Сложение и вычитание смешанных чисел. 6 класс. учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Полева Ирина Александровна

Сложение и вычитание смешанных чисел. Математика. 6 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Урок повторения и закрепления материала. Подробный конспект урока с презентацией. Использован исторический материал с региональным компонентом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Октябрьского района города Барнаула

Урок по теме:
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
для учащихся 6 класса
количество часов по теме – 6; № урока в теме – 4

Полева Ирина Александровна
учитель первой квалификационной категории

Барнаул - 2014

Цель урока: создать условия для формирования прочного, осознанного умения учащимися выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепление правил выполнения сложения и вычитания смешанных чисел;
  • Формирование умений использования указанных правил для выполнения действий сложения и вычитания смешанных чисел.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса;
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные:

  • Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  • Воспитание настойчивости в достижении цели.

Тип урока. Урок повторения и закрепления материала.
Формы работы на уроке: индивидуальная,  фронтальная; устная, письменная.
Средства обучения:  медиапроектор, компьютер, дидактические материалы.
Литература:
1. Математика, 6 класс, учебник, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Мнемозина, 2010 г.
2. Дидактические материалы по математике, 6 класс, А.С. Чесноков, К.И. Нешков, «Просвещение», 2001 г.
3. Математика, приложение к газете «Первое сентября», №23, 2001 г.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, ребята, садитесь.
Для работы на уроке нам потребуются: дидактические материалы по математике, 6 класс, рабочая тетрадь, ручка.

 Слушают учителя, готовятся к уроку.

  1. Актуализация знаний (2 мин.)

         

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Начнём урок с устной работы. Разделите числа на две группы.
Слайд1

35; 100; 4; 1; 57; 3; 14; 56; 5; 20; 8.

Почему можно разделить на 2 группы именно так?

Слайд 2

Что вы можете рассказать о числах 1 группы?

Что вы можете рассказать о числах 2 группы?
Из каких частей они состоят?

Какие действия вы учились выполнять со смешанными числами?
Итак, тема нашего урока                       «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Слайд 3(тема урока)
Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего урока.


Слайд 4.  Цели урока
- повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел;
- учиться использовать эти правила.  

  1. Планирование деятельности            (1 мин.)          

Что можем сделать для реализации цели?
Что нужно знать, чтобы выполнить действия сложения и вычитания?

Итак, кто может рассказать правило сложения смешанных чисел, вычитания смешанных чисел?
Что нам поможет в достижении нашей цели?

  1. Реализация плана

1) Устная работа( 5 мин.)
Слайд 5
Задание «Найди ошибку»

Дикобраз в подарок сыну
Сделал счётную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами,
Быстро всё исправьте сами.


Слайд   6, 7, 8

  4+ 1 = 4  

(Каждое равенство оформлено на отдельном слайде)

Что забыл сделать дикобраз? Что он не знал? Почему возникли ошибки?

Предлагают варианты деления на группы.



Числа 35; 100; 57; 14; 20 – натуральные числа.
Числа 4
; 1; 3; 56; 5; 8 - смешанные числа.


Это натуральные числа.

Это смешанные числа.                                Состоят из целой и дробной частей.

Учились выполнять действия сложения и вычитания со смешанными числами.

Предлагают варианты цели урока.



Повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел; выполнить действия сложения и вычитания со смешанными числами.

Рассказывают правила.


Можем использовать учебник, обратиться за помощью друг другу, к учителю.

Слушают задание.


Записывают по очереди у доски верное решение

  4+ 1 =5   

 -

Объясняют причину каждой ошибки(1- не сложил целые части; 2- не привёл к общему знаменателю; 3 – не вычел дробную часть из дробной части), проговаривают правило после каждого равенства.

2) Работа в тетрадях (15 мин.)

Мы повторили правила, приступим к нахождению значений выражений.
Открываем тетради, записываем число,         тему урока.

В классе работаем по дидактическим материалам стр. 35-36 №81(а, в, д, б, г, е), №83(а, в, б, г), резерв №84(заранее написано на доске)

Оценка работы у доски (правильно выполнил задание, знает правило -5)

Ребята, №81 (б, г, е) выполним на «закрытой»  доске с последующей проверкой.

Проверяем выполненное задание.
Поднимите руку те, у кого есть замечания.



Проверяем выполненное задание.
Поднимите руку те, у кого есть замечания.

Резерв №84.

Как называются компоненты действия вычитания?
Как найти неизвестное вычитаемое?

Как найти неизвестное уменьшаемое?

Пишут в тетрадях число, тему урока.

№81 (а, в, д) у доски выполняет ученик

а) 1 - ;

в) 7 -  = 6 -  = 6;

д) 4 – 2  = 3  - 2  = 1 .


№ 81 (б, г, е) выполняет самостоятельно на «закрытой» половинке доски ученик.

б) 1 -  =  -   = ;

г) 3 -  = 2  -  = 2 ;

е) 8 – 3  = 7  - 3  = 4  .

№ 83 (а, в) выполняет у доски ученик.

а) 3 + 2   = 5  = 6 ,

в) 8  - 4  = 8 4  = 4  = 4.

№ 83 (б, г) выполняет самостоятельно на «закрытой» половинке доски ученик.

б) 4  +3  = 4  + 3  = 7  = 7 ,


г) 7
 - 3  = 7  - 3  = 6  - 3  = 3  = 3.

а) 16
 - у = 5 ,  
Компоненты вычитания -  уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

      у = 16  – 5 ,

      у = 16  – 5 ,

      у = 15  – 5 ,

      у = 10

      Ответ: 10

б) х – 3  = 5

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к  вычитаемому прибавить разность.
    х = 5

     х = 5

      х = 8 ,

      х = 9 .

     Ответ: 9 .

5.Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой «Шифрограмма»(10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сейчас выполним самостоятельную работу с самопроверкой, но не простую.
Слайд 9.
В значениях выражений зашифровано слово, которое вам предстоит отгадать. Находите полученное число в таблице и записываете соответствующую ему  букву.     В итоге у вас должно получиться слово.

Выполняют работу.


Вариант 1
1) 1 -

2) 1+ 2

3) 8
 -
4) 4 – 1

5) 5
 + 3

6) 9
– 4

И

Ш

О

Ш

Р

В

А

3

2

9

8

4

3

Вариант 2
1) 1 -

2) 1+ 1

3) 7
 -

4) 4 – 3
5) 4
 + 2

6) 7
– 1

Ш

О

И

Ш

Р

В

А

7

2

7

5

3

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Поднимите руку те, кто готов назвать зашифрованное слово.

Правильный ответ «Ширшов».
Слайд 10

Вариант 1
1) 1 -
 =                    ш
2) 1+ 2
       и
3) 8
 -
4) 4 – 1

5) 5
 + 3 = 9

6) 9
– 4 = 4        в

Вариант 2
1) 1 -
 =                    ш
2) 1+ 1
 = 2              и
3) 7
 -  = 7                р
4) 4 – 3
 =                 ш
5) 4
 + 2 = 7          о

6) 7
– 1 = 5       в


Поднимите руку те, кто выполнил задание верно. Поднимите руку те, кто допустил 1ошибку? 2 ошибки? И т.д.                              Кто сможет объяснить причину своей ошибки?

Историческая справка об А. И. Ширшове.
Слайд 11
Анатолий Илларионович Ширшов – наш земляк,
математик мировой известности.           В 2011 году ему  исполнилось бы 90 лет.                     Он -  выпускник 1939 года бывшей Алейской школы №1.
 Ширшов: доктор физико-математических наук, член-корреспондент АН СССР, профессор, специалист в области алгебры, аспирант НИИ математики и механики при МГУ, преподаватель, ассистент, доцент, зам. декана механико-математического факультета МГУ, президент Сибирского математического общества – и этот список беспределен, как сама математическая бесконечность!..

Дети предлагают варианты слов.

Отвечают на вопросы.

Слушают сообщение.


6.  Домашнее задание ( 2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Назовите натуральное число от 3 до 12, натуральное число от 5 до 9, натуральное число от 6 до 10. Из этих цифр мы составим смешанное число, например, 5 . 
У вас на парте лежат листочки с домашним заданием.
Слайд 12

Домашнее задание:

- пункт 12 , повторить правила;

- составить от 3 до 5 выражений на сложение и вычитание смешанных чисел следующим образом: первое число в вашем будущем выражении мы определили – 5,            результат первого выражения – начало второго выражения и так далее.  Пример с натуральными числами представлен на слайде.
Слайд 13

7. Итог урока (4 мин.)

Ребята, давайте вернёмся к цели нашего урока.
Слайд 14
Как вы считаете, достигнута ли цель урока?
Почему?
Кто может повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел?
Слайд 15
У каждого на парте лежат смайлики – весёлый и грустный. Я предлагаю вам выбрать тот смайлик, который передаёт ваше настроение и взять его с собой на память о нашем уроке. Урок окончен. Спасибо за урок!


Называют числа.


Просматривают домашнее задание на листочках.

Участвуют в обсуждении.


Повторяют правила.

Выбирают смайлик.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разделите числа на две группы: 1

Слайд 2

Группы чисел: 2 - натуральные числа - смешанные числа

Слайд 3

Сложение и вычитание смешанных чисел 3

Слайд 4

Цели урока: повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел; учиться использовать эти правила. 4

Слайд 5

Задание «Найди ошибку» Дикобраз в подарок сыну Сделал счётную машину. К сожалению, она Недостаточно точна . Результаты перед вами, Быстро всё исправьте сами. 5

Слайд 6

«Найди ошибку» 6

Слайд 7

«Найди ошибку» 7

Слайд 8

«Найди ошибку» 8

Слайд 9

Самостоятельная работа 9

Слайд 10

Проверка 10

Слайд 11

Математик мировой известности 11 Анатолий Илларионович Ширшов доктор физико-математических наук, член-корреспондент АН СССР, профессор, специалист в области алгебры, аспирант НИИ математики и механики при МГУ, преподаватель, ассистент, доцент, зам. декана механико-математического факультета МГУ, президент Сибирского математического общества – и этот список беспределен, как сама математическая бесконечность!

Слайд 12

Домашнее задание пункт 12 , повторить правила; составить от 3 до 5 выражений на сложение и вычитание смешанных чисел следующим образом: первое число в вашем будущем выражении мы определили , результат первого выражения – начало второго выражения и так далее. 12

Слайд 13

Пример 5 +8 = 13 13 -4= 9 9 +2= 11 11 -6= 5 13

Слайд 14

Цели урока: повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел; учиться использовать эти правила. 14

Слайд 15

Подведем итог: Я доволен собой, у меня все получилось !!! Я старался, но у меня не все получилось!!!

Слайд 16

Спасибо за урок! 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ " СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ" . ВИЛЕНКИН

ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЯМ МАТЕМАТИКИ, РАБОТАЮЩИМ В 5 КЛАССЕ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ТЕМЕ " СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ"...

Технологическая карта урока. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел Класс: 5

УРОК  ПРОВЕДЁН  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА  Л. Г. ПЕТЕРСОН , РАБОТА В КЛАССЕ ВЕЛАСЬ ПО ГРУППАМ, РЕЗУЛЬТАТ - СФОРМУЛИРОВАНЫ И СОСТАВЛЕНЫ ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ СМЕ...

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ Контрольная работа № 3 6 класс

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ  Контрольная работа № 3 6 класс...

Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др

Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме.  Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....

Контрольная работа по теме "Смешанные числа.Сложение и вычитание смешанных чисел"

Контрольная по математике в 5 классе по теме " Смешанные числа.Сложение и вычитание смешанных чисел"...