Конспект урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»
план-конспект урока по математике (5 класс)
конспект урока по математике. 5 класс. Урок №40/1
Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач
Метапредметные: формировать умение работать в группах
Предметные: повторить действие умножения, порядок действий в вычислениях; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); формировать понятие степени числа, основания степени и показателя степени, квадрата числа, куба числа
Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа с учебником, общеклассная, парная и групповая работа.
Дополнительный материал: готовые шаблоны таблиц
Основные понятия степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа, куб числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока в соответствии с ФГОС | 134.38 КБ |
Презентация к уроку | 337.34 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс математика урок №40/1 06.11.2019
Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач
Метапредметные: формировать умение работать в группах
Предметные: повторить действие умножения, порядок действий в вычислениях; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); формировать понятие степени числа, основания степени и показателя степени, квадрата числа, куба числа
Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа с учебником, общеклассная, парная и групповая работа.
Дополнительный материал: готовые шаблоны таблиц
Основные понятия степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа, куб числа.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД |
I. Самоопределение к деятельности | Включаются в деловой ритм урока. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний | 1)Каков порядок выполнения действий при вычислении значения выражения: а) 160 + 37 – 20; б) 90 – 60 : 15; в) 80 – (15 + 25): 5; г) ( 12 · 3 + 14) : 2 ? (слайд 2) 2)Угадайте корни уравнения: а) x · x = 25; б) y · y =81; в)a · a =1; г) b · b · b =0. (слайд 3) 3) Сравните выражения. Что общего у них? Чем они отличаются? 2 + 2 + 2 + 2 + 2 и 2 · 2 · 2 · 2 · 2 (слайд 4) | Предлагает ответить на вопросы к предложенным заданиям. Организует работу по логическому анализу Вы знаете, как сумму 2 + 2 + 2 + 2 + 2 записать короче. 2 + 2 + 2 + 2 + 2=2 · 5.
(слайд 5) А как вы думаете, можно ли произведение 2 · 2 · 2 · 2 · 2 записать короче? (слайд 6) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Постановка учебной задачи | Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь. (слайд1) | Организует работу по целеполаганию и мотивации | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний | Читают математический текст учебника п.3.4 стр.67; отмечают карандашом по тексту то, что уже известно, и выписывают в тетрадь ещё не знакомое понятие: степень, основание степени, показатель степени. Запись 2 5 читают “два в пятой степени”.
Запишем произведения в виде степени и найдем их значения:
(слайд 9) Произведение 5 · 5 называют квадратом числа 5 и обозначают 52. а2 = а · а (Чтение правила в учебнике). Произведение 7 · 7 · 7 называют кубом числа 7 и обозначают 73. а3 = а · а · а (чтение правила в учебнике). Найдите значения выражений: 71 =? 141 =? 11 =?(слайд 10) Показатель степени 1 обычно не пишут. Найдем значение выражения: (4 + 1)2 ·23 + 32. (слайд 11) Находим значение суммы в скобках; Вычисляем квадраты и кубы чисел; Выполняем умножение; Выполняем сложение. То есть, если в выражении встречаются кубы и квадраты чисел, то их вычисляют в первую очередь, а затем, опираясь на правила выполнения действий, находят значение выражения. | После работы с текстом организует обсуждение прочитанного материала. И запись в тетрадь опорного конспекта. Что означает запись 2 5? Вторую степень числа принято называть иначе, как?. Третья степень числа также имеет свое особое название, какое? | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации; |
V. Первичное закрепление | Решают предложенную задачу, участвуют в устном счете. | 1) №256 а)172=289; г) 104=10 000; б) 63=216; д)105=100 000; в) 222=484; е) 1102=12100; ж)153=3375; з)422=1764 2) №255 устно 3) № 260 (предлагается заполнить готовые шаблоны таблицы приложение 2 -цепочкой) 4) № 261 устно | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, , рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работают в группах-четверках. Готовый ответ обсуждается в группе, выполняют самопроверку, устраняют допущенные ошибки | Делит группы на два варианта..Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. (ДМ П-12) (слайд 12) (проверка карточки - ответы приложение 3) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
VII. Включение новых знаний в систему учебных действий | Работают в группах. В рабочих тетрадях записывают решение. Выполняют задания I группа -№253 (а,в,д,ж), II группа - №253(б,г,е,з). Затем от каждой группы поочередно выходят по одному ученику записывают задание и объясняют решение. | Задания по группам, организует работу групп, организует обсуждение результатов. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
VIII. Домашнее задание | Записывают домашнее задание | Комментирует дом задание: выучить правила: п.3.4 учебника; выполнить задания обязательные № 259 дополнительно №263. (слайд 13) | |
VIII. Рефлексия Подведение итогов урока | Участвуют в рефлексии. Устно оценивают содержание урока. | Организует рефлексию. Я предлагаю вам закончить предложения: Мне на уроке понравилось… Мне показалось трудным… Я бы ещё хотел выполнить … Главным результатом считаю… (слайд 14) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка, самооценка |
приложение 1
Х | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Х2 | 1 | 4 | 9 | 16 | 25 | 36 | 49 | 64 | 81 | 100 |
Х3 | 1 | 8 | 27 | 64 | 125 | 216 | 343 | 512 | 729 | 1000 |
приложение 2
Х | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Х2 | 121 | 144 | 169 | 196 | 225 | 256 | 289 | 324 | 361 | 400 |
приложение 3
вариант 1 а)28; б) 105. 2) а)64; б) 10000; в) 81; г) 9 000 000.
вариант 2 а)77 б) 1004 2) а)216; б) 100000; в) 49; г) 8 000 000.
приложение 1
Х | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Х2 | ||||||||||
Х3 |
приложение 2
Х | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Х2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 1)Каков порядок выполнения действий при вычислении значения выражения: а) 160 + 37 – 20; б) 90 – 60 : 15; в) 80 – (15 + 25) : 5; г) ( 12 · 3 + 14) : 2 ?
3 2)Угадайте корни уравнения: а) x · x = 25; б) y · y =81; в)a · a =1; г) b · b · b =0.
4 3) Сравните выражения. 2 + 2 + 2 + 2 + 2 и 2 · 2 · 2 · 2 · 2 Что общего у них? Чем они отличаются?
5 Вы знаете, как сумму 2 + 2 + 2 + 2 + 2 записать короче. 2 + 2 + 2 + 2 + 2=2 · 5. Что показывает число 2? Что показывает число 5?
6 А как вы думаете, можно ли произведение 2 · 2 · 2 · 2 · 2 записать короче?
7 2 · 2 · 2 · 2 · 2 =2 5 Запись 2 5 читают “два в пятой степени”. 2 – основание степени; 5 – показатель степени; 2 5 – степень.
8 Запишем произведения в виде степени и найдем их значения: 4 · 4 · 4; 3 · 3 · 3; 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2.
9 Произведение 5 · 5 называют квадратом числа 5 и обозначают 5 2 . а 2 = а · а Произведение 7 · 7 · 7 называют кубом числа 7 и обозначают 7 3 . а 3 = а · а · а Квадрат и куб числа
10 Найдите значения выражений: 7 1 =? 14 1 =? 1 1 =? Сделаем вывод:
11 Каков порядок выполнения действий в этом выражении? Найдем значение выражения: (4 + 1) 2 ·2 3 + 3 2 . Находим значение суммы в скобках; Вычисляем квадраты и кубы чисел; Выполняем умножение; Выполняем сложение.
12 Самостоятельная работа
13 Домашнее задание выучить правила: п.3.4 учебника; выполнить задания обязательные № 259 (заполнить таблицу и наклеить на картон ) дополнительно №263.
14 Мне на уроке понравилось… Мне показалось трудным… Я бы ещё хотел выполнить … Главным результатом считаю… Предлагаю вам закончить предложения:
15 Х 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Х 2 Х 3 №259 Заполнить таблицу Х 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Х 2 1 4 9 16 25 36 49 64 81 100 Х 3 1 8 27 64 125 216 343 512 729 1000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 2 класс тема: "Десятичный состав чисел второго десятка"., 4 класс тема: «Нумерация в пр. 100. Таблица разрядов, разрядные слагаемые. Сложение и вычитание в пр. 100.»
Урок математики 2 и 4 классов в коррекционной школе...
Конспект урока по математике 4 класс,тема "Ломаная линия"
Конспект урока по математике для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида...
Конспект урока математики в 5 классе. Тема: "Делители числа". Учебник Г. В. Дорофеева и др.
Тема. Делители и кратные. Цели урока: закреп...
Конспект урока по математике ( 4 класс) " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление".
Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор - Моро. Тема урока - " Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление". Тип урока - урок рефлексии. ...
Конспект урока по математике 5 класса. Тема" Простые и составные числа"
Цель урока:сформировать понятие о простых и составных числах...
План-конспект урока по математике 5 класс Тема: "Действия с натуральными числами"
закрепление вычислительных навыков, развитие коммуникативных качеств, воображения.Фрагмент урока математики с содержаниемПо финансовой грамотности...
План конспект урока по математике 6 класс тема "Пропорции"
План-конспектурока математики в 6 классес использованием технологии проблемного обучения...