Проблемное обучение на уроках математики
материал по алгебре на тему

Погребцова Лариса Васильевна

 

    На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков и носило репродуктивный, информационный характер. Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу требуются личности с активным мышлением, развитыми творческими способностями. Перед современным образованием остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, всему этому способствует проблемное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_na_urokakh_matematiki.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках математики

    На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков и носило репродуктивный, информационный характер. Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу требуются личности с активным мышлением, развитыми творческими способностями. Перед современным образованием остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

    Вместе с тем анализ деятельности современной  школы, научно-педагогической литературы позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в развитии творческого потенциала, активности и недостаточной сформированностью этих качеств у учащихся. В свою очередь это противоречие обусловлено несоответствием между:

- необходимостью развития активной личности школьника, умеющей  принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения  и существующими традициями в системе образования;

- между необходимостью повышения уровня познавательной активности учащихся  и недостаточной технологической проработкой  этого процесса  в условиях традиционного обучения.

В связи с этим возникает необходимость поиска таких форм и методов работы, которые разрешили бы эти противоречия.

    Среди инновационных технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности одно из ведущих мест занимает технология проблемного обучения. Данная технология ориентирована на  развитие личности каждого ученика, так как изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно-деятельностного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования. Технология проблемного обучения способствует формированию  мыслительной деятельности школьников,  позволяет сделать  учебный процесс содержательным и практическим, доступным и интересным.  В центре внимания технологии проблемного обучения – человек,  мыслящий, владеющий мощным арсеналом способов решения  различных задач и имеющий достойную жизненную цель.

Ведущие целевые ориентации:

- повышение уровня мотивации деятельности учащихся;

-расширение знаний и развитие интеллектуальных умений;

- развитие познавательной активности,  мышления, творческих способностей.


Цель применения технологии проблемного обучения  на уроках математики: развитие познавательной активности, мыслительных навыков учащихся, необходимых для учебы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).


Технология  проблемного обучения:

- формирует  мышление, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;

- развивает познавательную активность, аналитическое, критическое  мышление, интеллектуальные способности;

- развивает  такие базовые качества личности, как рефлексивность,  коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

       Цель эксперимента: апробирование приемов и методов технологии проблемного обучения  на уроках математики, изучение влияния приёмов и методов данной технологии  на формирование и развитие личности школьника,  обеспечение качественного образования на  второй  ступени обучения.

Объект исследования – уроки математики  на второй ступени обучения.

Предмет исследования – методы и приемы технологии проблемного обучения, обеспечивающие  творческое развитие личности ребенка, формирование  мышления и познавательной активности.

Гипотеза исследования: методы технологии проблемного обучения  дают инструмент для решения проблемных задач. Содержание уроков по этой системе работает на формирование логического, аналитического мышления. Происходит избавление от психологической инерции мышления, раскрепощаются мыслительные функции, развивается критическое  мышление, а это способствует лучшему усвоению материала, повышается успешность в учебе, успеваемость по предметам, результативность в творческих конкурсах.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- выявить возможности инструментов технологии проблемного обучения  в освоении базового программного материала;
- сравнить эффективность инновационного и традиционного обучения по различным критериям;                                                                                              - приступить к созданию методического комплекса с использованием приемов технологии проблемного обучения  для учителей.

Методологические и теоретические основы исследования:

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмилля у Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг.). Ж.Ж.Руссо высказывал интересные мысли по активизации познавательной и творческой активности. Он говорил, что «ребёнок должен не выучить науку, а, выдумывая её, сам открывать знания для себя». Одним из важнейших путей активизации творчества Руссо считал постановку проблем перед учащимися, которые бы «озабочивали» его в течение долгого времени и побуждали к самостоятельному поиску решения, исследованию предмета или явления.

     Понятие «проблемное обучение»  получило в 20-30 годы прошлого века. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа и педагога Джона Дьюи (1859-1952). Согласно философским и психологическим  воззрениям автора,  мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. Впоследствии  за трудностями, которые надо преодолевать,  закрепилось понятие проблема.  Условием успешного обучения по Дж. Дьюи является:

 - проблематизация учебного материала (знание, удивление и любопытство);

 - активность ребёнка (знания должны усваиваться с аппетитом);

 -  связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

      Позднее  в 60-70 годы, учитывая всё положительное, что было накоплено  в теории проблемного обучения, этим направлением в методике обучения занимались такие педагоги и психологи: Дж. Брунер – США, В. Оконь – Польша,  в нашей стране  М.Н. Скаткин,  И.Я. Лернер,  М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т..В. Кудрявцев и др.

      Т.В. Кудрявцев даёт проблемному обучению следующее толкование: «Проблемное обучение заключается в создании перед  учащимися проблемных ситуаций, осознания и разрешения ими этих ситуаций при максимальной самостоятельности и под общим направляющим руководством преподавателя».

      Толкование проблемного обучения по М.И. Махмутову заключается в следующем: «… проблемное обучение есть  целенаправленная деятельность  учителя  и учащихся по постановке учебных проблем, их формулировке, выдвижению гипотез, их обоснованию и проверке на практике. Вся эта умственная работа учащимися проходит под руководством учителя и направлена на усвоение новых знаний, выработку умений и навыков, развитие умственных способностей и формированию интеллектуально активной личности».

           А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности

      Исследования в этой области ведутся  сейчас и другими представителями педагогической науки. Но сегодня под проблемным обучением       понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках математики

Если на уроках математики применять проблемное обучение, то это будет способствовать повышению интереса школьников к изучению математики...

Проблемное обучение на уроках математики

Рассмотрены вопросы особенности проблемного обучения на уроках математики. Проблемное обучение доступно практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности б...

Применение методов проблемного обучения на уроках математики

«Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний». С.Л.РубинштейнУровень развития  умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достиг...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Методы проблемного обучения на уроках математики.

Учебный предмет "математика" уникален в деле формирования личности.Образовательный, развивающий потенциал математики огромен.Не случайно ведущей целью математического образовантя является интеллектуал...

Проблемное обучение на уроках математики.

Задача учителя – научить школьника не только понимать, но и мыслить. Для этого надо развивать его способности. Чтобы стимулировать творческую деятельность учащихся, надо излагать учебный материал особ...

"Технология проблемного обучения на уроках математики 6-9 классов (из опыта работы учителя)"

В данной статье рассмотрены примеры уроков, разработанных автором с использованием приемов и методов проблемного обучения, а также приведены образцы заполнения технологических карт....