умножение дроби на натуральное число
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»   (5 класс, математика) ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок ФГОС 5 класс379.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Владимировская ООШ»

Открытый урок

по математике

в 5 классе

Учитель математики:

Головина Н.В,

IКК, стаж работы 30 лет.

С. Владимировка

2014 г

Тема урока   «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»   (5 класс, математика)

Цель: научить умножать десятичную дробь на целое число;

- воспитывать культуру математической речи;

- развивать навыки счета.

Тип урока: урок новых знаний и первичного закрепления.

Оборудование урока: Доска, мультимедиа проектор, компьютер,  презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»,  карточки, рабочие листы,  тетрадь,  алгоритм самооценки. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с..

Опорные понятия, термины: Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.

Контроль, самоконтроль на уроке: фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная  работа, взаимопроверка, самопроверка по шаблону, работа в парах.

Домашнее задание: Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.205;

На  «5»: № 1330; 1331; 1336

На  «4»: № 1330; 1331

На  «3»: № 1330.

Цели (задачи) урока

  • образовательные:

 Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • развивающие:

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по  коллективно составленному плану;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты урока

Предметные

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по коллективно составленному плану;

  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Этап урока

и время

Задачи этапа

Деятельность учителя

ЭОР

Деятельность ученика  

Методы и приемы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

 1.Информация о домашнем задании

и плане урока

(2 мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слайд 1

Записывают в дневники домашнюю работу, просматривают её, знакомятся с планом урока.

Беседа в ходе фронтальной работы.

П. Определяют чему надо научиться на уроке.

Определяю чему надо научиться на уроке.

2.Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

 

Создает положительный настрой на продуктивную работу.

-Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке.

Посмотрите на слайд «Какая у вас сейчас погода на душе?»

Сделаем ежедневную зарядку

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Делают зарядку речевого аппарата

«Погода»

Л:самоопределение

К: целеполагание.

К : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовность учащихся к обучению.

3.Актуализация знаний

Устный счет

(4 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1.Восстановить цепочкувычислений

2) На слайде записаны числа.

12,34;  76;   568;  12;  5,98;  0,136;  578;   98,1;   0,03;   99

Разбейте их на 2 группы

I - натуральные числа;

II – десятичные дроби.

2) Восстановите цепочку:

Слайд 2

Слайд 3

1)  3 · 5 = 15; 15 · 3 = 45;

45 · 2 = 90;  90 · 3 = 270;  

270 · 2= 540;  540 : 5 = 108.

2) I - натуральные числа:

76;   568;  12;  578;   99 .

II – десятичные дроби.

12,34;  5,98;  0,136;  98,1;   0,03;  

Да-нет

Р: проговаривать последовательность действий на уроке.

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую .

К: оформлять свои мысли в устной форме

Уметь анализировать данные.

Уметь выполнять арифметические действия.

4.Исследовательская работа

(5 мин)

Подведение к самостоятельному выводу правила.

Решить задачу разными способами

Слайд 4

Слайд 5

1,83 + 1,83 + 1,83 + 1,83 = 7,32 км

Или

1830м *4=7320м=

7,32км

Или

1,83*4= ?

Работа в парах

Результаты вывешиваются на доске

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую .

5.Целеполагание и мотивация

(2 мин)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока.

– Обратите внимание, какими способами решена задача?

 - Как вы думаете какая тема нашего урока?

-Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?

Запишите в тетрадь дату и тему урока.

Слайд 5

Слайд 6

-«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Научиться умножать десятичные дроби на число

В тетрадь  записывают дату и тему урока.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Наблюдение, проблемная

ситуация.

Р : целеполагание.

К : постановка вопросов.

П :самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Р: проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации.

Уметь сформулировать тему и цель

6.Вывод и усвоение новых знаний  

(5 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы

Посмотрите внимательно на решения вывешенные доске.

Кто догадался как решить нам нашу проблему? Т.е умножить десятичную дробь на натуральное число.

 

Теперь сравните ваши ответы с   записанными  на слайде.

И в учебнике стр  204

Слайд 7

Учебник с 204

вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Наблюдение, проблемная

ситуация

работа с текстом

учебника и слайда

(сравнение).

П:поиск и выделение необходимой информации.

Р: проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

К:  оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.

7.Первичное закрепление

(4 мин)

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

Слайд 8

Слайд 9

Ставят запятую в решенных примерах на доске, проговаривая правило

П: выделение и формулирование познавательной цели.

Анализ и синтез объектов

Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

К: умение слушать и вступать в диалог Взаимодействие

Умение выражать свою мысль

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

8.Релаксация (физминутка).

(2 мин)

Гимнастика для глаз

Делают гимнастику для глаз

Л: осознание ценности здоровья.

Формирование установки на здоровый образ жизни

Снять утомление.

9.Организация первичного контроля

(15 мин)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

 

Самостоятельная работа с дифференциацией

1. №1307а

2. №1306 б

3. №1306 м

4. №1312

Самопроверка по шаблону, в случае затруднения обращаются к учителю

Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка по шаблону с коррекцией.

Р: выполнять работу по предложенному плану. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Уметь  принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться  за помощью (если нужно).

10.Подведение итогов урока.

(3 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Подведем итог урока

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Почему?

Проанализируйте результат своей работы.

Слайд 11

Проговаривают тему, цель урока

Правило умножения десятичной дроби на натуральное число

Фронтальная беседа

Фиксирование нового содержания.

Р: проговаривать последовательность действий на уроке.

Л: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Анализ конкретных результатов обучения:

-какие получены достижения;

-что было удачным на уроке, а что менее удачным;

-объяснение причины своих неудач.

11.Самооценка урока

(1 мин)

Оценить работу каждого учащегося

Подсчитайте результат своей работы по карточке самооценки

Слайд 12

(   +   +   +   +   +   …  ):10=

Подсчитывают результат своей работы по формуле с карточки самооценки

Индивидуально

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Самооценка результата работы на уроке.

 12.Рефлексия

(1 мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Какая погода у вас теперь на душе?

Поставьте себе оценки в дневник.

Ставит подписи в дневниках

Слайд 13

Отвечают на вопросы учителя.

Выставляют оценки в дневник.

«Погода»

Р: саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Определение степени удовлетворенности уроком.

Алгоритм самооценки

ФИ

ФИ

Этап урока

Оценка

Этап урока

Оценка

Устный счет

Устный счет

Работа в парах

Работа в парах

Новая тема (правило)

Новая тема (правило)

Работа у доски

Работа у доски

Устный счет

Устный счет

Самостоятельная работа

№1307а

Самостоятельная работа

№1307а

№1306 б

№1306 б

№1306 м

№1306 м

№1312

№1312

Итог урока (правило)

Итог урока (правило)

Оценка за урок

Оценка за урок

Используемая литература:

Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с..

                                             Р- ?

                 Р - ?

                                   

                                     1,23 дм                                               3,4 дм

СЛАЙД  2.

         

  №1. Вычислите:

      А)   1,6  ×  3 =                                 Е)  15,2 × 3 =

Б)   0,24 × 2 =                                  Ж) 0,25 × 8 =

В)   3 × 0,5 =                                    З) 0,23 ×  4 =

Г)   2,5 × 4  =                                   И) 3,2 × 5 =

Д)   0,02  ×  5 =                               К)  0,02 × 77 =

     

СЛАЙД  3.

Самостоятельная работа.

____І___вариант_______________

1) Выполните действия:

а) 8,353 × 7 =  

б) 62,32 × 9 =

в) 0,0005 × 54 =  

г) (65,51 – 8,367) × 27 =  

_____ ІІ___вариант _______________

1) Выполните действия:

а) 5,249 × 9 =  

б) 27,43 × 7 =

в) 0,007 × 63 =  

г) (45,67 – 5,085) × 23 =  

Решение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа.

__І___вариант_______________

1) Выполните действия:

а) 8,353 × 7 = 58,471;

б) 62,32 × 9 = 560,88;

в) 0,0005 × 54 = 0,027;

г) (65,51 – 8,367) × 27 = 1542,861

_____ ІІ___вариант ___________

1) Выполните действия:

а) 5,249 × 9 = 47,241

б) 27,43 × 7 = 192,01

в) 0,007 × 63 = 0,441

г) (45,67 – 5,085) × 23 = 933,455

         3497
       0,121
        3497

      6994

   3497

   423137

Приложение №1

             

  1. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
  1. Исходное положение – сидя на стуле. Отвести голову назад и плавно наклонить назад, на счет 1-2, 3-4 – голову наклонить вперед. Повторить 3 раза.
  2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы налево, 2 – И.п., 3 поворот головы направо, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
  3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.п., 3 – то же правой рукой, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
  1. Физминутка для снятия напряжения с глаз.

1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

2) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)).

3) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

4) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.

Самооценка



Цели (задачи) урока

  • образовательные:

 Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • развивающие:

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по  коллективно составленному плану;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты урока

Предметные

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по коллективно составленному плану;

  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Умножение дроби на натуральное число" 5 класс

Умножение дроби на натуральное число,на1 и на 0....

Умножения дробей и умножение дроби на натуральное число

Цель урока: Закрепить правило умножения дробей и умножения дроби на натуральное число, изучить правило умножения смешанных чисел, научить применять его при решении задач.Ход урока. Расшифруй...

разработка урока математики в 6 классе по теме "Умножение дроби на натуральное число"

Разработка урока содержит мультимедийную презентацию и раздаточный материал...

Умножение дроби на натуральное число

Презентация по теме "Умножение дроби на натуральное число"...

Открытый урок математики в 6 классе "Умножение дробей на натуральное число

Урок объяснения нового материала. Целью урока является организация деятельности учащихся по изучению и закреплению понятия и навыков умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Задачи урока обу...

Открытый урок математики в 6 классе "Умножение дробей на натуральное число

Урок объяснения нового материала. Целью урока является организация деятельности учащихся по изучению и закреплению понятия и навыков умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Задачи урока обу...