Методическая разработка открытого урока по математике в 6-м классе «Делимость суммы и произведения на данное число. Задачи повышенной трудности».
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Макарова Татьяна Павловна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Технологии: здоровьесбережения, развитие исследовательских умений, развивающего обучения, проблемного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов.

Элементы содержания: Верные рассуждения, справедливое утверждение, признак делимости произведения, признак делимости суммы.

Виды деятельности: математический диктант, работа у доски и в тетрадях, фронтальная работа с классом, творческие задания.

Цели урока:

  • Обучающие: учить учащихся применять полученные знания и умения при оперировании с понятиями делитель и кратное, при определении признаков делимости произведения  и суммы   чисел, при решении задач с практическим содержанием.
  • Развивающие: формировать у учащихся логическое мышление, культуру математической речи, умение аргументировать свои выводы, развивать навыки восприятия зрительной и слуховой информации, математической зоркости и творческой активности учащихся.
  • Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, доброжелательное отношение друг к другу, трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и каждого, умение выполнять самоконтроль и самооценку своих учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_delimost_summy_i_proizvedeniya.rar12.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по математике

в 6-м классе «Делимость суммы и произведения на данное число. Задачи повышенной трудности».

Разработал: 

Макарова Татьяна Павловна, учитель математики высшей категории государственного бюджетного образовательного учреждения  города Москвы средней общеобразовательной школы № 618.

Учебник: Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М.: Московский учебник, 2013.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Технологии: здоровьесбережения, развитие исследовательских умений, развивающего обучения, проблемного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов.

Элементы содержания: Верные рассуждения, справедливое утверждение, признак делимости произведения, признак делимости суммы.

Виды деятельности: математический диктант, работа у доски и в тетрадях, фронтальная работа с классом.

Планируемые результаты (УУД):

Уметь:
– доказать и применять при решении, что если хотя бы один из множителей не делится на некоторое число, то и все произведение делится на это число;

– доказать и применять при решении, что если каждое слагаемое делится на некоторое число, то и сумма делится на это число;

– вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

– правильно оформлять работу, отражать в письменной форме свои решения, выступать с решением проблемы.

Ход урока.

  1. Проверочный диктант.
  1. Записать формулу чисел кратных: а) 17; б) 41.
  2. Записать формулу чисел, которые при делении на 17 дают остаток 3; при делении на 41 – остаток 3.
  3. Указать два разных признака, характеризующих данное множество 6; 12; 18; 24; 30; 36; 42; 48; 54; 60; 66; 72; 78; 84; 90; 96.
  4. Найти общие кратные чисел 5 и 4.
  5. По какому признаку составлены формулы

а) 15n + 13; б)  4n +3;  в)17k + 8?

Комментарий учителя. Тетради собираются на проверку, а решения комментируются.

  1. Выполнение упражнений на делимость суммы и произведения
  1. (Устно). Делится ли сумма на 3:

а) 450 + 160;

б) 150 +225;

в) 28422 + 22050;

Формулируется вывод:

  1. Если каждое из слагаемых делится на какое-то число, то и сумма их обязательно делится на это же число.
  2. Если каждое слагаемое, кроме одного делится на какое-нибудь число, а одно не делится, то сумма не делится на это число.

2. Истинно ли утверждение: если сумма делится на 3, то и каждое слагаемое делится на 3?

3. Делится ли на 3 произведение:

а) 6∙23∙75;

б) 6∙23∙14;

в) 37∙121∙19?

Формулируется вывод: Если хоть один из сомножителей делится на какое-нибудь число, то и произведение их также разделится на это число.

        3.   Используя свойства делимости и данные о делимости на число к каждого слагаемого, определите, делится ли на к  сумма или произведение.

1 число

2 число

3 число

Сумма

Произведение

д

д

д

н

д

д

д

н

д

д

д

н

н

н

д

н

д

н

д

н

н

н

н

н

Решение.

1 число

2 число

3 число

Сумма

Произведение

д

д

д

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

н

д

д

д

н

н

д

н

н

д

Может делиться,

может не делиться

д

н

д

н

Может делиться,

может не делиться

д

д

н

н

Может делиться,

может не делиться

д

н

н

н

Может делиться,

может не делиться

н

  1. Практикум

Все упражнения решаются с записью на доске.

  1.  Не производя вычислений, установите, делятся ли на 4 выражения: а) 132 + 360 + 536; б) 540 – 332; в) 2512·127.

Решение.

а) так как на 4 делится каждое слагаемое, то сумма      132 + 360 + 536 делится на 4;

б) так как уменьшаемое 540 делится на 4 и вычитаемое 332 делится на 4, то и разность 540 – 332 делится на 4;

в) так как число 2512 делится на 4, то и произведение 2512·127 делится на 4.

  1. Составьте формулу чисел, при которых выражение :

а) 25 + х делится на 25;

б) 78 + х делится на 78.

        3.  При каких значениях переменной  произведение:

            а) 7 ∙ а  делится на 7,

            б) 17 ∙ b делится на  b.

        4. В кафе  завезли 4 коробки мороженного. Может ли быть так, что мы должны заплатить за это 224 руб.?

  1. Творческие задания
  1. Доказать, что при всех натуральных значениях переменной выражение:

а) 56 ∙ (а+b) делится на 14;

б) 144 а + 12b делится на 12;

в) 100 а  40а делится на 30.

       2. Укажите какие-нибудь пять делителей числа, равного произведению: 32 ·24 ·21.

3.    Укажите, какие из следующих утверждений ложные.

а) Если слагаемые не делятся на какое-то число, то и сумма не делится на это число.

б) Если произведение двух чисел делится на какое-либо число, то хотя бы один из множителей делится на это число.

в) Если множители не делятся на какое-нибудь число, то и произведение не делится на это число.

г) Если разность делится на какое-нибудь число, то и уменьшаемое, и вычитаемое делится на это число.

Решение.

а) Ложное. Пример: 7+3 = 10;  7 и 3 не делятся на 5, а 10 делится на 5.

б) Ложное. Пример: 6  10 = 60; 60 делится на 15, а ни 6, ни 10 не делятся.

в) Ложное. Пример: 6  10 = 60; ни 6, ни 10 не делятся на 15, а 60 делится на 15.

г) Ложное. Пример: 23 - 21 = 2. Разность 2 делится на 2, а 23 и 21 на 2 не делятся.

5. Подведение итогов

Повторение признаков делимости произведения, суммы и разности чисел. Постановка домашнего задания. Комментирование оценок.

  1. Рекомендовано домашнее задание.
  1. Учащимся 1 и 2 групп доказать теорему о делимости суммы «Если каждое слагаемое делится на некоторое число, то и сумма делится на это число».
  2. Учащимся 3 группы подобрать и составить задачи с практическим содержанием по теме «Признаки делимости суммы и произведения чисел».
  3. Учащимся 4 группы решить задачу «Поставщики нам говорят, что на сумму 1 224 руб. мы можем купить 8 коробок с фруктами для десерта.
    Так ли это?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint

Открытый урок  "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...

Методическая разработка открытого урока по математике "Противоположные числа" (ФГОС)

Методическая разработка открытого урока по математике  "Противоположные числа" (ФГОС) соответствует ФГОС основного общего образования.Учебник: Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных...

Методическая разработка открытого урока по математике в 6-м классе по теме «Площадь круга» (ФГОС)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийТехнологии: здоровьесбережения, развитие исследовательских умений, развивающего обучения, проблемного обучения, самодиагностики и самокоррекции результ...

Методическая разработка открытого урока по математике "Координатная плоскость", 6 класс

Данная методическая разработка по математике "Координатная плоскость" разработана по  технологии индивидуализированного обучения....

Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"

Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...