факультатив по математике для 7 класса "Занимательные задачи"
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

чеснокова татьяна витальевна

Включает пояснительную записку, учебно-тематический и календарный план. В содержание программы входит  тема, методы обучения и форма контроля.Приведён список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_7_kl.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юстикская основная общеобразовательная школа»

 

Факультативный курс

 Занимательные задачи

7 класс

                                                 

                                               Автор программы

                                                                   Учитель математики

                                                                   Чеснокова Т.В.

Юстик

2014

Пояснительная  записка.

    Одним из направлений в обучении   является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его способностей к математике. Чтобы ребёнок стал успешным эти способности необходимо развивать. Увлекательные головоломки, задачи, игры, фокусы способны ненавязчиво развить наблюдательность, память, пространственные представления. Детям больше нравится решать «интересные», «хитрые» задачи, где требуется смекалка и сообразительность.  

     Данный факультатив состоит из 34 занятий,  задания на которых подбираются таким образом, чтобы были и совсем лёгкие, и сложные, чтобы ребёнок мог порадоваться и какой он умный, и понять, что всё не так просто. Для расширения кругозора и конструктивных навыков используются практические занятия, где задания связаны с разрезаниями, проведением построений, расстановкой чисел и букв в таблицы по указанным правилам (магические квадраты). Для пробуждения интереса к предмету на занятиях приводятся некоторые интересные факты из истории математики, старинные задачи и головоломки.

       Минимальное методическое обеспечение: карточки с заданиями, спички, набор картона, ножницы.

      Целью данного факультатива является:

  • развитие внимания, памяти, мышления и приёмов учебной деятельности;
  • привитие интереса к предмету математика;
  • расширение кругозора.

    Задачи данного курса:

  • организовать занятия, способствующие  развитию обучающихся;
  • привлечь  родителей для повышения эффективности занятий.

    Форма занятий.

  • Практикумы
  • Исследование
  • Консультации .

     Предполагаемые результаты:

  • развитие внимания, памяти, абстрактно-логического мышления;
  • появление интереса к занятиям математикой;
  • повышение успеваемости по математике.

Факультатив рассчитан на 34 учебных недели, один час в неделю. Нагрузка на одного ребёнка может изменяться в зависимости от усвоения материала.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование тем  

Всего часов

Контроль

1

Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками

4

Взаимопроверка

2

Числовые множества

4

Устный счёт

3

Числовые головоломки

4

Самостоятельная работа

4

Некоторые старинные задачи

4

5

Решение задач с конца

4

Придумать задачу

6

Переливания

4

7

Числовые ребусы

4

Самостоятельная работа

8

Учимся рассуждать

4

Тест

9

Математические софизмы

2

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками. (4 часа)

     Выкладывание цифр и букв из спичек. Арифметические выражения со спичками. Геометрические задачи со спичками. Перебор комбинаций.

Метод обучения: беседа , самостоятельная работа .

Форма контроля: взаимопроверка

Тема 2. Числовые множества. (4 часа)

  Приёмы вычислений. Перебор вариантов. Сумма арифметической прогрессии. Степень.

Метод обучения: беседа , тренировочные упражнения.

Форма контроля: устный счёт.

Тема 3. Числовые головоломки. (4 часа)

 Арифметические действия с натуральными числами.

 

Метод обучения: решение задач. 

Форма контроля: самостоятельная работа.

Тема 4. Некоторые старинные задачи. (4 часа)

 Интересные факты из истории математики. Старинные задачи.

Метод обучения: беседа, решение задач.

Форма контроля: самостоятельная работа.

Тема 5. Решение задач с конца. (4 часа)

 Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

Методы  обучения:  устный счёт, практическая работа.

Форма контроля: творческое задание.

Тема 6.  Переливания. (4 часа)

Логические задачи на переливания. Запись решения.

       

Метод обучения: исследование, демонстрация.

 Форма контроля: самостоятельная работа.

Тема 7. Числовые ребусы. (4 часа)

Алгоритмы решения простых числовых ребусов.

     

Метод обучения: объяснение, решение задач.

Метод контроля: самостоятельная работа, творческое задание..

 

Тема 8. Учимся рассуждать. (4 часа)

Доказательства.

 

Метод обучения: постановка проблемы, исследование, лекция.

Форма контроля: тест

Тема 9. Математические софизмы. (2 часа)

 Исторические факты. Математические софизмы.

 

Метод обучения: объяснение, лекция.

Форма контроля: самостоятельная работа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование тем

Кол-во час

Домашнее задание

Дата

Планируемая

Фактическая

1

Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками

4

Приготовить наборы спичек для задач

Сентябрь

06

2

Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками

Задача

13

3

Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками

Составить задачу

20

4

Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками

Оформить карточку с задачей

27

5

Числовые множества

4

Пример

Октябрь

04

6

Числовые множества

Арифметический пример

11

7

Числовые множества

Тренажёр

18

8

Числовые множества

Тренажёр

25

9

Числовые головоломки

4

Расставить знаки действий

Ноябрь

01

10

Числовые головоломки

Расставить знаки действий

15

11

Числовые головоломки

Расставить знаки действий

20

12

Числовые головоломки

Расставить знаки действий

29

13

Некоторые старинные задачи

4

Найти задачу в сборнике

Декабрь

06

14

Некоторые старинные задачи

Обмен задачами

13

15

Некоторые старинные задачи

Обмен задачами

20

16

Некоторые старинные задачи

Рисунок

27

17

Решение задач с конца

4

Придумать уравнение

Январь

17

18

Решение задач с конца

Составить задачу

24

19

Решение задач с конца

Обмен задачами

31

20

Решение задач с конца

Обмен задачами

Февраль

07

21

Переливания

4

Предложить задачу родителям

14

22

Переливания

Объяснить решение

21

23

Переливания

Составить задачу

28

24

Переливания

Обмен задачами

Март

07

25

Числовые ребусы

4

Ребус

14

26

Числовые ребусы

Ребус

21

27

Числовые ребусы

Оформить памятку по ребусам

Апрель

04

28

Числовые ребусы

Рисунок

11

29

Учимся рассуждать

4

Рисунок

18

30

Учимся рассуждать

Приготовить сообщение об Эвклиде

25

31

Учимся рассуждать

Сообщение о Пифагоре

Май

02

32

Учимся рассуждать

Сообщение об Архимеде

16

33

Математические софизмы

4

Найди ошибку

23

34

Математические софизмы

30

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асанов Л. Лучшие задачи на сообразительность: Книга для детей и родителей. –М.: АСТ-ПРЕСС,1999.-320 с.
  2. Заболотнева Н.В. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. Волгоград: Учитель,2007.-99с.
  3. Кононова Е.Г. Математика. Поступаем в вуз по результатам олимпиад. 5-8 класс. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко.- Ростов-на-Дону: Легион; Легион-М, 2010.-112 с.
  4. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы.- М., ОМЕГА, 1994.-192 с.
  5. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах. Волгоград: Учитель,2006.-107 с.
  6. Костромина С.Н. Учиться  на пятёрки по математике. Как?/ М.: АСТ; СПб: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2008.-224 с.
  7. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память./Волгоград: Учитель, 2006. – 74 с.
  8. Трошин В.В. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичкамив средней школе на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград: Учитель, 2008.-221 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 6 класса.

1. Пояснительная запискаЦель курса:Развитие творческих способностей , логического мышления ,углубление знаний ,полученных на уроке , и расширение общего кругозора  ребенка в процессе  ...

"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 8 класса.

Пояснительная  запискаПрограмма  курса  составлена  на  основе Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра  и начала  математического...

"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 10 класса.

Программа составлена на основе  Программы.Математика.5-6 классы. Алгебра . 7-9 классы .Алгебра и начала  математического анализа . 10-11 классы./авт. - сост .И .И. Зубарева ,А .Г .Морд...

Факультатив по математике «Решение нестандартных задач» (для учащихся 10-11классов)

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес  к математике, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата для изучения закономерности...

факультатив по математике "Решение текстовых задач 9 класс"

Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. Текстовые задачи традиционно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ.Интерес к текстовым задачам вполне понятен. ...

Факультатив по физике "Решение физических задач"

В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно раб...

Факультатив по математике "Занимательная математика" для 6 класса

Факультатив по математике "Занимательная математика" для 6 класса расчитан на 35 часов...