План- конспект по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Ращепкина Светлана Николаевна

Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем" в 5 классе является  первым из отведенных на данную тему.Урок построен в соответствии с системно-деятельностным методом обучения,урок потипу ОНЗ.Для активизации познававательной деятельности и развития универсальных учебных действий на уроке технологии групповой деятельности,ИКТ.На уроке учащиеся самостояформуруют цель урока и решают поставленные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем.

(Тема урока)

ФИО (полностью) Ращепкина Светлана Николаевна

Место работы МБОУ «Новогеоргиевская» СОШ,

Лиманский р-он,  

с. Заречное.

Должность учитель математики .

Предмет математика

Класс 5

Тема и номер урока в теме

« Сложение и вычитание дробей с  одинаковыми

 знаменателями».

1 урок

Базовый учебник УМК « Алгоритм успеха», Вентана-Граф.

 Под редакцией А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир

  1. Цель  урока: построить алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

9. Задачи:

- обучающие: Учить применять знания по темам «Правильные и неправильные дроби», «Сравнение дробей», учить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

-развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание;

-воспитательные:  Воспитывать  аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями .

10.  Планируемые результаты:

 Предметные: Научится складывать  и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями .  

Получит возможность анализировать и осмысливать текс задачи, переформулировать условие. 

Личностные: Проявлять устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение  к урокам математики, адекватно оценивать результаты своей деятельности..

Метапредметные:

Получит возможность формулировать проблемы при решении учебных задач,. делать предположение об информации, которая нужна для решения задач , извлекать необходимую информацию.

  1. Тип урока: урок «открытия»  нового знания
  2. Формы работы учащихся: работа в группах, фронтальная работа с классом
  3. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, программа  Learningapps.org,Microsoft Power Point.
  4. Структура и ход  урока.

 

       1.Организационный блок.

Учитель здоровается с учениками, после чего они садятся.

 Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

         2. Мотивационный блок.

 

 Сегодня мы  с вами на  уроке вспомним слова  французского писателя Анатоля Франса   «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Слайд1

Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.

           

      3.Информационный блок.

   А начнем мы с вами как всегда с устной работы потому, что чтобы узнать что-то новое…(необходимо повторить уже изученный материал)  Слайд2-9.

                                    Устный счет.

1.Распределите дроби на группы. Сколько групп получилось?

5/8;2/3;1/6;1/9;10/9;7/4;4/4;8/25;20/20;5/2;9/4.

2.Если расположить дроби в порядке возрастания, то получится имя древнегреческого ученого , основателя библиотеки в городе Александрии, жившего в древнем Египте во 2 веке до н.э. Он впервые высказал предположение о том ,что земля имеет круглую форму.

13/24;21/24;6/24;3/24;8/24;23/24;22/24;19/24;4/24.  

   О          Ф      А     Э     Т      Н        Е       С       Р.  

3.Если расположить дроби в порядке убывания. то получится название  маленькой страны в мире.

16\21;6/21;8/21;19/21;5/21;11/21;23/21.    

   А        А      К      В      Н      И       Т      

4.Имеются геометрические фигуры. Всего их 36.Прямоугольники составляют 1/6 всех фигур. Треугольники-2/9 всех фигур, круги-5/12 всех фигур. Сколько всего квадратов?    

5. Какая из 2 точек лежит  правее на координатном луче - с меньшей или большей координатой.

С(3/4)или В (5/4);Т(8/13)или Е (10/13);Р(4/5) или  К (2/5).  

6. Укажите точку, которая лежит левее.  

А(10/10)или Н(7/10); О(0) или S(11/12).  

 Соедините 5 букв из 2 заданий. Какое слово у вас получилось?

(Слово – ВЕРНО)  

7. Саша Сорокин, ученик нашего класса, составил себе режим на сутки.

На чтение книг – 1/6 суток. На совершение добрых дел-3/8 суток. На прием пищи-1/12 суток. На занятие спортом -1/4 суток. На сон-8 часов. Хватит ли, Саши суток?

.

- Хорошо. Следующее задание: Слайд 10.

Выполняем все вместе по образцу, который дан на слайде.

Выполните  сложение с помощью круга. Запишите ответ.

2/9+5/9

Образец: Найдите сумму 1/7+3/7

Для этого разделим круг на 7 частей .Закрасим 1, затем 3 части. Получим 4/7.

– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить сложение  3 чисел : 4/25+2/25+3/25 ? (Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей с одинаковыми знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания.)

– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму.)

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)

– Запишите тему. Слайд 11.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Задания парам следующее: обсудите алгоритм сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

 Запишите этот алгоритм на листочке, который лежит у вас на столе.

 На работу отводится 3 минут.

Все варианты вывешиваются на доску и проводится обсуждение.

- Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей:

 1.Суммой (или разностью) дробей является дробь.

2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности)

3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности)

4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть

 Решите следующее задание. Слайд12,13

Задача. На выполнение домашнего задания Вася потратил 32 мин. Решение задачи заняло у него 3\8 потраченного времени, а решение уравнения-2/8 потраченного времени. Сколько минут  потратил Вася на решение задачи и уравнения?

Решение:1)3/8+2/8=5/8(времени) - Вася потратил на решение задачи и уравнения.  

2)32:8=4(мин)- составляют 1/8 времени выполнения домашнего задания по математике.

3)4*5=20 (мин) - Вася потратил на решение задачи и уравнения.

Ответ:20мин

Решение запишите в тетради.

В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах.

Послушайте притчу об одном мэре.

Когда ещё не было электричества, мэр одного города любил вечером гулять по городским улицам. Как-то он столкнулся с одним горожанином, у него на лбу выскочила шишка. На следующий день он издал указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём”. А вечером на него налетел тот же горожанин. Мэр потребовал у него фонарь.

- Вот, - сказал прохожий.

- А где свеча? – спросил мэр.

- А в указе не написано, что в фонаре должна быть свеча, - ответил тот.

Мэр издал второй указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём со свечой”.

В третий день история повторилась.

Мэр уже вышел из себя.

- Думаете, что ответил мэру прохожий?

В приказе не написано, что свеча фонаря должна быть зажжена.

Мэру пришлось издать указ третий раз, только после этого прохожий оставил его в покое.

Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.

.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз

Повернулась голова – это два

Руки вниз – вперед смотри – это три

Руки в стороны, пошире , развернули на четыре

С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять

А на шесть – в ладоши хлопнуть

И на семь – ногою топнуть

А на восемь – подтянуться

И на девять – улыбнуться

Что ж заряд хороший есть?

Можно нам теперь и сесть.

4.Аналитический (практический блок)

- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание)

1.   №743(1,3)

1)7/18+5/18=(7+5)/18=12/18

Складываем числители    и результат записываем в числитель. Знаменатель остается без изменения.

3)23/47-14/47=(23-14)/47=9/47

Вычитаем числители и результат записываем в числитель. Знаменатель остается без изменения.

2.   №743(2,4)

  Работа в парах, после выполнения проводится самопроверка по образцу (записано на обороте доски)

2)11/24+8/24=(11+8)/24=19/24;

4)31/58-16/58=(31-16)/58=15/58.

- Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?

- Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?

3.Найдите значение выражения: Слайд14.

а)4/11+а,  если  а=1/11;3\11;5/11;

б) в-1/10,если в=7/10;5/10;3/10;

в)3/14+6/14+с, еслис=1/14;2/14;

г)12/17-3/17-d,если d=4/17;5/17.

Выполняем на доске по очереди.

.

4.Вместо звездочки вставьте нужное число. Слайд15.

5/9+ * =8/9; 1/4+*=5/4;

7/12 + * =11/12;

9/11+*=11/11.

Как найти неизвестное слагаемое?

17/20-*=12/20; 13/16-*=3/16; 9/10-*=5/10.

Как найти неизвестное  вычитаемое?

Устно по очереди, записываем решение в тетради.

Вспомним правила нахождения слагаемых, уменьшаемого, вычитаемого.

5.№745-самостоятельно с последующей проверкой.

1)4/15+х=11/15;         2)16/21-х=9/21;       3)х-4/35=12/35;

х=11/15-4/15;                х=16/21-9/21;           х=12/35+4/35;

Кто если выполнил ,  решает №751(1.2)?-2 ученика записывают решение на доске.

6.Решите задачу по образцу (образец на слайде13).Слайд15.

Для посадки леса выделили участок площадью 300 га. Ель высадили на 3/10 участка, а сосну - на 4/10 участка. Сколько гектаров занято елью и сосной вместе?

Работа в  парах . (обсудите решение задачи).Решите задачу и проверьте.(решение записано на обратной стороне доски)

Кто справился с решением? Где была допущена ошибка?

7.Решите задачу 2 способами. Слайд18.

В палатке было 2  ц  70 кг фруктов. Яблоки составляли 5/9 всех фруктов, а груши 1/9 всех фруктов. На сколько масса яблок больше массы груш?

Учащиеся выполняют  это задание самостоятельно по вариантам.2 ученика за доской. Часть выполненных заданий  просматривает учитель. Остальные проверяют, когда откроется решение .Учащиеся меняются тетрадями, и каждый проверяет работу соседа, исправляя ошибки карандашом. Те учащиеся, которые решали у доски , комментируют свои решения.

8.Решите задачу. Слайд19.

Картофелем засажено 11/17 поля овощеводческого хозяйства. Огурцами засеяно на 1/17 поля и больше, чем морковью, и на 8/17 поля меньше, чем  картофелем. Какая часть поля засеяна огурцами и  какая - морковью? Какая

Часть поля занята картофелем, огурцами и морковью вместе? Что выращиваем  мы в нашей местности и насколько больше?

1 ученик решает у доски. Комментирует решение.

-Дайте вспомним  некоторые моменты нашего урока и решим кроссворд. 

http://LearningApps.org/display?v=pcw19gmsc 

5. Оценочный блок.

А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:

4.      Раздаются листочки с заданиями.

 Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы, оценивают себя. Учитель в конце урока выставляет оценки.

8. Рефлексия деятельности на уроке

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить (раздать каждому), п.27 №746, 748,753, 752 (по желанию)


                                               Литература.

1.«Математика 5 класс» - автор А.Г.Мерзляк ,В.Б.Полонский.

2. «Математика 5 класс» - автор Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин.

3. «Арифметика 5 класс» - автор С.М. Никольский, М.К. Потапов

4. «Занимательные задачи»-автор Н.Л. Барсукова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Математика. 6 класс. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (урок с использованием ЭОР)....

План - конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

План - конспект урока в 6 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". Первый урок по данной теме. В конспекте есть ссылки на используемые ЭОР ( http://school-collection.edu.ru/, htt...

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1.     Математи...

План конспект урока. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Цели урока: Вывести вместе с учащимися правила сложения и вычитания  дробей  с разными знаменателями.Задачи:Образовательная: знать правило сложения  и вычитания обыкновенных дробей...

План «открытого» урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 кл.

В данном плане приведено подробное описани проведение урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями при решении практических задач" для учащихся 5 класса, а также описаны цели...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....