Интегрированный урок по теме: « Масштаб». 6 класс.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Габрусь Наталья Юрьевна

 На урок отводится 2 часа, его проводят 2 учителя: географии и математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_teme_masshtab_6_klass.rar1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме:  « Масштаб». 6 класс.

На урок отводится 2 часа, его проводят 2 учителя: географии и математики.

Цели:

  • Формирование более точного представления об общей картине мира
  • Активизация учебной деятельности школьников
  • Закрепление знаний о масштабе и его видах
  • Формирование умений пользоваться масштабом; решать 3 основных вида задач по теме «Масштаб»
  • Развитие умений пользоваться различными источниками информации
  • Воспитание любознательности

Ход урока:

Разговор с ребятами начинает географ.

-Перед изучением нового материала вспомним, что мы знаем о видах изображения земной поверхности. - Назовите виды изображения земной поверхности. (рисунок, фотография, аэрофотоснимок, план, географическая карта).

-Какие виды изображения дают более правильное представление о местности? ( аэрофотоснимок и географическая карта).

- Что называется географической картой? (географическая карта- это уменьшенное изображение земной поверхности).

- Когда появились первые картографические изображения? ( в Древнем мире до нашей эры).

- Кто автор первой карты? ( Эратосфен).

Далее учащимся предлагается решить задачи по карте Эратосфена из атласа.

Задачи:

  1. Определите (на глаз) каково соотношение воды и суши на древней карте. (На древней карте суша составляет большую часть земной поверхности)
  2. Какие части суши были известны древним грекам? ( Европа, часть Азии, Северная Африка).
  3. каковы были представления о Мировом океане? (считали, что он омывает западное и восточное побережье Евразии).

- Итак, мы ещё раз убедились, насколько недостаточны были знания древних о мире. Но людям Древнего мира принадлежит первый  вопрос о том, какова же на самом деле наша Земля.  Они впервые попытались измерить нашу планету. Так, в войске Александра Македонского назначались специальные люди, которые  обязаны были подсчитывать число шагов, которые  понадобились военному строю, чтобы перейти от одного пункта к другому. Все сведения о завоеванных странах тщательно записывались и пересылались в Афины, в академию.  Александр Македонский основал город Александрию и именно житель этого города Эратосфен примерно через 100 лет после Александра создал первую карту и подсчитал весьма точно диаметр Земли.

Разговор продолжает учитель математики:

-Как вы думаете почему, ученые разных стран мира – физики, химики, математики – легко понимают друг друга, несмотря на то, что говорят они на разных языках? Ответ прост: у этих наук существует свой язык, удобный и понятный каждому специалисту. Вот почему начиная изучать математику, вы, прежде всего, знакомитесь с её языком - цифрами и математическими символами. География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать, так же как математика без цифр и уравнений.

Разговор продолжает учитель географии:

- Путь к современным картам был долгим и трудным. Обратите внимание на эпиграф к карте, которая висит на стене кабинета: « Ни одной науке не обходились так дорого знания, как географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью». Эти слова принадлежат бесстрашному  исследователю Арктики Георгию Яковлевичу Седову. Уже пораженный страшной болезнью севера - цингой - он упрямо продолжал свой путь к Северному полюсу. Только похоронив его во льдах, его товарищи повернули назад. Он не достиг Северного полюса, но доказал, что к нему можно продвинуться ближе, чем полагали до него. Так на карте Севера исчезло еще одно белое пятно. Таким образом,  люди платили своими жизнями за то, чтобы подробнее были карты Земли.

- Язык карты должен быть точным. Карты необходимо чертить так, чтобы длине каждой линии на карте  соответствовало вполне определённое расстояние на Земле. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.

- Итак, тема нашего урока « Масштаб».

Ребята записывают тему урока в тетрадь, затем им предлагается прочитать масштаб на картах в кабинете: карта России, политическая карта мира, топографическая карта. Учащиеся должны подметить, что на одних картах изображение местности более подробное, а на других менее.

В тетрадях появляется запись:

                                                        Карты                                                                           

                                           Мелко -          Крупно-

                                       масштабные  масштабные

- Ребята, обратите внимание: на картах, как правило, применяют масштабы трех видов - числовой, именованный, линейный.

Этот вывод ребята также записывают в тетрадях:

Масштаб

                                                                       

                    Числовой                          Именованный                       Линейный          

                   

                       1: 500000                             1 см – 5 км

                                                                                                       

        5 км                      10 км

Далее учащиеся выполняют задание:

Учащимся раздаются рисунки (рис. 1), на  которых изображен план местности. При помощи линейного масштаба они должны определить расстояние от мельницы до озера.

Оставшуюся часть урока ведет учитель математики.

- Рисуя на бумаге изображения предметов , мы чаще всего изменяем их настоящие размеры. Чтобы рисунок большого предмета поместился на листе бумаги, а маленького - стал, виден лучше,  большие предметы изображают в уменьшенном  виде, а маленькие увеличивают. При этом рисунок должен давать представления о настоящих размерах предметов. На планах и чертежах делают специальную запись, которая показывает отношение длины какого-либо отрезка на чертеже к его настоящей длине.

Например, если на плане длина стола изображена отрезком в 1 см, а настоящая его длина составляет 1,5 м, то пишут так : в 1 см- 1,5 м , или 1 см: 150 см, или 1:150. Говорить о масштабе можно только тогда, когда отрезки в реальности и на карте измерены одинаковыми единицами. Например, в данном случае масштаб выражается числом 1 см:150см= 1/150 или 1:150. Такой масштаб называется числовым.

Остановимся подробнее на числовом масштабе. Для географических карт числовой масштаб выражают дробью, числитель которой = 1, а знаменатель- число, показывающее, во сколько раз любое расстояние на карте меньше соответствующего расстояния на местности.

Работа с наглядностью:

Учащимся раздаются рисунки ( рис. 2),

 на  которых изображен план местности. Они должны определить расстояние от А до Б; расстояние от А и от Б до моста через реку.

Решение: Измеряем линейкой расстояние от пункта А до пункта Б. Оно = 12 см. Масштаб 1: 200000, показывает, что 1 см на плане соответствует 200000 см на местности. Поэтому полученные измерением 12 см мы умножаем на 200000 и получаем 2400000см или 24 км.

Расстояние от А  до моста на плане = 1,5 см . Умножаем эту величину на 200000 и получаем 300000см или 3 км, т.е. от пункта А до моста3км.

Расстояние от пункта Б до моста ребята подсчитывают самостоятельно.

На следующем этапе урока учащиеся под контролем учителя решают 3 основные задачи по теме « Масштаб».

Задача 1.Огород на плане изображен в виде прямоугольника с длиной 6 см и шириной 2,5 см. Какую площадь занимает огород, если масштаб плана 1:1500?

Задача 2. Расстояние между двумя городами равно 400 км. Определите расстояние между изображениями этих городов на карте, если числовой масштаб карты равен 1/5000000?

Задача 3. Расстояние между двумя пунктами на местности , равное 190 м, изображено на карте отрезком длиной  19 см. Найдите масштаб карты.

В конце урока учитель вовлекает учащихся в небольшую игру. Он достает письмо,

присланное ребятам как бы от внука старого пирата, который обращается к ним с просьбой о помощи. Перед ребятами разноцветная карта

 нового Острова Сокровищ. Ребята решают задачу.

Итог урока: « Древо познания». На макете дерева листочки с вопросами, на обратной стороне ответ на вопрос. Каждый учащийся подходит к дереву, срывает листочек и отвечает на вопрос. Если он не справляется, то можно подсмотреть на обратную сторону листочка и дать ответ.

Домашнее задание: Приготовить листочки, такие же,  как на древе познания, на них написать свой вопрос, адресованный другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА) 6 класс Тема: «МАСШТАБ и его применение».

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  (ГЕОГРАФИЯ,  МАТЕМАТИКА)6 классТема: «МАСШТАБ и его применение». Цели урока: обучающая:  систематизация и закрепление знаний по теме «Масштаб» ,зак...

интегрированный урок по географии "Масштаб"

Интегрированный урок (русский язык и география)  в 6 классе, применительна к теме "Масштаб"...

Интегрированный урок по теме "Масштаб"

Конспект бинарного урока...

интегрированный урок по теме "Масштаб и его применение"

на уроке применяется интегрированное обучение: математика + география, сто способствует усвоению знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска...

Интегрированный урок по теме "Масштаб"

Интегрированный урок по теме "Масштаб"...

Презентация к интегрированному уроку по теме "Масштаб"

Презентация к интегрированному уроку по теме "Масштаб"...

Презентация к интегрированному уроку на тему "Масштаб"

Презентация к интегрированному уроку на тему "Масштаб"...