факультатив по математике в 5 класе
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Духова Наталия Геннадиевна

разработка факультивного курса, пояснительная записка и используемая литературв

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mat._fak._5_klass.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Пояснительная записка к рабочей  программе

               факультативного курса по математике

                                 «Я Эрудит»   в 5 классе.

                                                                                                           Данная рабочая программа разработана на основе «Сборника элективных курсов» под редакцией Т.В. Кучера и  Г.А.  Шипарева.   Москва 2007 год.

Данный курс входит в образовательную область математики.

     Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, умение выполнять устно и письменно арифмети-

ческие  действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовить учащихся  к  изучению  систематического курса алгебры и геометрии.

     Поэтому, чтобы учащиеся не потеряли интереса к предмету и лучше усваивали материал на уроках математики,  и  вводится  факультативный курс «Я Эрудит»

     

     Цель курса:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и  необходимых для продуктивной жизни в обществе;

- формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, понимание  значимости математики для общественного прогресса.

     Задачи курса:

- создание оптимальных условий для проявления учащимися  индивидуаль-

ных  подходов к решению  математических задач;

- развитие самостоятельного мышления на основе сопоставления учащимися  различных способов решения задач;

- через изучение истории математики и использование  для решения нестандартных задач,  способствовать повышению успеваемости учащихся и развитию у них интереса к самостоятельным дополнительным занятиям по математике.

 

     Данный факультативный курс рассчитан на 35 часов.  На занятиях учащимся буду предлагаться последовательности задач, решение которых может проводиться  различными способами, и не предполагает никакого умения кроме счета. Также  будут  применяться комбинаторные и логические задачи, примеры на развитие техники и устного счета  задачи на суммирование арифметических прогрессий. Некоторые задачи труднее тех, которые даются на уроках. И чтобы справиться с ними. Надо проявить смекалку – обычных методов тут может и не хватить. А кроме смекалки. нужны настойчивость и целеустремленность – без этих качеств трудно заниматься любым делом, не только математикой.   Некоторая часть курса будет посвящена истории математики и жизни и деятельности великих ученых в этой области.

                     Календарно – тематическое планирование

                        факультативного курса по математике

                                  «Я Эрудит»  в 5 классе

 Дата

                     Тема занятия

 Примечание

1.

Как люди научились считать.  Техника устного счета.  Системы счисления.

лекция

2.

Умножение чисел в уме, деление чисел с остатком

в уме.

3.

Обыкновенные, десятичные дроби, отрицательные числа, пропорции – все виды чисел, используемые

при счете.

4.

Развитие арифметики и алгебры.

лекция

5.

Суммирование арифметических прогрессий.

6.

Простые числа и их свойства.

лекция

7.

Из науки чисел.  Свойства чисел.  Кубик  Рубика.

8.

Математические игры.

9.

Комбинаторные задачи с квадратами. Принцип Дирихле.

лекция

10.

Математика и шифры. Некоторые виды  шифровки и расшифровки сообщений, основанные на свойствах чисел.

11.

Рассказы о геометрии.  Великие геометры. Евклид, Пифагор и другие.

доклады

12.

Математика у народов нашей Родины. Первая книга по математике Л.Ф. Магницкого.

Лекция.

доклады

13.

Как измеряли в древности. Основные единицы

измерения (локоть, длина ступни, длина зерна).

Лекция,

доклад

14.

Решение логических задач.

15.

Решение школьных олимпиадных задач.

16.

Старые русские меры.

лекция

17.

Метрическая система мер, разработанная во време-

на Французской революции.

18.

Комбинации и расположения. Выполнение одного и того же задания разными способами.

лекция

19.

Машины – математики. Первые ЭВМ.

20.

Меры площадей, меры веса (массы) и объема.

21.

Решение задач на нахождение площадей и объемов.

22.

Математические игры. Магический квадрат.

23.

Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах.

24.

Неделя математики в школе.

25.

Числа, числа, числа… Числа счастливые и несчаст-

ливые.  Не бойся числа 13. Вычисли свою оценку сам.

Игры, решение задач

26.

Множества. Что такое множества? Множества конечные и бесконечные.

лекция

27.

Комбинаторика. Треугольник Паскаля. Азбука Морзе.

Лекция, задачи

28.

Распределения.  Что такое статистика?  Орел или решка?

29.

Средняя арифметическая, средняя геометрическая,

средняя гармоническая.

30.

Решение различных задач.

31.

Математика и инквизиция. Доминиканский монах

Томас Торквемада.

лекция

32.

Компьютер и язык.

лекция

33.

Числовые и геометрические головоломки

задачи

34.

Математическая игра-конкурс «По тропинкам математики»

35.

Конкурс «По тропинкам математики»

           Источники информации и средства обучения.

1. За страницами учебника математики. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин  

    Москва «Просвещение»  1998 год.

2. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах.

    С.С. Худадатова.  Москва  «Школьная пресса»  2003 год.

3. Живая математика.  Я.И. Перельман.    Москва «Наука»    1990 год.

4. Предметная неделя математики в школе. Т.Г. Власова.

    Ростов- на- Дону   «Феникс»  2009 год.

5. Математический фольклор.   И. Ганчев,  К. Чимев.

    Москва  «Знание»   1997 год.

6. В царстве смекалки.  Е.И. Игнатьев.

    Москва  «Наука»  1996 год.

7. Математика? – забавно!     А.Я. Халамайзер.

    Москва  1989 год.

8. Школьникам о математике и математиках.  М.М. Лиман.

    Москва  «Просвещение»  1998 год.

9. Старинные занимательные задачи.  С.Н. Олехник,  Ю.В. Нестеренко

    Москва «Наука»  1989 год.

10. Повышение вычислительной культуры учащихся.  П.Б. Ройтман,        

     С.С. Минаева.   Москва  «Просвещение»  1990 год.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 8 клас УМК Мордкович, Атанасян

Рабочая программа составлена по предмету "математика" в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рабочей программе и имеет все необходимые чисти: пояснительную записку, указание УМК, содержание у...

Урок - сказка по математике 6 клас коррекционной школы VIII вида

Урок - сказка по метаматике 6 класс коррекционной школы 8 вида. Может быть полезен для учителей коррекционных школ, воспитателей....

"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 6 класса.

1. Пояснительная запискаЦель курса:Развитие творческих способностей , логического мышления ,углубление знаний ,полученных на уроке , и расширение общего кругозора  ребенка в процессе  ...

"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 8 класса.

Пояснительная  запискаПрограмма  курса  составлена  на  основе Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра  и начала  математического...

"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 10 класса.

Программа составлена на основе  Программы.Математика.5-6 классы. Алгебра . 7-9 классы .Алгебра и начала  математического анализа . 10-11 классы./авт. - сост .И .И. Зубарева ,А .Г .Морд...

Факультатив по математике 6класс

Факультатив по математике для 6класса  содержит рабочую программу и календарно - тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС. Материал будет полезен учителям, ведущим внеурочную ...

Факультатив по математике "Занимательная математика" для 6 класса

Факультатив по математике "Занимательная математика" для 6 класса расчитан на 35 часов...