Урок по математике
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Глазова Екатерина Николаевна

Урок по математике №1 "Обыкновенные дроби" для детей VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1_obyknovennye_drobi.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

Московская область, г. Троицк, ул. Пушковых, д.5, тел. 51-50-03

6 класс VIII вид

Учитель математики: Глазова Е.Н.

Цель урока:   Начать формировать знаний по теме: «Обыкновенные дроби»

Задачи урока:  (Образовательные) Сформировать понятие «Обыкновенные дроби», научить отличать дробь от обыкновенного числа,  научить правильно писать и называть обыкновенные дроби

(Коррекционные) Развивать интерес к математике, а через него логическое и пространственное мышление учащихся VIII вида

(Воспитательные)  Формировать навыки самостоятельных действий, воспитывать ответственность и умение решать свои проблемы самостоятельно.

Тип урока: комбинированный

Виды учебной деятельности: ответы на вопросы, слушание, рассматривание, списывание, решение примеров, сравнивание, работа с презентацией 

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно –

                                  иллюстративный

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint,

                           

Педагогические технологии: 1. здоровьесберегающие технологии (учитель знает психолого-педагогические характеристики каждого ребенка, учитывает зоны работоспособности каждого из них, чередование видов учебной деятельности во время урока, некоторое количество видов преподавания,  идеальный психологический климат на уроке – комфорт, сотрудничество, индивидуальный подход, учет возможностей детей с разными медицинскими показаниями, проведение не менее двух динамических пауз за урок, и, наконец, урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями и т.п. С урока дети должны выходить с хорошим настроением!

2.технология проблемного обучения.  Приемы для создания проблемной ситуации:

Отсутствие умения  устанавливать причинно-следственные связи у детей VIII вида приводит к затруднениям даже при решении простейших  математических задач, плохо развитые аналитические способности часто делают невозможным  выделить проблему из ситуации, поэтому проблемы всегда ставит сам учитель. Эти проблемы должны быть всегда связаны с жизненными ситуациями.  Кроме того, наглядность на уроках – важный, более того – необходимый атрибут обучения, в этом помогает интерактивная доска и презентации.

Выдвижение гипотез

Поиск решения проблемы

Формулирование выводов

Структура урока:

  1. Организационный момент. (2-3 минуты)
  2. Проверка усвоения изученного материала (проверка домашнего задания) (5-7 минут)
  3. Постановка проблемы  (4-5 минут)
  4. Динамическая пауза (2-3 минуты)
  5. Объяснение нового материала (с применением интерактивной доски и презентации) (11-13 минут)
  6. Пауза (гимнастика для глаз)  (2-3 минуты)
  7. Подведение итогов (3-4 минуты)
  8. Задание на дом (2 минуты)

Ход урока

  1. Организационный момент (От него зависит эффективность последующих частей урока.)
  2. Проверка усвоения изученного материала (проверка домашнего задания).  Это и подготовка к усвоению нового материала. Эта часть урока ориентирована на воспроизведение учащимися знаний, которые будут использованы в объяснении нового материала.
  3. Постановка проблемы.  Отсутствие умения  устанавливать причинно-следственные связи у детей VIII вида приводит к затруднениям даже при решении простейших  математических задач, плохо развитые аналитические способности часто делают невозможным  выделить проблему из ситуации, поэтому проблемы всегда ставит сам учитель. Эти проблемы должны быть всегда связаны с жизненными ситуациями.  Кроме того, наглядность на уроках – важный, более того – необходимый атрибут обучения, в этом помогает интерактивная доска и презентации.

Далее: выдвижение версий каждого ученика. На этом этапе работает весь класс. Учитель показывает апельсин и задает вопрос: апельсин один, а нас – семеро учеников и один учитель, как сделать так, чтобы все этот апельсин попробовали?

Дети начинают говорить то, что они думают, т.е. выдвигать свои версии. Принимаются все версии, даже самые абсурдные. Но когда ученики с помощью учителя найдут правильную версию, каждый будет считать, что это он сам нашел правильное решение, а учитель и другие ученики только помогали ему.

Все приходят к мысли, что разрезав апельсин на 8 частей, каждый получит свою часть плода.

(слайд 2)

Учитель раздает каждому и берет себе свою часть апельсина.

У. Сколько частей получил каждый из вас?

Д. Одну

У. Пишу над чертой единицу (пишет на интерактивной доске в числителе 1)  Вспоминаем, на сколько частей делили апельсин

Д. На 8

У. Пишем под чертой в знаменателе 8.

Слайд 3

(Надо учесть, что дети не умеют переносить полученный опыт на решение других задач. При объяснении использовался апельсин, на тренировке показываем хлеб, разрезанный на куски. Это уже может вызвать проблему. Такое задание может быть для них новым).

У. Что изображено на слайде? Что мы запишем над чертой? Что – под чертой? Давайте вместе запишем правильный ответ. (Кто-то идет к доске, остальные пишут в тетради.

Слайд 4,5,6

У. На сколько равных частей разделен круг? Давайте вместе назовем заштрихованные доли круга. Один ученик идет к доске, остальные пишут в тетради.

Закрепление. Слайд 7,8,9. Объясняют дети с помощью учителя.

Слайд 10

У. Объясните, почему в числителе (над чертой) число 3, а в знаменателе (под чертой) – 7.

Д. Объясняют с помощью учителя, каждый объясняет по-своему ситуацию. Учитель выслушивает, подчеркивает правильный ответ.

Слайд 11.

У. Давайте решим маленькую задачку. Поднимите руки, кто из вас любит арбуз. Все наверное видели, как мама или папа разрезают его на части для того, чтобы его попробовать?! Мама купила арбуз, такой же красивый, как на картинке, и принесла его домой. Дома она его разрезала на столько кусков, сколько человек у нее в семье.

Слайд 12.

У. Сколько кусков получилось?

Д. 6

У. Давайте посмотрим, кому же она раздала куски арбуза, или можно сказать – его доли!

Слайд 13.

Д. Бабушке, дедушке, папе, себе и двум детям.

У. Может быть, кто-то из вас может сказать, какую долю арбуза получил каждый член семьи?

Д. Все дают свои ответы.

Слайд 14. (В классе есть дети, которые все поняли, но в силу своих эмоционально-волевых особенностей не могут выразить это словами. В этом случае они могут показать то, что хотят; знаками объяснить правильный ответ. Но у них надо добиться и рассказа о том, что же они сделали, что показали, с помощью наводящих вопросов учителя).

У. Давайте запишем: каждый получил одну шестую долю арбуза.

Подведение итогов.

У. Что же мы сегодня узнали нового?

Д. Каждый из учеников дает свой ответ (по цепочке)

Особенности этапов выдвижения гипотез, определения верности гипотез, подведения итогов:  на каждом этапе учитель старается научить ребенка мыслить самостоятельно, искать решение самостоятельно (опираясь на уже усвоенные знания, наглядный материал, в данном случае на наглядность в презентации, наводящие вопросы), стараться сделать так, чтобы ребенок не боялся делать ошибок.

У. А теперь домашнее задание.

Идет небольшое объяснение домашнего задания и запись его в дневники. Учитель следит за тем, чтобы все дети открыли дневники на нужной странице, записали задание в нужной графе. Некоторым детям на этом этапе необходима помощь, учитель помогает записать задание.

Ожидаемый результат: у учащихся сформируется понятие обыкновенной дроби, умение отличать дробь от обыкновенного числа, умение правильно называть обыкновенные дроби.

Это важно! На уроке обязательно должно быть не менее двух динамических пауз:

1-я пауза проходит, когда раздаются кусочки апельсина (через 18-20 минут после начала занятий)

2-я пауза – еще через 10 минут, включает в себя упражнения для глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...