Конспект урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Астафьева Татьяна Сергеевна

конспект урока по математике. 5 класс. Урок №40/1         

Тема: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач

Метапредметные: формировать умение работать в группах

Предметные: повторить действие умножения, порядок действий в вычислениях; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); формировать понятие степени числа, основания степени и показателя степени, квадрата числа, куба числа

Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа с учебником, общеклассная, парная и групповая работа.

Дополнительный материал: готовые шаблоны таблиц

Основные понятия степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа, куб числа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс          математика            урок №40/1         06.11.2019

Тема: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач

Метапредметные: формировать умение работать в группах

Предметные: повторить действие умножения, порядок действий в вычислениях; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); формировать понятие степени числа, основания степени и показателя степени, квадрата числа, куба числа

Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа с учебником, общеклассная, парная и групповая работа.

Дополнительный материал: готовые шаблоны таблиц

Основные понятия степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа, куб числа.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Включаются в деловой ритм урока.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний

1)Каков порядок выполнения действий при вычислении значения выражения:

а) 160 + 37 – 20;

б) 90 – 60 : 15;  

в) 80 – (15 + 25): 5;

г) ( 12 · 3 + 14) : 2 ? (слайд 2)

2)Угадайте корни уравнения:

а) x · x = 25;

б) y · y =81;

в)a · a =1;

 г) b · b · b =0. (слайд 3)

3) Сравните выражения. Что общего у них? Чем они отличаются?

2 + 2 + 2 + 2 + 2 и 2 · 2 · 2 · 2 · 2

(слайд 4)

Предлагает ответить на вопросы к предложенным заданиям.

Организует работу по логическому  анализу

Вы знаете, как сумму 2 + 2 + 2 + 2 + 2 записать короче.

2 + 2 + 2 + 2 + 2=2 · 5.

  • Что показывает число 2?
  • Что показывает число 5?

(слайд 5)

А как вы думаете, можно ли произведение

 2 · 2 · 2 · 2 · 2 записать короче? (слайд 6)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логический  анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Постановка учебной задачи

Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь.

(слайд1)

Организует работу по целеполаганию и мотивации

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Читают математический текст учебника п.3.4 стр.67; отмечают карандашом по тексту то, что уже известно, и выписывают в тетрадь ещё не знакомое понятие: степень, основание степени, показатель степени. Запись 2 5 читают “два в пятой степени”.

  • 2 – основание степени;
  • 5 – показатель степени;
  • 2 5 – степень. (слайд 7)

Запишем произведения в виде степени и найдем их значения:

  1.  4 · 4 · 4;
  2. 3 · 3 · 3;
  3. 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2. (слайд 8)

(слайд 9)

Произведение 5 · 5 называют квадратом числа 5 и обозначают 52.

а2 = а · а (Чтение правила в учебнике).

Произведение 7 · 7 · 7 называют кубом числа 7 и обозначают 73.

а3 = а · а · а (чтение правила в учебнике).

Найдите значения выражений:

71 =? 141 =?  11 =?(слайд 10)

Показатель степени 1 обычно не пишут.

Найдем значение выражения:

(4 + 1)2 ·23 + 32. (слайд 11)

Находим значение суммы в скобках;

Вычисляем квадраты и кубы чисел;

Выполняем умножение;

Выполняем сложение.

То есть, если в выражении встречаются кубы и квадраты чисел, то их вычисляют в первую очередь, а затем, опираясь на правила выполнения действий, находят значение выражения.

После работы с текстом организует обсуждение прочитанного материала. И запись в тетрадь опорного конспекта.

Что означает запись 2 5?

Вторую степень числа принято называть иначе, как?.

Третья степень числа также имеет свое особое название, какое?

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

V. Первичное закрепление

Решают предложенную задачу, участвуют в устном счете.

1)  №256

а)172=289;         г) 104=10 000;

б) 63=216;         д)105=100 000;

в) 222=484;         е) 1102=12100;

ж)153=3375;    з)422=1764

2) №255 устно 

https://cdn.euroki.org/books/gdzs/4905/1569163.png?v=1493117114

3) № 260 (предлагается заполнить готовые шаблоны таблицы приложение 2 -цепочкой)

4) № 261 устно

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, , рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера

https://cdn.euroki.org/books/gdzs/4905/1569163.png?v=1493117114

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работают  в группах-четверках. Готовый ответ обсуждается в группе, выполняют самопроверку, устраняют допущенные ошибки

Делит группы на два варианта..Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. (ДМ П-12) (слайд 12)

 (проверка карточки - ответы приложение 3)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

VII. Включение новых знаний в систему учебных действий

Работают в группах. В  рабочих тетрадях записывают решение. Выполняют  задания I группа -№253 (а,в,д,ж), II группа  - №253(б,г,е,з). 

Затем от каждой группы поочередно выходят по одному ученику записывают задание и объясняют решение.

 Задания   по группам, организует работу групп, организует обсуждение результатов.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

VIII. Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Комментирует дом задание: выучить правила: п.3.4 учебника; выполнить задания обязательные № 259 дополнительно №263. (слайд 13)

VIII. Рефлексия Подведение итогов урока

Участвуют в рефлексии. Устно  оценивают содержание урока.

Организует рефлексию.

Я предлагаю вам закончить предложения: Мне на уроке понравилось…

Мне показалось трудным…

Я бы ещё хотел выполнить …

Главным результатом считаю… (слайд 14)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка, самооценка

приложение 1

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Х2 

1

4

9

16

25

36

49

64

81

100

Х3 

1

8

27

64

125

216

343

512

729

1000

приложение 2

Х

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Х2

121

144

169

196

225

256

289

324

361

400

приложение 3

вариант 1          а)28;    б) 105.    2)   а)64;      б) 10000;      в) 81;    г) 9 000 000.

вариант 2     а)77 б) 1004             2)   а)216;   б) 100000;     в) 49;    г) 8 000 000.

приложение 1

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Х2

Х3

приложение 2

Х

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Х2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степень числа

Слайд 2

2 1)Каков порядок выполнения действий при вычислении значения выражения: а) 160 + 37 – 20; б) 90 – 60 : 15; в) 80 – (15 + 25) : 5; г) ( 12 · 3 + 14) : 2 ?

Слайд 3

3 2)Угадайте корни уравнения: а) x · x = 25; б) y · y =81; в)a · a =1; г) b · b · b =0.

Слайд 4

4 3) Сравните выражения. 2 + 2 + 2 + 2 + 2 и 2 · 2 · 2 · 2 · 2 Что общего у них? Чем они отличаются?

Слайд 5

5 Вы знаете, как сумму 2 + 2 + 2 + 2 + 2 записать короче. 2 + 2 + 2 + 2 + 2=2 · 5. Что показывает число 2? Что показывает число 5?

Слайд 6

6 А как вы думаете, можно ли произведение 2 · 2 · 2 · 2 · 2 записать короче?

Слайд 7

7 2 · 2 · 2 · 2 · 2 =2 5 Запись 2 5 читают “два в пятой степени”. 2 – основание степени; 5 – показатель степени; 2 5 – степень.

Слайд 8

8 Запишем произведения в виде степени и найдем их значения: 4 · 4 · 4; 3 · 3 · 3; 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2.

Слайд 9

9 Произведение 5 · 5 называют квадратом числа 5 и обозначают 5 2 . а 2 = а · а Произведение 7 · 7 · 7 называют кубом числа 7 и обозначают 7 3 . а 3 = а · а · а Квадрат и куб числа

Слайд 10

10 Найдите значения выражений: 7 1 =? 14 1 =? 1 1 =? Сделаем вывод:

Слайд 11

11 Каков порядок выполнения действий в этом выражении? Найдем значение выражения: (4 + 1) 2 ·2 3 + 3 2 . Находим значение суммы в скобках; Вычисляем квадраты и кубы чисел; Выполняем умножение; Выполняем сложение.

Слайд 12

12 Самостоятельная работа

Слайд 13

13 Домашнее задание выучить правила: п.3.4 учебника; выполнить задания обязательные № 259 (заполнить таблицу и наклеить на картон ) дополнительно №263.

Слайд 14

14 Мне на уроке понравилось… Мне показалось трудным… Я бы ещё хотел выполнить … Главным результатом считаю… Предлагаю вам закончить предложения:

Слайд 15

15 Х 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Х 2 Х 3 №259 Заполнить таблицу Х 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Х 2 1 4 9 16 25 36 49 64 81 100 Х 3 1 8 27 64 125 216 343 512 729 1000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 4 класс,тема "Ломаная линия"

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида...

Конспект урока математики в 5 классе. Тема: "Делители числа". Учебник Г. В. Дорофеева и др.

Тема. Делители и кратные.                                          Цели урока: закреп...

Конспект урока по математике ( 4 класс) " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление".

Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор - Моро. Тема урока - " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление". Тип урока - урок рефлексии. ...

Конспект урока по математике 5 класса. Тема" Простые и составные числа"

Цель урока:сформировать понятие о простых и составных числах...

План-конспект урока по математике 5 класс Тема: "Действия с натуральными числами"

закрепление вычислительных навыков, развитие коммуникативных качеств, воображения.Фрагмент урока математики с содержаниемПо финансовой грамотности...

План конспект урока по математике 6 класс тема "Пропорции"

План-конспектурока математики в 6 классес использованием технологии проблемного обучения...