Решение задач с помощью систем уравнений 2 степени
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Дряпак Людмила Николаевна

Презентация и разработка урока алгебры (Макарычев)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач с помощью систем уравнений 2 степени урок алгебры в 9 классе (Макарычев) учитель математики МОУ «СОШ п.Белоярский» Дряпак Людмила Николаевна

Слайд 2

№ 268 . Сумма двух чисел равна 12, а их произведение равно 35. Найдите эти числа. Пусть 1 число – х, а 2 число – у, известно, что их сумма х+у=12, а произведение х · у=35. Решение: составим систему уравнений: х+у=12 ; х=12-у(выразим х через у) х · у=35; (12-у)у=35 ( подставим во 2 уравнение вместо х выражение (12-у)) (1) 12у-у 2 =35 -у 2 +12у-35=0 | (-1) у 2 -12у+35=0 Д=144-140=4=2 2 у 1 =7, у 2 =5. х 1 =5, х 2 =7 Ответ: 5 и 7.

Слайд 3

№ 270 . Диагональ прямоугольника равна 10см, а его периметр равен 28 см. Найдите стороны прямоугольника. х у 10 Что нам неизвестно? Как обозначим эти неизвестные величины? Как найти периметр нашего прямоугольника? Составьте 1 уравнение системы. 2(х+у)=28 Как нам связать стороны с диагональю? По теореме Пифагора получаем х 2 +у 2 =10 2 это второе уравнение системы. х+у=14 Х 2 +у 2 =100

Слайд 4

х=14-у х 1 =6 (14-у) 2 + у 2 =100 (1) у 1 =8 х 2 =8 у 2 =6 196 -28у + у 2 + у 2 - 100 = 0 2у 2 - 28у + 96 = 0 у 2 – 14у + 48 = 0 Д 1 = 49 – 48=1 у 1 =8; у 2 =6. Ответ: 6 и 8 см.

Слайд 5

х х у у S= х 2 S= у 2 S= ху № 276. На каждой из сторон прямоугольника построен квадрат. Сумма площадей квадратов равна 122 см 2. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 30 см 2 . 2(х 2 + у 2 ) =122 х 2 + у 2 = 61 ху = 30 х = 30 / у (30 / у) 2 + у 2 – 61 = 0 у 4 – 61у 2 + 900 = 0 Замена у 2 = а, а > 0. а 2 - 61а + 900 = 0, Д =61 2 -4 · 900=3721-3600=121 а 1 = 36, а 2 =25. Обратная замена: у 2 =6, у=6, у 2 =25, у=5 х=5 х=6 Ответ: 5 и 6 см.

Слайд 6

Самостоятельная работа 1 вариант Разность двух чисел равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 7 см больше другого 2 вариант Сумма двух чисел равна 25, а их произведение равно 144. Найдите эти числа. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 20. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 4 см меньше другого а в с а 2 +в 2 =с 2

Слайд 7

№ 279. Два экскаватора, работая одновременно, выполняют некоторый объем земляных работ за 3 часа 45 минут. Один экскаватор, работая отдельно, может выполнить этот объем работ на 4 часа быстрее, чем другой. Сколько времени требуется каждому экскаватору в отдельности для выполнения того же объема земляных работ? Обозначим за х время, которое требуется первому экскаватору для выполнения одного и того же объема работ, за у время, которое требуется второму экскаватору , Составим первое уравнение, зная, что первый экскаватор может выполнить работу на 4 часа быстрее. Составим второе уравнение, зная, что работая вместе они выполнят работу за 3 часа. 3 4



Предварительный просмотр:

Тема: Решение задач с помощью систем уравнений 2 степени(алгебра 9 класс)

Цель: закрепить знания  решения систем уравнений  степени, повторить принципы решения задач с помощью уравнений, рассмотреть решение задач с помощью систем уравнений 2 степени.

Воспитательные задачи: приучение учащихся к аккуратности при записи решений, развитие памяти, логического мышления, познавательной активности при решении задач.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.

                                           Ход урока:

  1. Оргмомент (2мин.) Проверка готовности класса к уроку.
  2. Изучение нового материала на примере № 268 (слайд 2) (учитель)                 Пусть 1 число – х, а 2 число – у, известно, что их сумма х+у=12, а произведение х·у=35.

Решение: составим систему уравнений:

х+у=12;   х=12-у(выразим х через у)  

х·у=35;   (12-у)у=35 (подставим во 2 уравнение вместо х выражение (12-у))   (1)

12у-у2=35

      -у2+12у-35=0 |(-1)

      у2-12у+35=0      Д=144-140=4=22 

      у1=7,   у2=5.

      х1=5,   х2=7                                    Ответ: 5 и 7.

  1. Закрепление пройденного на примере №270, с комментариями учителя (слайды 3 и 4)

№ 270. Диагональ прямоугольника равна 10см, а его периметр равен 28 см. Найдите стороны прямоугольника.

Что нам неизвестно?

Как обозначим эти неизвестные величины?

Как найти периметр нашего прямоугольника?

Составьте 1 уравнение системы.

2(х+у)=28

Как нам связать стороны с диагональю?

По теореме Пифагора получаем х22=102 это второе уравнение системы

х+у=14

Х22=100

х=14-у                          х1=6

(14-у)2 + у2=100 (1)      у1=8

                                        х2=8

                                        у2=6

  1. 196 -28у + у2 + у2 - 100 = 0

      2у2 - 28у + 96 = 0

      у2 – 14у + 48 = 0        Д1 = 49 – 48=1

                                         у1=8; у2=6.

 Ответ: 6 и 8 см.

VI Решение задач.

№ 276. (слайд 5)

№276. На каждой из сторон прямоугольника построен квадрат. Сумма площадей квадратов равна 122 см2. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 30 см2.

2(х2 + у2) =122            х2 + у2 = 61

ху = 30                         х = 30/ у

(30/ у)2 + у2 – 61 = 0

у4 – 61у2 + 900 = 0

Замена у2 = а, а>0.

а2 -  61а + 900 = 0,  Д =612-4·900=3721-3600=121

 а1= 36,  а2=25.

Обратная замена: у2=6, у=6, у2=25, у=5 

                                                               х=5             х=6

Ответ: 5 и 6 см.

VСамостоятельная работа. (слайд 6)

       1 вариант

  1. Разность двух чисел равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа.
  2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 7 см больше другого

          2 вариант

  1. Сумма двух чисел равна 25, а их произведение равно  144. Найдите эти числа.
  1. Гипотенуза прямоугольного  треугольника равна 20. Найдите его катеты, если  известно, что один из них на  4 см меньше другого

VI Резерв

№ 279 (слайд 7)

Два экскаватора, работая одновременно, выполняют некоторый объем земляных работ за 3 часа 45 минут. Один экскаватор, работая отдельно, может выполнить этот объем работ на 4 часа быстрее, чем другой. Сколько времени требуется каждому экскаватору в отдельности для выполнения того же объема земляных работ?

Обозначим за х время, которое требуется первому экскаватору для выполнения одного и того же объема работ, за у время, которое требуется второму экскаватору ,

Составим первое уравнение, зная, что первый экскаватор может выполнить работу на 4 часа быстрее.

Составим второе уравнение, зная, что работая вместе они выполнят работу за 3        часа.

VII Рефлексия.

Что понравилось на сегодняшнем уроке?

Что показалось сложным?

Какое настроение после урока?

VIII Домашнее задание

№269, №271

IX Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени».

Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени». Урок для учащихся 9 класса. Применение индивидуальных карточек на уроке помогает учащимся решать самостоят...

Решение задач с помощью систем уравнений с двумя переменными второй степени.

Презентация к уроку по математике 9 класс. Задачи на совместную работу и на использование  формулы двузначного числа....

Алгоритмы решения задач с помощью систем уравнений

В курсе алгебры 9 класса отводится всего 4 часа на решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Это задачи на движение, совместную работу и задачи с геометрическим содержанием. Для каждого...

"Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"

Урок математики в 9 классе на тему "Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"....

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. 9 класс . план-конспект.

План - конспект "Решение задач с помощью систем уравнений  второй степени" составлен на основе требований ФГОС по математике для 9 класса. Урок познования нового материала  с применением про...

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

Данный урок проходил в рамках учебного курса алгебра в 9 классе для общеобраовательных учреждений в разделе "Уравнения и неравенства с двумя переменными". По программе на данную тему запланировано 4 ч...

Урок алгебры "Решение задач с помощью систем уравнений второй степени", 9 класс

Конспект  урока по теме "Решение задач с помощью систем уранений второй степени"...