открытый урок по теме "Функции в окружающем мире"
методическая разработка по алгебре на тему
Аннотация
Методическая разработка занятия по дисциплине « Математика» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах. Данная разработка может быть интересна преподавателям и учителям математики, учащимся 10-11 классов общеобразовательных школ и учащимся 1, 2 курсов учреждений среднего профессионального образования, реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_teme.rar | 311.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к уроку- конференции по теме «Функции в окружающем мире»
Инновационные подходы к преподаванию связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы обучающиеся получали не готовые знания, а находили путь к приобретению знаний, учились добывать их.
Это требует от преподавателя совершенно новых, инновационных подходов, как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания.
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся;
формирование личностных качеств обучающихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
создание обстановки сотрудничества обучающегося и преподавателя, обучающегося и обучающегося;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
включение обучающихся в креативную деятельность.
Инновационным целям в полной мере соответствует деятельностная технология обучения, в частности, проектная деятельность.
В своей работе завершающие уроки провожу в форме конференций, на которых учащиеся выступают со своими творческими мини-проектами. Такой урок мной представлен на конкурс.
- Дисциплина: Математика
- Тема урока: " Функции в окружающей жизни "
- Тип урока: комбинированный
- Форма проведения: урок-конференция
- Место данного урока в системе уроков: данное занятие является завершающим в теме «Функции, их свойства и графики».
Особенности контингента обучающихся: урок проведён в группе П-15, специальность 230115 « Программирование в компьютерных системах», 1 курс. В группе 25 человек. На общеобразовательном уровне 4 сильных учащихся и 7 слабых. Студенты группы в большинстве своём мотивированы на учёбу, занимаются в меру своих сил, имеют различный уровень математической подготовки. Они активно участвуют во внеклассной работе: математических турнирах в техникуме и в школах района, всероссийских олимпиадах, клубе «УМ». Ребятам предлагаю выбрать форму проведения заключительного занятия: конференция, интеллектуальная игра, контрольная работа. Была выбрана конференция, как итоговое занятие по теме «Функции, их свойства и графики»
Обучающиеся разделились на творческие проектные лаборатории по 2-4 человека, познакомились с рекомендациями по подготовке презентации. Перед ними была поставлена задача, используя учебную литературу, интернет - источники, выполнить проект по теме «Функции в окружающей жизни».
По мере изучения темы «Функции, их свойства и графики» творческие группы определились с выбором функции, о которой будут рассказывать на конференции. Руководители составили план работы, распределили обязанности между членами группы и стали подбирать материал, систематизировать и обобщать его.
Работа над проектом предполагает тесное взаимодействие обучающегося и преподавателя, важно консультировать, не ограничивая самостоятельность ребят, которые должны чувствовать, что они – авторы этой работы. Студенты собрали интересный материал, выполнили электронные презентации, подготовили сценки из жизни, связанные с математическими функциями.
Дидактической целью урока было формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. На занятии наблюдала за реакцией студентов, за их результатами. Могу утверждать, что данная технология позволяет повышать активность учащихся на уроке, ведь истина, добытая путем собственных усилий, имеет огромную познавательную ценность. В результате проведенной работы выяснила, что ребята с поставленной целью справились.
Основные виды учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная работы (беседа, рассказ, защита творческих проектов, работа в группах).
Сопровождение урока: компьютер, проектор, экран, доступ в Интернет, презентации, подготовленные студентами, раздаточный материал.
Время урока: 2 часа.
Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся: на этапе самостоятельной работы с последующей проверкой.
Результативность урока: удалось реализовать все поставленные цели урока.
Преподаватель математики ГБОУ СПО «ДИТ» Манихина Татьяна Афанасьевна
Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ДЯТЬКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Методическая разработка урока- конференции
по теме «ФУНКЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ»
дисциплина «МАТЕМАТИКА»
Автор – преподаватель математики Манихина Т.А.
Дятьково
2014
Аннотация
Методическая разработка занятия по дисциплине « Математика» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах. Данная разработка может быть интересна преподавателям и учителям математики, учащимся 10-11 классов общеобразовательных школ и учащимся 1, 2 курсов учреждений среднего профессионального образования, реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Введение
Тема «Функции, их свойства и графики» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (или ФГОС СПО) по дисциплине «математика». Данное занятие по теме «Функции в окружающей жизни» является завершающим.
Основная часть
Характеристика методической разработки
Цель методической разработки:
- представить один из возможных вариантов проведения урока по теме «Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях»
- показать возможности использования элементов педагогической технологии проектного метода обучения на уроках математики
Методические рекомендации по проведению занятия
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей математики СПО, а также учителей математики, работающих в общеобразовательной средней школе.
Целевая аудитория
Методическая разработка урока может быть использована для учащихся 10- 11 классов средних общеобразовательных школ, учащихся 1,2 курсов учреждений СПО.
Учащиеся должны уметь:
- работать на компьютере (пользовательские навыки),
- планировать сою деятельность,
- выделять нужную информацию,
- уметь самостоятельно работать,
- делать выводы.
Технические условия учебного кабинета
- проекционное оборудование,
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места учащихся.
Методическая разработка урока рассчитана на 90 мин.
Тема занятия: «Функции в окружающей жизни»
Цели занятия:
Образовательные: формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
закрепление и расширение знаний по теме «Функции, их свойства и графики».
Развивающие: развитие логического, наглядно-образного мышления; познавательной творческой активности студента; способности к анализу деятельности и ее результатов;
Воспитательные: воспитание любви к избранной профессии; чувства ответственности, собранности; расширение кругозора студента; развитие опыта творческой деятельности.
Тип занятия: урок обобщения, систематизации и расширения знаний.
Вид занятия: комбинированный урок.
Формируемые компетенции (их части): ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ПК 2, ПК 3.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 .Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ПК 2. Описывать с помощью функций различные зависимости, представлять их графически, интерпретировать графики.
ПК 3. Решать прикладные задачи, в том числе социально-экономические и физические, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Принципы занятия: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность.
Форма организации работы на учебном занятии: фронтальная, групповая и индивидуальная работы (беседа, рассказ, защита творческих проектов, работа в группах).
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, проблемный.
Обеспечение занятия: видеопроектор, экран, раздаточный материал.
Этапы занятия:
- Организационный момент, мотивация.
- Проверка усвоения ранее изученного материала.
3. Введение в тему урока.
4. Основная часть (отчеты о выполнении проектов студентами)
5. Контроль результатов.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Технологическая карта занятия
Этапы урока (мин) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемый результат |
Организационный момент, мотивация (2 мин) | Приветствие, определение отсутствующих, организация внимания. | Слушают преподавателя | Готовность к совместной деятельности |
Проверка усвоения ранее изученного материала(15мин) | Выясняет проблемы, через организацию фронтальной беседы, Организует самостоятельную работу, с последующей взаимопроверкой | Осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки. | Выполнили взаимопроверку, оценили друг друга |
Введение в тему урока (5 мин) | Готовит студентов к целеполаганию. Ставит задачу заполнения таблицы | Слушают преподавателя, строят понятные для собеседника высказывания, принимают учебные цели занятия | Готовность к восприятию новой информации, составлена таблица. |
Основная часть занятия (40мин) | Организует выступление каждой творческой группы, обсуждение. | Слушают выступления товарищей Самостоятельная работа – заполнение таблицы, отзыв о презентации | Активная и результативная учебная деятельность |
Контроль результатов (10 мин) | Предлагает ответить на вопросы | Слушают, отвечают на вопросы | Оценка знаний |
Подведение итогов урока (8 мин) | Подводит итоги | Украшают «елочку» | Анализируют полученные знания |
Домашнее задание (3 мин) | Объяснение домашнего задания | Слушают и записывают | Саморазвитие |
Рефлексия (7мин) | Дает оценку собственной деятельности на занятии | Дают оценку собственной деятельности и деятельности преподавателя на занятии | Умеют правильно себя оценить |
- Сценарий занятия
- Организационный момент
Преподаватель:
1. Здравствуйте! Мы завершаем изучение темы « Функции, их свойства и графики». Сегодня у нас урок- конференция « Функции в окружающей жизни».
Как вы думаете: «Почему именно конференция?»
Мы сегодня заглянем в прекрасный мир функций и посмотрим, как они участвуют в нашей жизни.
2.Откройте рабочие тетради, подпишите дату и тему занятия «Функции в окружающей жизни».
- Повторение ранее изученного материала.
Преподаватель: Прежде чем перейти к основной части нашего занятия, вам предстоит пройти тест на повторение ранее изученного материала.
Тест №9 Тема «Функции, их свойства и графики»
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
Вариант №1
1. Укажите область определения функции, график которой изображён на рисунке 1.
Рис. 1
1) [-4;4] 2)[-2;2] 3)[-4;-2]U[2;4] 4)[-2;1]
2. Укажите множество значений функции, график которой изображён на рисунке 2.
Рис. 2
1) [-4;5] 2)[-3;4] 3)[-2;2] 4)[-1;2]
3. Укажите график чётной функции (рисунок 3)
Рис. 3
- Укажите график периодической функции (рисунок 4)
Рис. 4.
5. Укажите график монотонной функции (рисунок 5.)
Рис. 5.
6. По графику функции, изображённому на рисунке 1, укажите все нули функции.
1) -2;2 2) -2 3) -4 4) 2
Сейчас вы обменяйтесь тетрадями, самостоятельно проверьте ответы по ключу, и поставьте оценку своему товарищу. (слайд 2 с ключом и критериями)
Преподаватель: Подведём итоги теста. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3», «2». Я рада, что мы справились с тестом и можем двигаться дальше.
- Введение в тему урока
(Слайд 3)
По теме « Функции, их свойства и графики» мы трудились 18 уроков.
Всё это время каждая творческая проектная мастерская работала над своим мини-проектом. Ребята помогали друг другу, учились друг у друга и осваивали технологию работы над проектом. Такая совместная деятельность позволила создать интересные проекты, отыскать «математические функции в совсем необычных местах», хорошо подготовить к публичной защите результаты своей работы.
А сейчас попробуем вместе определить цели сегодняшнего занятия.
Предполагаемые ответы студентов:
- расширить кругозор;
- больше узнать о функциях.
После ответов студентов, цели занятия появляются на экране.
(слайд 4)
Открываем конференцию «Функции в окружающей жизни».
Ознакомьтесь с планом конференции. (Слайд 5)
Вам предстоит ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь.
В процессе выступлений вы должны внимательно слушать и заполнить таблицу, которая лежит у вас на столе.
Таблица по теме « Функции в окружающей жизни»
Функция | Области применения |
Первый столбик – названия функций, изученные нами. Давайте заполним его вместе.
(Предполагаемые ответы студентов: квадратичная, тригонометрические, показательная, логарифмическая). А вам надо заполнить самостоятельно второй столбик – области применения функций, о которых расскажут наши выступающие. На обратной стороне листа запишите вопросы, которые вы сможете задать им во время обсуждения.
4.Основная часть занятия (выступления студентов с отчетами )
Итак, слово предоставляется творческой группе Попченко Екатерины
Отчет представляет творческая группа Горюшиной Кристины;
Отчет представляет творческая группа Колесникова Ивана;
Отчет представляет творческая группа Володина Ивана;
Отчет представляет творческая группа Баева Андрея.
Мы прослушали очень интересные выступления и благодарим всех за проделанную работу. Проекты ребят помогли нам расширить кругозор, больше узнать о функциях.
Ребята, какие вопросы возникли к выступающим?
Давайте попробуем оценить работы. ( Ребята оценивают презентации, используя приложения 2 и 4)
5.Контроль результатов усвоения темы.
Скоро Новый Год! По традиции все украшают ёлки. Мы тоже сегодня будем наряжать нашу елочку. А игрушки будут необычные - знания о функциях. Назовите, используя таблицу, где встречаются «квадратичная функция», тригонометрические функции», « показательная функция», логарифмическая». Право украшать елку получат те, кто сумел записать большее количество сфер применения данной функции.
(Ребята называют сферы применения, побеждает тот, кто последним назвал.)
Победители выходят к доске, украшают ёлку.
6.Подведение итогов занятия
Сегодня на конференции «Функции в окружающей жизни» мы расширили знания по теме « Функции, их свойства и графики», учились ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Ребята сдайте карту «Самооценка совместной работы» (приложение 3)
7. Домашнее задание.
Дома: - оформите проекты в бумажном и компьютерном вариантах;
- посмотрите в интернете занимательные факты по теме.
8.Рефлексия.
Перед Новым годом все загадывают желания, подводят итоги работы, мечтают о новых успехах в жизни; дети пишут письма Деду Морозу.
Я предлагаю сегодня вам написать письмо, в котором расскажите о своих желаниях, просьбах, радостных моментах, прожитых в уходящем году, а может, кто-нибудь расскажет и о сегодняшнем уроке, если он вам понравился.
Спасибо за работу.
Используемая литература
- М.А. Ступницкая. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей.- Ярославль: Академия развития, 2008.
- А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова, Л.О. Денищева и др. Математика 10 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений ( базовый уровень).- М.: Мнемозина, 2010.
- А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова, Л.О. Денищева и др. Математика 11 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений ( базовый уровень).- М.: Мнемозина, 2010.
- М.А. Пинская. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. -М.: Педагогический университет « Первое сентября», 2013.
Приложения к уроку по теме «Функции в окружающей жизни»
Приложение 1.
Рекомендации по подготовке презентации.
Планируя свою презентацию, следует:
• учитывать интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме твоего выступления;
• заранее определить ключевые моменты, на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов не должно быть много, чтобы не перегружать слушателей);
• планируя выступление, выпиши ключевые слова; попытайся не читать текст дословно, это слишком скучно для слушателей;
• распланируй использование средств наглядности - эти средства должны сопровождать твое выступление, подчеркивая ключевые моменты, и помогать слушателям представить то, о чем ты говоришь;
• в первых же словах своего выступления дай слушателям понять, о чем пойдет речь дальше;
• в заключение своего выступления еще раз подчеркни главные мысли, которые в нем изложены;
• готовясь к выступлению, отрепетируй его с демонстрацией наглядных пособий;
• проверь готовность оборудования;
• продумай свой внешний вид;
• думай об успехе.
Как справиться с волнением
Небольшое волнение перед презентацией даже полезно. Оно поможет тебе сосредоточиться и собраться с силами. А вот слишком сильная тревога приводит к противоположному результату. Репетиция презентационного выступления поможет тебе справиться со своим волнением и не дать ему превратиться в панику.
Заранее продумай все детали, например, что ты сможешь предпринять, если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателям и т. п.).
• Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией; представь, что ты - это он, копируй его поведение.
• Отрепетируй свою презентацию несколько раз с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь, и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать твое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.
• Несколько глубоких вздохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай от тех, кто тебя слушает, как если бы все они были ими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.
• Старайся установить зрительный контакт с аудиторией - это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что ты говоришь.
• В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни, дополнительно вопросы – это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!
Использование средств наглядности
Вся презентация должна сопровождаться хорошо отобранными и подготовленными средствами наглядности для того, чтобы:
• привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес;
• усилить смысл и значение твоих слов;
• проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например, цифры, даты, имена, специальные термины, графики, диаграммы и т. п.).
Не следует использовать средства наглядности только
для того, чтобы:
• произвести впечатление;
• заменить средствами наглядности живое общение с аудиторией;
• перегрузить выступление большим объемом информации;
• проиллюстрировать простые идеи, которые легко можно изложить словами.
Помни, твое выступление не должно длиться дольше времени, предусмотренного регламентом!
Посмотри, как выглядит критерий, который оценивает презентацию.
Приложение 2.
Карта оценки групповой презентации
Фамилия, имя: ________________________________________________
Дата: ________________________________________________________
Группа, которую наблюдал: ___________________________________ _
- Группа работала над темой _________________________________
- Презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)
- Презентация была понятной и визуально ясной - она помогла мне лучше понять тему
- Все члены группы участвовали в презентации
- Все участники отнеслись к проекту серьезно
- Группа подробно и детально отвечала на вопросы
- Презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение), я узнал новые вещи из презентации
- Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть)
- Выступающие говорили ясно и громко, так что всем было слышно.
Приложение 3.
«Самооценка совместной работы»
Примеры того, что я предложил в ходе планирования проекта:
1.
2.
3.
4.
Примеры того, что я внёс в выполнение проекта:
1.
2.
3.
4.
Примеры моих идей, которые помогли проекту:
1.
2.
3.
4.
Примеры того, как я помог группе удержать внимание на цели проекта:
1.
2.
3.
4.
Примеры стратегий, которые я использовал для разрешения конфликтов и решения проблем:
1.
2.
3.
4.
Приложение 4.
Отзыв о презентации
Ваше имя, фамилия:
Имя, фамилия рецензируемого:
Название проекта:
Две похвалы работе:
Два предложения по работе:
Я не вполне согласен с тем, что …
Другие идеи и замечания:
Я хочу знать больше деталей о ...
В ходе моего проекта я…
Попробовал новые вещи | Никогда | Иногда | Часто |
Ждал своей очереди | Никогда | Иногда | Часто |
Работал вместе | Никогда | Иногда | Часто |
Спрашивал/помогал | Никогда | Иногда | Часто |
Решал проблемы | Никогда | Иногда | Часто |
Делал правильный выбор | Никогда | Иногда | Часто |
Проверял свою работу | Никогда | Иногда | Часто |
Был сосредоточен на выполнении задачи | Никогда | Иногда | Часто |
Поддерживал других | Никогда | Иногда | Часто |
Продолжал пытаться, даже если не получалось | Никогда | Иногда | Часто |
Делал свое дело хорошо | Никогда | Иногда | Часто |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тайны и чудеса зимушки-зимы»
Урок по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в 3 классе Задачи:1) На основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы;2) Развивать внимание и любознатель...
" Дикие животные осенью" Презентация к уроку по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе школы I вида
Презентация поможет учителю ввести учащихся в тему урока, объяснить материал, пользуясь готовыми речевыми образцами и провести физкультурную паузу в процессе работы....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".
Задачи:· Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...
Презентация открытого урока Развитие речи и окружающий мир Тема: « Воробей»
Данна тема для детей с ОВЗ...
Урок обобщение знаний «Объекты окружающего мира», «Компьютерные объекты» 6 класс, учебник Босова Л.Л.
Цель:o развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;o развитие у школьников умение излагать мысли;o повторение и закрепление основного программ...
Конспект интегрированного урока по химии и окружающему миру (3 класс) по теме: "Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии"
Химия - непростой предмет, с этим мало кто будет спорить. Познавательно и в то же время привлекательно для учащихся начальной школы начать знакомство с данным предметом еще при изучении окружающего ми...
Интегрированный урок по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО "Как Весна-красна сестрицу встречала"
Сценарий открытого интегрированного урока по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО в 3 классе с участием фольклорного ансамбля «Забава» «Как Весна-красна сестрицу встречала»...
Комментарии
Очень интересный урок
Очень интересный урок