конспект урока по математике в 9 классе" Решение систем второй степени"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Медведева Любовь Васильевна

Урок по теме " Решение систем второй степени" разработан с целью  изучении нового материала по математике 9 класса. При разработке урока показаны разные методы и формы изучения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_9_klass_sistemy.docx142.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Логдузская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока

  Решение систем  уравнений

второй степени

Работу выполнила:

учитель математики

Медведева Любовь Васильевна

д. Логдуз

2013 г.

Цель: выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени способом подстановки.  

Задачи: 

  • Формирование навыков решения систем уравнений;
  • Создать условия для самооценки своих возможностей;
  • Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;
  • развивать вычислительную технику, мыслительную активность, логическое мышление, интерес к предмету; способствовать формированию ключевых понятий.
  •  воспитывать внимательность, аккуратность, умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу

Эпиграф: «Пусть каждый день и каждый час

                     Вам новое добудет.

                     Пусть добрым будет ум у вас,

                     А сердце умным будет».

                                                                    С. Маршак.

Ход урока.

1. Организационный  момент

Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось.
Улыбнись, удача всем,
Чтобы не было проблем.
Улыбнулись, ребята, друг другу, создали хорошее настроение и начали работу.

2. Мотивация урока.

Сегодняшний урок я хотела начать с философской загадки Вальтера: Что самое быстрое, но и самое медленное, самое большое, но и самое маленькое, самое продолжительное и краткое, самое дорогое, но и дёшево ценимое нами? (время).

Итак, у нас всего 45 минут и мне очень хотелось, чтобы это время пролетело для вас незаметно и с пользой.

Ребята у каждого из вас есть лист самооценки, где вы будете оценивать себя и  выставлять баллы на каждом этапе урока. ( см. приложение 1).

3. Актуализация опорных знаний

Тест  

1. Определить уравнения второй степени:

               а) ху – 2у = 5;        б) х3 – у = 3;        в) х2 + 3у2 =0

Ответы:  1) а;      2) б, в;      3) в;      4) а, в

 2. Пара чисел (1; 0) является решением уравнения:

              а) х2 + у = 1;        б) ху + 3 = х;        в) у ( х + 2 ) =0

Ответы:  1) а;     2) б, в;     3) в;      4) а, в

3. Уравнение окружности:

              а) х2 + у2 = 4;   б) (х –у)2 + (у + 3)2 = 9;   в) х2 + (3 –у)2 =4

Ответы:  1) а, б;     2) б, в;     3) в;     4) а, в,

  1. Выразите переменную у через переменную х:

1) ху = 4;      2) 3х-у = 1;      3) 4х-2у = 6;      4) х2+у-5 = 0.

Ответы:      а) у=5-х2;        б) у=3х-1;          в) у=;        г) у=2х-3.

     Выберите правильный ответ и впишите букву в таблицу

Уравнения

1

2

3

4

Ответы

Ответы к тесту :1) 4;  2) 4;  3) 4;  4) 1- в, 2- б, 3- г, 4- а.

Проверить тест и оценить себя на листе самооценки.

4. Устная работа.

1. Устно выразить одну переменную через другую на карточках.

2.Соотнести формулы с графиками функций. Учащиеся поднимают карточки  с буквой, соответсвующей графику.

Ответы: А – 8, Г – 4, Ж – 1, Б – 3, Д – 7, З – 9, В – 2, Е – 5, И – 6.

3. Работа с системой уравнений на доске.

         У - Х² = 0              

       У – 2х – 3 = 0

Вопросы по данной системе:

- что изображено на доске?

- какой способ решения вы знаете и можете решить?

-расскажите алгоритм решения этого способа и какой результат получается при решении системы уравнений этим способом?

Учащиеся повторяют алгоритм графического способа.

- что такое решение системы?

- что значит решить систему?

- как решить систему, чтобы получить точный результат?

- знаете  ли вы как решить систему уравнений другим способом?

- что мы будем изучать сегодня на уроке? Назовите тему и цель урока.

Оценивают себя на этом этапе урока.

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают тему урока в тетради. Тема: Решение систем уравнений второй степени.

Повторение алгоритма решения систем линейных уравнений способом подстановки.

Способ подстановки

Алгоритм:

1. Выразить из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую.

2. Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной равное ему выражение.

3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.

4. Найти соответствующее значение второй переменной

5. Записать ответ

Решают систему способом подстановки в тетради вместе с учителем и с доской.

Работа с учебником. Открыть П 19 учебника и еще раз прочитать алгоритм решения, выполнить № 429 (а),( один учащийся  с места вслух, проговаривая алгоритм решения).

Решение:

                У² - Х = -1                 У² - ( У + 3) = -1    У² - У - 2 = 0

                 Х = У + 3                 Х = У + 3             Ответ : Х = 5   У = 2

                                                                                           Х = 2   У = -1

  1. Закрепление

Из истории

Учитель: В библейской легенде голубка приносит Ною весть о том, что Бог сменил гнев на  милость и что потоп кончился. Выражение «Голубь мира» приобрело особую популярность после того, как голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, был использован художником при создании эмблемы для Всемирного конгресса сторонников мира (1949 год).

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\1копирование.gif

Решите систему уравнений. Используя найденные ответы, узнайте методом исключений фамилию художника, создавшего эту эмблему.

Решают систему уравнений в парах.

                   

 Сверяют ответы и исключают неправильный ответ это и будет фамилия художника.                

Сальвадор Дали

Пабло Пикассо

(-2;0), (1;-3)

(-2;5), (-5;2)

Ответы:  (-2; 0), (1; -3)

               

Вывод: Пабло Пикассо.

Пикассо-и-Руис, Пабло испанец. Годы жизни: 1881 - 1973. Великий художник 20-го века, живописец, рисовальщик, скульптор, график, керамист. Жил и работал в Париже и разных окрестностях Франции. В Эрмитаже - 35 картин, богатое собрание графики, а также произведения керамики.

Оценивают себя на этом этапе урока.

Самостоятельная работа. Найди лишний лепесток. ( см. приложение»)

Оценивают себя на этом этапе урока.

  1. Итог  урока.
  2. Выставление оценок.

Выставляют оценки  каждый сам себе  методом сложения баллов за каждый урок.

Рефлексия

Продолжи предложение

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Сегодня на уроке мне понравилось…
  • Сегодня на уроке я повторил…
  • Сегодня на уроке я закрепил…
  • Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
  • Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…
  • В каких знаниях уверен…
  • Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…
  • Кому, над, чем следовало бы ещё поработать…
  • Насколько результативным был урок сегодня…

Домашнее задание.

П. 19( алгоритм), № 430 (а), № 432( б), лист с  игрой «Допиши»


                                                 Лист самооценки ( приложение1)

Учащиеся проставляют количество баллов в оценочный лист. Оценивают свою работу на уроке.

Оценочный лист

Этапы

Задания

Количество баллов

I Актуализация опорных знаний.

Тест

II Устная работа

Работа с формулами и выражение переменных.

III Новый материал

Работа по изучению нового материала

4. Закрепление

Работа в парах

Самостоятельная работа.

Итоговое количество баллов

Оценка за урок

Оценка за урок зависит от суммы n набранных баллов по всем заданиям

Если п равно 15 балов то оценка за урок – «3»

Если п от 15 и 20 баллов то оценка за урок – «4»

Если п больше 20 баллов то оценка за урок – «5»

                     

                              Самостоятельная работа ( приложение 2)

Выполняют работу индивидуально по вариантам. В конце задания оценивают себя на листах.

а) Оторви один лишний лепесток (самостоятельная работа)

(Решение системы – (4;5) ( 13; -4), остальные не являются решением, поэтому лепесток (4; 1) – лишний)

(Решение системы – (2; ), (2; -), остальные не являются решением, поэтому лепесток   – (2; ), (2; -) лишний)

Приложение( 3)

Выразить   Х                                             Ответы:
  
У – Х = 2                                                Х = У - 2      
  
Х  + У = 3                                               Х = 3 - У
  
 Х – У  = – 6                                          Х= -6 + У
 
 Х – У  = 1                                             Х = 1 + У

Выразить У
  
Х  + У = 2                                               У = 2 - Х                                            
 
Х – 2У  = 2                                             У = ½ х - 1
 
Х  + У = – 2                                             У = -2 - Х
 
Х  + У = 5                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике с применением технологии учебно-игровой деятельности в 7 классе на тему «Путешествие в страну Степени»

Тип урока: обобщающий.Цели урока:проверить в игровой форме теоретические и практические знания по теме «Степень»;активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждо...

Конспект урока по математике в 7 классе по теме «Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями»

Урок первичного предъявления новых знаний в  7 классе по теме «Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями»...

Конспект урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»

конспект урока по математике. 5 класс. Урок №40/1         Тема: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем»Т...

Презентация к конспекту урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»

презентация к уроку по теме: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем». математика 5 класс. Дорофеев...

Конспект урока по математике для 5 класса по теме: "Степень числа" (работа на платформе Учи.ру)

Конспект урока по математике для 5 класса по теме: "Степень числа" (работа на платформе Учи.ру)...

Степень числа Конспект урока по математике в 5 классе

Тип урока: Освоение новых знаний.Основные цели:1) вывести правило порядка действий в выражениях, содержащих степени;2) сформировать способность к его практическому использованию;3) тренировать способн...