- примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих
содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, познакомиться с простейшими геометрическими фигурами и их свойствами;
- получить представления об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
На основании методических рекомендаций по преподаванию учебного предмета «Математика» на второй и третьей ступенях образования в ОУ в условиях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования первого поколения, подготовленные кафедрой математического образования НИПКиПРО, предполагается построение курса «Математика» в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, дискретной математике, геометрии.
На изучение учебного предмета «Математика» отведено по 5 часов в неделю, всего 180 часов за год. На изучение алгебры отведено 108 часов в год, на изучение геометрии отведено 72 часов в год. Элементы комбинаторики, статистики и логики представлены в виде системы заданий и изучаются в разделе алгебры.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами, а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В курсе алгебры 8 класса вырабатывается умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; систематизируются сведения о рациональных числах и даётся представление об иррациональных числах, расширяется тем самым понятие о числе; вырабатывается умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни; вырабатываются умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач; знакомятся учащиеся с применением неравенств для оценки значений выражений, вырабатывается умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; вырабатывается умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, формируются начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
- решения учебных и практических задач, требующих нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах.
В рабочей программе представлены содержание математического образования,
требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:
уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Компьютерное обеспечение уроков.
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения.
Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся. Изучение многих тем в математике связано с знанием и пониманием свойств элементарных функций. Решение уравнений, неравенств, различных задач предполагает глубокое знание поведения элементарных функций. Научиться распознавать графики таких функций, суметь рассказать об их свойствах помогают компьютерные слайды .
При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.
Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения.
Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Место предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится не менее 180 часов из расчета 5 ч в неделю.
Количество учебных часов:
В год -180 часов (5 часов в неделю, всего 180 часов)
В том числе:
Контрольных работ - 12 (включая итоговый контрольный тест)
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных,
самостоятельных работ в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
Ступень обучения - II
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Программа соответствует учебнику «Алгебра» для 8 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского. –17-е изд.-М.: Просвещение, 2008. и учебнику «Геометрия» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Л. С Атанасян, В. Ф Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. –17-е изд.-М.: Просвещение, 2007.
В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением алгоритмов, ИКТ.
Данная рабочая программа является модифицированной программой Т.А.Бурмистровой. В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
| 2 | |
2. Рациональные дроби. | 23 | 23 |
3. Четырёхугольники. | 14 | 14 |
4. Квадратные корни. | 19 | 19 |
5. Квадратные уравнения (квадратное уравнение и его корни). | 11 | 12 |
6. Площадь. | 14 | 14 |
7. Квадратные уравнения (дробно-рациональные уравнения). | 10 | 12 |
8. Подобные треугольники. | 19 | 19 |
9. Неравенства. | 20 | 22 |
10. Окружность. | 17 | 17 |
11. Степень с целым показателем. Элементы статистики. | 11 | 14 |
12. Повторение курса математики 8 класса. | 12 | 12 |
Так как для изучения блока «Площадь» по геометрии необходимо знание решения квадратных уравнений, то тема «Квадратное уравнение и его корни» изучается сразу же после блока «Квадратные корни» по алгебре. И поэтому тематический блок «Квадратные уравнения» разбит на 2 темы «Квадратное уравнение и его корни» и «»Дробно-рациональные уравнения» и блок «Площадь» по геометрии изучается между ними.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
- Повторение курса математики 7 класса (2 часа)
Действия с обыкновенными и десятичными дробями. Формулы сокращенного умножения. Тождественные преобразования алгебраических выражений.
Цель: уметь выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Уметь выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Знать формулы сокращенного умножения.
- Рациональные дроби (23 часов)
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
Рациональные выражения и их преобразования. Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими. При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел. Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у =.
- Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Периметр многоугольника. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
- Квадратные корни (19 часов)
Квадратный корень из числа. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Этапы развития представлений о числе. Множества. Элемент множества, подмножество.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс. При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора. Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа. Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.
- Квадратные уравнения (квадратное уравнение и его корни) (12 часов).
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида. Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители. Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
- Площадь (14 часов)
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
- Квадратные уравнения (дробно-рациональные уравнения) (12 часов.)
Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней. Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
- Подобные треугольники (19 часов)
Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
- Неравенства (22 часов)
Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Погрешность и точность приближения. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Доказываются теоремы о почленном сложении и умножении неравенств и эти теоремы находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности. Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств. В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств. При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а<0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
- Окружность (17 часов)
Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
- Степень с целым показателем. Элементы статистики (14 часов)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний. Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
- Повторение курса математики 8 класса (12 часов). Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 8 класса.
Календарно-тематический план (поурочное планирование) по математики:
№/п | № урока | Наименование раздела, темы | Знания, умения, навыки, компетенции | Вид занятия | Вид контроля | Средства обучения | Примерные сроки | |
1. | Повторение курса математики 7 класса (2 часа). | |||||||
1.1 | 1. | Урок-повторение ранее пройденного материала по теме «Действия с обыкновенными и десятичными дробями». | Знать и понимать: Основные понятия, термины, формулы, свойства, способы решения уравнений и задач, изучаемых в курсе математики 7 класса. | Урок-практикум | Устный счет | Задания для УС/Упр.1 | ||
1.2 | 2. | Урок-повторение ранее пройденного материала «Тождественные преобразования алгебраических выражений» | Урок-практикум | Устный счет | ||||
2. | Рациональные дроби (23 часа). | |||||||
2.1 | 3 | Рациональные выражения. | Знать и понимать: основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь. Уметь: осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения, выполнять преобразование рациональных выражений. | Комбинированный урок. | ||||
2.2 | 4 | Рациональные выражения. | Урок-закрепление изученного. | Устный счет | ||||
2.3 | 5 | Рациональные выражения. | Урок-практикум. | |||||
2.4 | 6. | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | Урок-лекция. | ДМ "Основное свойство дроби" | ||||
2.5 | 7. | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | Урок-закрепление изученного. | Устный счет | Задания для УС /Упр.2 | |||
2.6 | 8. | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | Урок- самостоятельная работа | Самост работа 2.1 | ||||
2.7 | 9. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Комбинированный урок. | ДМ " Сложение и вычитание алгебраических дробей" | ||||
2.8 | 10. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Урок- решение задач. | |||||
2.9 | 11 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Комбинированный урок. | ДМ "Сложение и вычитание алгебраических дробей" | ||||
2.10 | 12 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Урок - решение задач. | УС/ Упр.3 | ||||
2.11 | 13 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Урок- самостоятельная работа. | Самост работа 2.2 | ||||
2.12 | 14 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | Комбинированный урок. | |||||
2.13 | 15 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | Урок - решение задач. | |||||
2.14 | 16 | Деление дробей. | Комбинированный урок. | УС/ Упр.4 | ||||
2.15 | 17 | Деление дробей. | Урок-практикум | Самост работа 2.3 | ||||
2.16 | 18 | Преобразование рациональных выражений. | Комбинированный урок | |||||
2.17 | 19 | Преобразование рациональных выражений. | Урок - решение задач. | УС/ Упр.2, 3, 4 | ||||
2.18 | 20 | Преобразование рациональных выражений. | Урок-практикум | Самост работа 2.4 | ||||
2.19 | 21 | Функция и ее график. | ДМ «Функция и ее график». | |||||
2.20 | 22 | Функция и ее график. | УС/ Упр.5 | |||||
2.21 | 23 | Обобщение и систематизация знаний. | Урок - тест | Тест №1. | ||||
2.22 | 24 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | Устный счет | УС/ Упр.2, 3, 4,5 | |||
2.23 | 25 | Контрольная работа №1 «Рациональные дроби» | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №1 | ||||
3. | Четырёхугольники (14 часов). | |||||||
3.1 | 26 | Многоугольник. | Знать понятия: что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; определения параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции, уметь их доказывать и применять при решении задач. определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков, определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки. Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними. Уметь решать задачи на построение. Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач. | Комбинированный урок | ДМ «Многоугольник» | |||
3.2 | 27 | Многоугольник. | Урок-решение задач | Устный счет | УС/Упр. 1 | |||
3.3 | 28 | Параллелограмм. | Комбинированный урок | ДМ «Параллелограмм | ||||
3.4 | 29 | Свойства и признаки параллелограмма, | Комбинированный урок | ДМ «Свойства и признаки параллелограмма | ||||
3.5 | 30 | Решение задач на свойства и признаки параллелограмма. | Урок-решение задач | Самост. работа 3.1 | ||||
3.6 | 31 | Трапеция | Комбинированный урок | |||||
3.7 | 32 | Трапеция. | Урок-решение задач | ДМ «Теорема Фалеса» | ||||
3.8 | 33 | Задачи на построение циркулем и линейкой. | Урок-решение задач | Устный счет | УС/Упр. 3 | |||
3.9 | 34 | Прямоугольник. | Комбинированный урок | Самост. работа 3.2 | ДМ «Прямоугольник, ромб, квадрат» | |||
3.10 | 35 | Ромб и квадрат. | Комбинированный урок | ДМ «Прямоугольник, ромб, квадрат» | ||||
3.11 | 36 | Решение задач. | Урок-практикум | Тест | ||||
3.12 | 37 | Осевая и центральная симметрии. | Урок-решение задач | Устный счет | УС/Упр. 4 | |||
3.13 | 38 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | |||||
3.14 | 39 | Контрольная работа №2 «Четырехугольники» | Урок- контрольная работа. | Контрольнработа №2 | ||||
4. | Квадратные корни (19 часов). | |||||||
4.1 | 40 | Рациональные числа. | Знать и понимать термины: определения квадратного корня, арифметического квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня. Уметь: Находить в несложных случаях значения корней; применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и простейших преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни. Применять свойства арифметического квадратного корня при преобразованиях выражений; выполнять вычисления с калькулятором. | Урок - лекция | ||||
4.2 | 41 | Рациональные и иррациональные числа. Множество действительных чисел. | Урок - решение задач | Устный счет | УС/ Упр.6 | |||
4.3 | 42 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | Комбинированный урок | ДМ «Арифметический квадратный корень». | ||||
4.4 | 43 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | Урок - решение задач. | |||||
4.5 | 44 | Уравнение | Комбинированный урок | |||||
4.6 | 45 | Нахождение приближенных значений квадратного корня. | Урок-практикум | Практическая работа. | ||||
4.7 | 46 | Функция и ее график. | Урок-лекция | ДМ «Функция и ее график». | ||||
4.8 | 47 | Функция и ее график. | Урок - самостоятельная работа. | Самост работа 4.2 | ||||
4.9 | 48 | Квадратный корень из произведения и дроби | Комбинированный урок | ДМ «Применение свойств арифметического квадратного корня» | ||||
4.10 | 49 | Квадратный корень из произведения и дроби | Урок-практикум | Устный счет | УС/Упр. 8 | |||
4.11 | 50 | Квадратный корень из степени. | Комбинированный урок | ДМ «Применение свойств арифметического квадратного корня» | ||||
4.12 | 51 | Квадратный корень из степени. | Урок - самостоятельная работа. | Самост работа 4.3 | ||||
4.13 | 52 | Вынесение множителя из-под знака корня. | Комбинированный урок | |||||
4.14 | 53 | Внесение множителя под знак корня. | Комбинированный урок | УС/Упр. 9 | ||||
4.15 | 54 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | Урок-практикум | ДМ «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | ||||
4.16 | 55 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | Урок-практикум | |||||
4.17 | 56 | Обобщение и систематизация знаний. | Урок - тест | Тест №2. | ||||
4.18 | 57 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | Устный счет | УС/ Упр.6-9 | |||
4.19 | 58 | Контрольная работа №3 «Квадратные корни» | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №3 | ||||
5. | Квадратные уравнения (квадратное уравнение и его корни) (12 часов). | |||||||
5.1 | 59 | Определение квадратного уравнения. | Знать и понимать: что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей. Уметь: решать квадратные уравнения Решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений; применять квадратные уравнения при решении задач. Знать: основные свойства площадей и формулы для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции; Уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять все изученные формулы при решении задач, развивать логическое мышление. Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему. Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач. Знать и понимать: Какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений. Уметь: Решать дробные рациональные уравнения. решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений; применять дробные рациональные уравнения при решении задач. | Комбинированный урок | ДМ «Квадратные уравнения». | |||
5.2 | 60 | Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. | Урок-практикум | Устный счет | УС/Упр. 10 | |||
5.3 | 61 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена. | Комбинированный урок | Самост работа 5.1 | ||||
5.4 | 62 | Решение квадратных уравнений. | Комбинированный урок | |||||
5.5 | 63 | Решение квадратных уравнении по формуле. | Урок-практикум | Устный счет | УС/Упр. 11 | |||
5.6 | 64 | Решение квадратных уравнений по формуле. | Урок - практикум | |||||
5.7 | 65 | Решение задач с помощью квадратных уравнений по формуле. | Урок-практикум | |||||
5.8 | 66 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | Урок - самостоятельная работа. | Самост работа 5.2 | ||||
5.9 | 67 | Теорема Виета. | Комбинированный урок | ДМ «Теорема Виета» | ||||
5.10 | 68 | Теорема Виета. | Урок-практикум | |||||
5.11 | 69 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | Устный счет | УС/Упр. 10,11 | |||
5.12 | 70 | Контрольная работа №4 «Квадратные уравнения» | Урок - контрольная работа. | Контрол. работа №4 | ||||
6. | Площадь (14 часов). | |||||||
6.1 | 71 | Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата. | Урок – лекция. | |||||
6.2 | 72 | Площадь прямоугольника. | Комбинированный урок | Устный счет | ||||
6.3 | 73 | Площадь параллелограмма. | Комбинированный урок | |||||
6.4 | 74 | Площадь треугольника. | Комбинированный урок | Устный счет | ||||
6.5 | 75 | Площадь треугольника. | Урок - практикум | Самост. раб. 6.1 | ||||
6.6 | 76 | Площадь трапеции. | Комбинированный урок | |||||
6.7 | 77 | Решение задач. | Урок - практикум | Устный счет | ||||
6.8 | 78 | Решение задач. | Урок - практикум | Тест | ||||
6.9 | 79 | Теорема Пифагора. | Урок – лекция. | |||||
6.10 | 80 | Теорема Пифагора. | Урок - практикум | Устный счет | ||||
6.11 | 81 | Практическое использование теоремы Пифагора. | Урок - практикум | Самост. работа 6.2 | ||||
6.12 | 82 | Решение задач. | ||||||
6.13 | 83 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | Устный счет | ||||
6.14 | 84 | Контрольная работа №5 «Площади». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №5. | ||||
7. | Квадратные уравнения (дробно-рациональные уравнения) (12 часов.) | |||||||
7.1 | 85 | Понятие дробно- рационального уравнения. | Комбинированный урок | |||||
7.2 | 86 | Решение дробных рациональных уравнений. | Урок - решение задач. | Устный счет | УС/Упр. 12 | |||
7.3 | 87 | Решение дробных рациональных уравнений. | Урок - решение задач. | |||||
7.4 | 88 | Решение дробных рациональных уравнений. | Урок - практикум | Самост работа 7.1 | ||||
7.5 | 89 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | Комбинированный урок | |||||
7.6 | 90 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | Урок - решение задач. | |||||
7.7 | 91 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | Урок - решение задач. | |||||
7.8 | 92 | Графический способ решения уравнений. | Комбинированный урок | ДМ «Графический способ решения уравнений» | ||||
7.9 | 93 | Графический способ решения уравнений. | Урок - решение задач. | |||||
7.10 | 94 | Обобщение и систематизация знаний. | Урок - тест | Тест №3. | ||||
7.11 | 95 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | Устный счет | УС/Упр. 12 | |||
7.12 | 96 | Контрольная работа №6 «Квадратные уравнения» | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №6 | ||||
8. | «Подобные треугольники» (19 часов). | |||||||
8.1 | 97 | Определение подобных треугольников. | Знать: подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника признаки подобия треугольников, теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорцион. отрезках в прямоугольном треугольнике. определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60. Уметь: применять подобие треугольников при решении несложных задач; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; треугольников, уметь применять признаки подобия для решения практических задач; находить синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника. | Комбинированный урок | ДМ «Подобные треугольники» | |||
8.2 | 98 | Определение подобных треугольников. | Урок-решение задач | Устный счет | УС/Упр. 9 | |||
8.3 | 99 | Первый признак подобия треугольников. | Комбинированный урок | Презентация. | ||||
8.4 | 100 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | Комбинированный урок | Презентация. | ||||
8.5 | 101 | Признаки подобия треугольников. | Урок - практикум | Самост. работа 8.1 | ||||
8.6 | 102 | Признаки подобия треугольников. | Урок - практикум | |||||
8.7 | 103 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | |||||
8.8 | 104 | Контрольная работа №6 «Признаки подобия». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №7. | ||||
8.9 | 105 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | Урок – лекция. | ДМ «Средняя линия треугольника». | ||||
8.10 | 106 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | Комбинированный урок | Устный счет | УС/Упр. 10 | |||
8.11 | 107 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | Урок - практикум | |||||
8.12 | 108 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | Урок - практикум | |||||
8.13 | 109 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | Урок - практикум | |||||
8.14 | 110 | Решение задач. | Урок – самостоятельная работа. | Самост. работа 8.2 | ||||
8.15 | 111 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | Комбинированный урок | Презентация. | ||||
8.16 | 112 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | Урок - практикум | Устный счет | УС/Упр. 11 | |||
8.17 | 113 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | Урок - практикум | Самост. работа 8.3 | ||||
8.18 | 114 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | Устный счет | УС/Упр. 10-11 | |||
8.19 | 115 | Контрольная работа №8 «Подобные треугольники». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №8. | ||||
9. | Неравенства (22 часа). | |||||||
9.1 | 116 | Числовые неравенства. | Знать и понимать: определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство»; определения абсолютной и относительной погрешности, пересечения и объединения множеств. Уметь: записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной. | Комбинированный урок | ДМ «Числовые неравенства» | |||
9.2 | 117 | Свойства числовых неравенств. | Комбинированный урок | ДМ «Свойства числовых неравенств» | ||||
9.3 | 118 | Свойства числовых неравенств. | Урок - решение задач. | Устный счет | УС/Упр. 13 | |||
9.4 | 119 | Свойства числовых неравенств. | Урок-практикум | |||||
9.5 | 120 | Сложение и умножение числовых неравенств. | Комбинированный урок | |||||
9.6 | 121 | Сложение и умножение числовых неравенств. | Урок - решение задач. | Устный счет | УС/Упр. 14 | |||
9.7 | 122 | Сложение и умножение числовых неравенств. | Урок-практикум | Самост работа 9.1 | ||||
9.8 | 123 | Абсолютная погрешность приближенного значения. | Комбинированный урок. | |||||
9.9 | 124 | Относительная погрешность приближенного значения. | Комбинированный урок. | Устный счет | ||||
9.10 | 125 | Основные понятия теории множеств. Пересечение и объединение множеств. | Комбинированный урок. | |||||
9.11 | 126 | Круги Эйлера. | Комбинированный урок. | Самост работа 9.2 | ||||
9.12 | 127 | Числовые промежутки. | Комбинированный урок | ДМ «Числовые промежутки» | ||||
9.13 | 128 | Числовые промежутки. | Урок-практикум | Устный счет | УС/Упр. 15 | |||
9.14 | 129 | Решение неравенств с одной переменной. | Комбинированный урок | |||||
9.15 | 130 | Решение неравенств с одной переменной. | Урок-практикум | ДМ «Неравенства, содержащие модуль» | ||||
9.16 | 131 | Решение неравенств с одной переменной. | Урок-практикум | Самост работа 9.3 | ||||
9.17 | 132 | Решение систем неравенств с одной переменной. | Комбинированный урок | ДМ «Системы неравенств с одной переменной» | ||||
9.18 | 133 | Решение систем неравенств с одной переменной. | Урок-практикум | |||||
9.19 | 134 | Решение систем неравенств с одной переменной. | Урок-практикум | Устный счет | УС/Упр. 13-15 | |||
9.20 | 135 | Обобщение и систематизация знаний. | Урок - тест | Тест №4. | ||||
9.21 | 136 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | Устный счет | УС/Упр. 13-15 | |||
9.22 | 137 | Контрольная работа №9 «Неравенства» | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №9 | ||||
10. | Окружность (17 часов). | |||||||
10.1 | 138 | Касательная к окружности. | Знать: Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки. Замечательные точки треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. и описанная около треугольника. Знать свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Уметь: вычислять значения геометрических величин распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Уметь решать задачи на построение. | Комбинированный урок | ДМ «Касательная к окружности» | |||
10.2 | 139 | Касательная к окружности. | Урок - практикум | |||||
10.3 | 140 | Касательная к окружности. | Урок - практикум | |||||
10.4 | 141 | Центральные и вписанные углы. | Комбинированный урок | ДМ «Градусная мера дуги. Центральный угол». | ||||
10.5 | 142 | Центральные и вписанные углы. | Комбинированный урок | ДМ «Теорема о вписанном угле". | ||||
10.6 | 143 | Центральные и вписанные углы. | Урок - практикум | Устный счет | УС/Упр. 12 | |||
10.7 | 144 | Центральные и вписанные углы. | Урок – самостоятельная работа. | Самост. работа 10.1 | ||||
10.8 | 145 | Четыре замечательные точки треугольника. | Урок-лекция. | |||||
10.9 | 146 | Четыре замечательные точки треугольника. | Урок - практикум | Устный счет | УС/Упр. 13 | |||
10.10 | 147 | Четыре замечательные точки треугольника. | Урок - практикум | Тест | ||||
10.11 | 148 | Вписанная и описанная окружности. | Комбинированный урок | ДМ «Вписанная и описанная окружности». | ||||
10.12 | 149 | Вписанная и описанная окружности. | Урок - практикум | |||||
10.13 | 150 | Окружность, описанная около четырехугольника. | Урок - практикум | |||||
10.14 | 151 | Окружность, вписанная в четырехугольник. | Урок - практикум | Самост. работа 10.2 | ||||
10.15 | 152 | Решение задач. | Устный счет | УС/Упр. 14 | ||||
10.16 | 153 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | Устный счет | УС/Упр. 12-14 | |||
10.17 | 154 | Контрольная работа №10 «Окружность». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №10. | ||||
11. | Степень с целым показателем. Элементы статистики (14 часов). | |||||||
11.1 | 155 | Определение степени с целым отрицательным показателем. | Знать и понимать термины: Степень с целым отрицательным показателем; свойства степени с целым отрицательным показателем; стандартный вид числа. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние значения результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выбора Уметь: выполнять основные действия со степенями с целыми показателями. Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. составлять таблицы. строить диаграммы, графики, гистограммы, полигоны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Комбинированный урок | Устный счет | УС/Упр. 16 | ||
11.2 | 156 | Определение степени с целым отрицательным показателем. | Урок-практикум | Устный счет | УС/Упр. 17 | |||
11.3 | 157 | Свойства степени с целым показателем. | Комбинированный урок | ДМ «Свойства степени с целым показателем». | ||||
11.4 | 158 | Свойства степени с целым показателем. | Урок-практикум | Устный счет | УС/Упр. 18 | |||
11.5 | 159 | Свойства степени с целым показателем. | Урок - самостоятельная работа. | Самост работа | ||||
11.6 | 160 | Стандартный вид числа. | Комбинированный урок | ДМ «Стандартный вид числа». | ||||
11.7 | 161 | Стандартный вид числа. | Урок-практикум | |||||
11.8 | 162 | Обобщение и систематизация знаний. | Урок - тест | Тест №5. | ||||
11.9 | 163 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний. | Устный счет | УС/Упр. 16-20 | |||
11.10 | 164 | Контрольная работа №11 «Степень с целым показателем» | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №11 | ||||
11.11 | 165 | Сбор и группировка статистических данных. | Комбинированный урок | ДМ «Сбор и группировка статистических данных» | ||||
11.12 | 166 | Статистическое наблюдение, обобщение и систематизация данных. | Урок - практикум | Практиче-ская работа | ||||
11.13 | 167 | Наглядное представление статистической информации. | Комбинированный урок | ДМ «Наглядное представление статистической информации» | ||||
11.14 | 168 | Наглядное представление статистической информации. | Урок - практикум | Самост работа | ||||
12. | Повторение (12 часов) | |||||||
12.1 | 169 | Повторение по теме «Рациональные дроби и их свойства». | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс математики 8 класса). | Урок - практикум | ||||
12.2 | 170 | Повторение по теме «Квадратные корни». | Урок - практикум | |||||
12.3 | 171 | Повторение по теме «Четырехугольники» | Урок - практикум | |||||
12.4 | 172 | Повторение по теме «Площади» | Урок - практикум | |||||
12.5 | 173 | Повторение по теме «Подобные треугольники» | Урок - практикум | |||||
12.6 | 174 | Повторение по теме «Подобные треугольники» | Урок - практикум | |||||
12.7 | 175 | Повторение по теме «Окружность» | Урок - практикум | |||||
12.8 | 176 | Повторение по теме «Квадратные уравнения». | Урок - практикум | |||||
12.9 | 177 | Повторение по теме «Неравенства». | Урок - практикум | |||||
12.10 | 178 | Повторение по теме «Окружность» | Урок - практикум | |||||
12.11 | 179 | Итоговый контрольный тест | Итоговый контрольный тест | |||||
12.12 | 180 | Анализ итогового контрольного теста. |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса алгебры 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- понимания статистических утверждений.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
ГЕОМЕТРИЯ
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Оценка результатов тестирования обучающихся по математике
Предлагается использовать гибкую систему оценивания результатов теста, при которой ученик имеет право на ошибку:
80 – 100% - оценка «5»
60 – 80 % - оценка «4»
40 – 60 % - оценка «3»
0 – 30 % - оценка «2».
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Список Литературы.
- Атанасян Л. С, Бутузов В. Ф.,. Кадомцев С. В и др Геометрия: учеб, для 7—9 кл — М.: Просвещение, 2010 год
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя.]. - М.: Просвещение, 2008
- Бурмистрова Т.А. Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н.,– М: «Просвещение», 2010. – с. 22-26)
- Бурмистрова Т.А. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др) – М: «Просвещение», 2010 – М: «Просвещение», 2010. – с. 19-21).
- Дорофеев Г.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ М.: Дрофа, 2000.
- Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л. Алгебра 8 класс Тематические тесты – М.:Просвещение,2010 год
- Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Алгебра 8 класс. Поурочные планы. – Волгоград, «Учитель», 2008 год.
- Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Геометрия 8 класс. Поурочные планы. – Волгоград, «Учитель», 2008 год
- Звавич Л. И., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. — М.: Просвещение, 2007—2008.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2006 год.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.Н., Суворова С.Б., Алгебра-8: Просвещение, 2010 год.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Суворова С. Б. Изучение алгебры в 7—9 классах/..— М.: Просвещение, 2005 год
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.; под ред. С.А. Теляковского Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. –– М.: Просвещение, 2007г.
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Дополнительная литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
- А.Г. Мордкович, П.В.Семенов События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. – М.: «Мнемозина»,2003;
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...