Рабочая учебная программа учебного курса «Математика» , 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Бутырина Людмила Максимовна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programm_5_klass.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская СОШ»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________Ахметова Н.Д./

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МОУ «Ялгинская СОШ»

__________/Малышкиной Н.В../

«____»____________2014 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Ялгинская СОШ»

___________   / Михайлова О.С../

 «___»_____________ 2014 г.

Рабочая учебная программа

учебного курса

«Математика»

5 класс

                                                                                   Составитель:

                                                                                      Бутырина Л.М.

г. Саранск

2014/2015 учебный год.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Математика. 5-11 кл. Составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 2-е издание, стереотип. –М. Дрофа 2001 -320с

2.      Стандарт основного общего образования по математике.

Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –-М. Мнемозина, 2002-2013 гг.

Преподавание ведется по первому варианту – 5 часов в неделю, всего 170 часов.

Курс математики 5 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполненных действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Цели программы:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
  • воспитание средствами математики культуры личности;
  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;                            
  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

Основные задачи:

  • сохранить теоретические и  методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  •    развивать навыки вычислений с натуральными числами;
  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями программы автора  Н. Я. Виленкин и др. с незначительными изменениями в  изучении содержания материала:

ТЕМА

По программе автора

Фактич.

Контр.работ

1

Натуральные числа и шкалы.

15

№1

2

Сложение и вычитание натуральных чисел.

29

№2, №3, входная

3

Умножение и деление натуральных чисел.

27

№4, №5

4

Площади и объёмы.

12

 №6, полугодовая

5

Обыкновенные дроби.

23

№7, №8

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

14

№9

7

Умножение и деление десятичных дробей.

25

№10, №11

8

Инструменты для вычислений и измерений.

15

№12, №13

9

Повторение. Решение задач.      

16                  

№14, итоговая


Содержание учебного курса по математике для 5 класса рассчитано на 170 часов

Глава I.  Натуральные числа и шкалы (15 часов).

Натуральные числа и их сравнение.

Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник.

Измерение и построение отрезков.

Координатный луч.

Контрольная работа № 1 по теме: «Натуральные числа и шкалы».

Входная контрольная работа.

Знать:

  • понятие натуральных чисел, классов, разрядов;
  • понятие отрезка, его концов, длины;
  • понятие треугольника;
  • понятие многоугольника;
  • понятие единицы измерения.

Уметь:

  • читать многозначные числа, записывать, разбивать на классы;
  • сравнить числа, записывать результат с помощью знаков <,>;
  • строить, измерять отрезки, сравнивать их, переходить от одних единиц измерения к другим;
  • строить прямые, лучи, обозначать их;
  • изображать координатный луч, отмечать на нем заданные числа, называть число, соответствующее данному делению на координатном луче.

Глава II. Сложение и вычитание натуральных чисел (20 час).

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач.

Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Входная к/р

Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел».

Контрольная работа № 3 по теме: «Числовое и буквенное выражения. Линейные уравнения».

Знать: 

  • алгоритм арифметических действий над многозначными числами;
  • определение компонентов при сложении и вычитании;
  • свойства сложения и вычитания;
  • определение уравнения и корня.

Уметь: 

  • читать числовые и буквенные выражения;
  • составлять буквенные выражения по условию задачи;
  • решать уравнение на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Глава III. Умножение и деление натуральных чисел (27 часов).

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа.

Решение текстовых задач.

Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».

Контрольная работа № 5 по теме: «Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач».

Знать:

  • свойства умножения натуральных чисел;
  • понятие квадрата и куба числа;
  • правила выполнения порядка действий.

Уметь:

  • решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий;
  • решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.
  • умножать и делить натуральные числа, читать их;
  • выполнять деления с остатком, называть получившийся ответ;
  • возводить в квадрат и куб числа, соблюдая порядок действий.

Глава IV.  Площади и объемы (12 часов).

Вычисления по формулам.

Прямоугольник. Площадь прямоугольника.

Единицы площадей.

Контрольная работа №6: «Площади и объемы».

Итоговая полугодовая контрольная работа.

Знать:

  • формулы пути, площадей прямоугольника, квадрата, периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;
  • основные единицы измерения площадей, объемов.

Уметь:

  • вычислять по формулам, записывать формулы и упрощать их;
  • переходить от одних единиц площадей к другим в соответствии с условием задачи;
  • находить площадь поверхности параллелепипеда.

Глава V. Обыкновенные дроби (23 часа).

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Контрольная работа № 7 по теме: «Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнения обыкновенных дробей».

Контрольная работа № 8 по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Знать:

  • понятие круга и окружности, их элементы;
  • определение правильных и неправильных дробей, равных дробей;
  • правила сложения и вычитания дробей.

Уметь:

  • строить окружность по заданному радиусу, точки, принадлежащие кругу и не принадлежащие;
  • читать дроби, записывать, изображать на координатном луче;
  • решать основные задачи на дроби;
  • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями с помощью координатного луча, читать равенства и неравенства;
  • записывать частное в виде дроби и наоборот, применять свойство деления суммы на число;
  • выделять целую часть, записывать частное в виде смешанного числа.

Глава VI . Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

(14 часов).

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Контрольная работа № 9 по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Знать:

  • определение десятичной дроби;
  • правило сравнения десятичных дробей;
  • правило округления чисел с недостатком и избытком

Уметь:

  • записывать и читать десятичные дроби;
  • отмечать десятичные дроби на координатном луче;
  • решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

Глава VII. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов).

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Контрольная работа № 10 по теме: «Умножение десятичных дробей».

Контрольная работа № 11 по теме: «Деление десятичных дробей».

Знать:

  • правила умножения и деления десятичных дробей на 10,  100, 1000 …;
  • правила умножения и деления десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 …;
  • определение среднего арифметического, средней скорости.

Уметь:

  • умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;
  • делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;
  • обращать обыкновенную дробь в десятичную;
  • умножать дробь на 0,1; 0,01; 0,001 …;
  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Глава VIII. Инструменты для вычисления и измерения (17 часов).

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе.

Проценты.

Основные задачи на проценты.

Примеры таблиц и диаграмм.

Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.

Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Контрольная работа № 12 по теме: «Основные задачи на проценты».

Контрольная работа № 13 по теме: «Построение и измерение углов».

Знать:

  • определение процента, его запись, чтение;
  • определение угла, прямого, развернутого, острого, тупого;
  • определение градуса, величину прямого и развернутого углов.

Уметь:

  • выполнять вычисления на калькуляторе, составлять программу вычислений;
  • обращать десятичные дроби в проценты и обратно, находить проценты от числа, решать задачи на проценты;
  • называть углы, находить равные, строить углы;
  • пользоваться транспортиром, находить и строить углы.
  • читать и строить круговые диаграммы.

Глава IX. Повторение. Решение задач (11 часов).

   

ЦЕЛЬ: Повторить и систематизировать полученные в течение учебного года знания.

Контрольная работа №14 по теме: Итоговая работа за курс 5 класса.


Тематический план

по предмету «МАТЕМАТИКА» для 5 класса (базовый уровень) рассчитан на 170часов

 ( 5 часов в неделю)

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

Кол-во часов

В том числе:

Уроков

С / Р

К / Р

1.

Повторение курса математики  1-4  классов

5

4

2.

Натуральные числа и шкалы.

15

12

2

1

3.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

20

15

2

2, входная

4.

Умножение и деление натуральных чисел .

27

23

2

2

5.

Площади и объёмы.

12

10

1

1, полугодовая

6.

Обыкновенные дроби.

23

20

1

2

7.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

14

12

1

1

8.

Умножение и деление десятичных дробей.

26

21

3

2

9.

Инструменты для вычислений и измерений.

17

14

1

2

10.

Повторение. Решение задач.

11

10

1

ИТОГО:                                                

170  

142

13

15


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МАТЕМАТИКА-5 класс

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Всего часов

Даты проведения

По плану проведения

Конкретн

даты

Повторение курса математики

1 – 4 классов

4

§1. Натуральные числа и шкалы.

15

1.1

Обозначение натуральных чисел.

3

1.2

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Самостоятельная работа «Отрезок. Длина отрезка»

3

1.3

Плоскость, прямая, луч

2

1.4

Шкалы и координаты. С.р. по теме: «Шкалы и координаты».

3

1.5

Меньше или больше.

2

Подготовка к к/р по теме: «Натуральные числа и шкалы».

1

Контрольная работа №1 по теме:             «Натуральные числа и шкалы».

1

§2.Сложение и вычитание натуральных чисел.

20

2.1

Сложение натуральных чисел и его свойства.

4

2.2

Вычитание натуральных чисел и его свойства.

1

Подготовка к к/р

1

Входная к/р

1

Вычитание натуральных чисел и его свойства. С.р. по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел».

2

Подготовка к к/р по теме: 

«Натуральные числа».

1

Контрольная работа №2 по теме:

«Натуральные числа».

1

2.3

Числовые и буквенные выражения. С.р. по теме: «Числовые и буквенные выражения».

3

2.4

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

2

2.5

Уравнения.

2

Подготовка к к/р по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел».

1

Контрольная работа №3

1

§3. Умножение и деление натуральных чисел.

26

3.1

Умножение натуральных чисел и его свойства.

5

3.2

Деление натуральных чисел. С.р. по теме «Решение задач на умножение и деление натуральных чисел.»

6

3.3

Деление с остатком.

3

Подготовка к к/р по теме:

«Умножение и деление натуральных чисел».

1

Контрольная работа №4 по теме:

«Умножение и деление натуральных чисел».

1

3.4

Упрощение выражений. С.р. по теме: «Упрощение выражений».

5

3.5

Порядок выполнения действий.

2

3.6

Квадрат и куб числа.

2

Подготовка к к/р по теме:

«Упрощение выражений».

1

Контрольная работа №5 по теме:

«Натуральные числа».

1

§4. Площади и объёмы.

12

4.1

Формулы.

2

4.2

Площадь. Формула площади прямоугольника.

2

    4.3

Единицы измерения площадей.

1

Подготовка к/р

1

Контрольная работа за I полугодие

1

4.4

Прямоугольный параллелепипед.

1

4.5

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.

2

Подготовка к к/р по теме: «Площади и объёмы».

1

Контрольная работа №6 по теме: «Площади и объёмы».

1

§5. Обыкновенные дроби.

24

5.1

Окружность и круг.

2

5.2

Доли. Обыкновенные дроби. С.р. по теме: «Обыкновенные дроби».

3

5.3

Сравнение дробей.

2

5.4

Правильные и неправильные дроби. С.р. по теме: «Правильные и неправильные дроби».

3

Подготовка к к/р по теме: 

«Обыкновенные дроби».

1

Контрольная работа №7 по теме:

«Обыкновенные дроби».

1

5.5

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

3

5.4

Деление и дроби.

2

5.5

Смешанные числа.

2

5.6

Сложение и вычитание смешанных чисел.

3

Подготовка к/р

1

Контрольная работа №8 по теме: «Обыкновенные дроби».

1

§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

14

6.1

Десятичная запись дробных чисел.

2

6.2

Сравнении десятичных дробей. С.р. по теме: «Сравнении десятичных дробей».

3

6.3

Сложение и вычитание десятичных дробей.

5

6.4

Приближённое значение чисел. Округление чисел.

2

Подготовка к/р

1

Контрольная работа №9 по теме:

 «Десятичные числа».

1

§7. Умножение и деление десятичных дробей.

26

7.1

Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число.

3

7.2

Деление десятичных дробей на натуральные числа.

4

Подготовка  к к/р по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».

1

Контрольная работа №10 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».

1

7.3

Умножение десятичных дробей. С.р. по теме: «Умножение десятичных дробей».

5

7.4

Деление десятичных дробей. С.р. по теме: «Деление десятичных дробей».

7

7.5

Среднее арифметическое. С.р. по теме: «Среднее арифметическое».

3

Подготовка к к/р по теме:

«Умножение и деление десятичных дробей».

1

Контрольная работа №11 по теме:

«Умножение и деление десятичных дробей».

1

§8. Инструменты для вычислений и измерений.

17

8.1

Микрокалькулятор.

2

8.2

Проценты. С.р. по теме: «Задачи на проценты».

4

Подготовка к к/р по теме:

«Проценты».

1

Контрольная работа № 12 по теме:

«Проценты».

1

   8.3

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник.

3

8.4

Измерение углов. Транспортир.

3

8.5

Круговые диаграммы.

2

Контрольная работа № 13.

1

Итоговое повторение.

11

1

Повторение. Натуральные числа и шкалы. Упрощение выражений. Решение уравнений.

1

2

Повторение. Площади и объёмы.

1

3

Повторение. Обыкновенные дроби.

1

4

Повторение. Десятичные дроби.

1

5

Повторение. Задачи на проценты.

1

6

Повторение. Задачи на составление уравнений.

1

7

Повторение. Задачи на движение.

1

8

Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

9

Итоговая контрольная работа №14

1

10

Анализ ошибок по результатам проверочного теста.

1

11

Заключительный урок.

1

ИТОГО:

170 ч


Требования к уровню подготовки учащихся:

Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного  и личностно ориентированного подходов;  освоение  учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, которые усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения;  примеры их применения для решения математических и практических задач.

 

Уметь:

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;
  • находить значения числовых  выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • в устной прикидке и оценке результатов вычислений;
  • при проверке результата вычисления с использованием различных приёмов.

Общеучебные умения и навыки:

  • привычно готовить рабочее место для занятий и труда;
  • самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда режима дня;
  • понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней; 
  • работать в заданном темпе;
  • учиться пооперационному контролю учебной работы (своей и товарища), оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;
  • уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;
  • оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его;
  • самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;
  • работать с материалами приложения учебника;
  • использовать образцы в процессе самостоятельной работы;
  • отвечать на вопросы по тексту;
  • учиться связно отвечать по плану.

 Перечень учебно – методического обеспечения

Учебно – практические материалы:

1)Дидактические материалы по математике. 5 класс / А.С. Чесноков, К. И. Нешков / Москва. Просвещение, 2001.

2) Тесты. Математика 5- 6 классы / Е.В.Юрченко, Е.В. Юрченко. / Москва. Дрофа, 2000.

Учебно – справочные материалы:

1) Математический энциклопедический словарь / Москва Советская энциклопедия, 1995.

Учебно – наглядные материалы:

1) Геометрические тела и фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, параллелепипед.

                         

Список литературы

1. Примерные программы основного общего образования по математике. Вестник образования. №2, 2006.

2. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Математика. 5-11 кл. Составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 2-е издание, стереотип. –М. Дрофа 2001 -320с

3. Стандарт основного общего образования по математике.

4. Программно- методические материалы. Математика 5 – 11 классы. Москва. Дрофа, 2012.

5. Учебник: Математика 5./ Н. Я. Виленкин и др. /Москва. Мнемозина, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа элективного курса по математике (профильный уровень) «Удивительный мир тригонометрии», 11 класс

Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа элективного курса " математика и логика" по математике для 9 класса...

Рабочая учебная программа по курсу «Избранные вопросы математики» 8 класс

  Учебная программа составлена   на основе   Федерального стандарта основного общего образования...

Адаптированная рабочая учебная программа по курсу «Избранные вопросы математики» 8 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Избранные вопросы математики» составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общег...

Рабочая учебная программа элективного курса по математике для 10 класса общеобразовательных школ "Уравнения и неравенства:нестандартные способы решения".

Данная рабочая программа элективного курса предоставляет учащимся более полное обощение материала школьного курса уравнений и нераавенств, знакомит с нестандартными способами решения и позволяет качес...

Рабочая учебная программа учебного курса "Литература" в 6 класса на 2021-2022 учебный год

Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской...

Рабочая образовательная программа элективного курса по математике (алгебра и начала анализа и геометрия) 10 - 12 класс (базовый уровень) на 2021-2024 учебные года (3 года)

Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.Практическая полезность математики обусловлена те...