Урок алгебы в 7 классе по теме "Линейная функция у=кх"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Технологическая карта урока и презентация.Урок введения новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_algebry.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока алгебры
«Линейная функция у= kx»
7 класс
Учитель: Шель Татьяна Борисовна
Тема урока: « Линейная функция у= kx».
Цели урока: (формирование УУД):
Личностные:
- формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
- находить необходимую информацию;
- анализировать информацию;
- формулировать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:планируется, что к окончанию урока ученики будут распознавать линейную функцию у= kx, её график и преобразовывать
геометрическую модель функции в аналитическую;
способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков;
создать условия, обеспечивающие формирование у обучаемых навыков самоконтроля.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: проектор, компьютер; карточки для индивидуальной работы.
Преподавание алгебры в 7-м классе ведется по учебнику А.Г.Мордковича «Алгебра, 7 класс». По учебному плану на изучение отводится 4 часа в неделю, 140 часов в год. На изучение «Линейная функция у= kx» отводится 3 часа, это первый урок в изучении темы.
Урок проведен по технологии деятельностного обучения, план урока представлен в виде технологической карты.На уроке использовалась интерактивная доска, проверка осуществлялась с помощью «закрытых окон». Слайды презентации представлены в приложении 4.
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе «Линейная функция у= kx»
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД Л - личностные П - познавательные Р - регулятивные К-коммуникативные |
1.Мотивация учебной деятельности. | создать мотивацию к учебной деятельности на уроке на личностно значимом уровне | - приветствую учащихся; -визуально проверяю готовность учащихся к уроку; - предлагаю эпиграф урока: (слайд 2) «Легче найти доказательство, приобретя сначала некоторое понятие о том, что мы ищем, чем искать такие доказательства без всякого предварительного знания». Архимед. -спрашиваю, какое слово кажется «лишним» на уроке алгебры? Где мы с ним встречались? - обращаю внимание на то, что алгебра и геометрия точные науки, доказательства необходимы; | - приветствуют учителя; - занимают рабочие места; - читают эпиграф; - выделяют слово «доказательство», с которым встречались на уроках геометрии; | Л – самоопределение к деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации; эмоциональное восприятие материала; |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | актуализировать знания учащихся, необходимые для «открытия нового знания»: определение линейной функции, значение коэффициентов m и k; график линейной функции; | -предлагаю назвать предыдущую тему урока; -предлагаю повторить определение линейной функции; - организую самопроверку домашней работы (слайд3) - предлагаю за каждое верное задание поставить 1 балл в оценочном листе; (см приложение 1) - предлагаю уточнить значение коэффициентов m и k; -слайд 4. Предлагаю установить связь между графиками функций и формулами, их задающими; -слайд 5. Предлагаю установить принцип деления линейных функций на две группы; - подвожу учащихся к выводу, что линейная функция при m=0 образует отдельную группу функций и это необходимо изучить (особая группа- особые свойства); | -называют тему «Линейная функция и её график», озвучивают определение; -осуществляют самопроверку домашней работы, оценивают её; - отвечают на вопросы; - отмечают, что во втором столбике записаны линейные функции, у которых m=0; | П –понимание математических рисунков, анализ, сравнение, использование знаково-символических средств; Р - контроль по образцу и внесение корректив; К – учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками; |
3. Постановка учебной задачи | организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; | -прошу сформулировать проблему урока; - спрашиваю, как выглядит уравнение, задающее линейную функцию, если m=0; - прошу сформулировать тему урока, записываю её на доске «Линейная функция у=kx» | - формулируют проблему урока: изучить график и свойства линейной функции при m=0; - формулируют тему урока и записывают её в тетрадь; | П- целеполагание; Р – постановка и удерживание учебной задачи; К – умение слушать; |
4. «Открытие нового знания» | построить проект выхода из затруднения; организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение новых знаний; организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково; | - предлагаю провести исследование с помощью плана (см. приложение 2); (работа в парах) - осуществляю контроль за работой пар; - предлагаю проверить результаты исследования: слайд 6: предлагаю проверить правильность построения графиков (п1,2), сделать отметку в оценочном листе; - предлагаю озвучить гипотезы в п.3, 4 (оценки в оценочный лист) -предлагаю вернуться к эпиграфу урока и пояснить его смысл; - обращаю внимание на то, что доказательство мы проводим для теорем, прошу вспомнить, что такое теорема и что такое доказательство; - приглашаю ученика (по желанию) провести доказательство теоремы, предлагаю ученикам по учебнику (стр 52) проверить правильность наших рассуждений, сделать самооценку; еще можно найти объяснение данной темы по ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/820d62ae-6bce-41ea-923d-7184c1801fc9/112090/?interface=pupil&class=49&subject=17 - обращаю внимание, что, выполняя задания, мы чаще всего переходим от аналитической модели к геометрической. Необходимо уметь решать обратную задачу: перейти от геометрической модели к аналитической; -Слайд 7. Предлагаю выполнить задание (дополнительное на плане исследования): График функции y = kx проходит через точку (2;8). Найти k и задать эту функцию формулой. | - проводят исследование по плану, делают записи в тетрадях, проводят обсуждение в парах; - проверяют правильность построения графиков, оценивают себя; -выдвигают гипотезы: графиком является прямая линия; проходит через начало координат; - поясняют смысл эпиграфа применительно к выдвинутым гипотезам; - отвечают, что теорема – это утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений, а сами рассуждения называются доказательством теоремы; - ученик доказывает теорему; ученики осуществляют проверку по учебнику, сравнивают свое доказательство, выставляют оценки; -ученик (по желанию) выполняет задание на доске; кто выполнил его раньше, оценивает себя; | – умение грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию; П- выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; Р – умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, сличать способ действия с эталоном; К – умение аргументировать свою позицию и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности; |
5 Первичное закрепление | создать условия для фиксации изученного способа действия с проговариванием во внешней речи; | - предлагаю выполнить коллективно(устно) №9.3в, 9.4в | - выполняют коллективно задания; | Л – умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; П – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р – умение выбирать действия в соответствии с задачей; К – контроль, коррекция и оценка действий партнера; |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | организовать самостоятельное выполнение заданий по графикам линейной функции с последующей самопроверкой по эталону; | -предлагаю выполнить задания № 9.3г,9.5, (дополнительно№9.7)(записать на доске с обратной стороны) или Слайд 8. (для проверки) | - самостоятельно выполняют задания, осуществляют самопроверку, оценивают себя; | Л– проявление готовности к самообразованию; П – рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Р - умение выбирать действия в соответствии с задачей; |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | организовать работу с графиками линейной функции у=kx как частным случаем линейной функции у=kx+ m; | - предлагаю задание по установлению соответствия между графиками функций и формулами, их задающими. В результате будет расшифрована фамилия математика, который впервые использовал термин «функция» (приложение 3) | - выполняют задание и сдают на проверку; | Л – умение контролировать результат учебной деятельности; П – установление причинно- следственных связей; Р – адекватная оценка трудности учебной задачи и собственных возможностей её решения; |
8 Рефлексия деятельности. | Зафиксировать новый способ действий, изученный на уроке; провести анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся; зафиксировать затруднения, которые остались. | - акцентирую внимание учащихся на конечные результаты урока с помощью вопросов (слайд 9): Какую проблему ставили на уроке? Удалось ли её осуществить? Каким способом? Какие получили результаты? Как могут на плоскости располагаться две прямые? ( можно вернуться на слайд 4) А вы хотите узнать отчего это зависит? Какова цель дальнейшейработы? - оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, сообщаю критерии оценивания: 9-11 баллов – «5» 7- 8 баллов – «4» 5 – 6 баллов – «3» -выражаю удовлетворенность работой класса, задаю домашнее задание: №9.4аб, 9.3б, 9.15Дополнительно9.17,9.18 Узнать, как называется функция y = kx | - формулируют конечный результат работы на уроке; - формулируют цель на следующие уроки; - подсчитывают количество полученных баллов, выставляют оценки, сдают оценочные листы; - записывают домашнее задание. | Л – самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; П – рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; Р – выделение того, что уже усвоено и что нужно усвоить; К – формулирование своего мнения, учет разных мнений. |
Приложение 1.Лист самооценки.
ФИ | ||||||||||||||||
Д.з | Д.З | устно | План исследования | |||||||||||||
№ | № | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №9.3г | №9.5 | №9.7 | |||||||
Приложение 2.
План исследования.
1.Построить график линейной функции у = 2х. Выписать коэффициент k.
Выяснить, возрастает или убывает заданная функция, объяснить почему.
2.Построить график линейной функции у = -3х. Выписать коэффициент k.
Выяснить, возрастает или убывает заданная функция, объяснить почему.
3.Выяснить, какая линия является графиком линейной функции y = kx; (гипотеза)
4. Выяснить, как расположены эти графики в системе координат; ( что общего у этих графиков?) (гипотеза)
5.Провести доказательство утверждений, полученных в пунктах 3 и 4;
__________________________________________________________________________________________
Дополнительно. Известно, что график линейной функции y = kx проходит через
точку (2; 8). Найти k и задать эту функцию формулой.
Приложение 3.
Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин функция. Для этого в квадратиках впишите букву, соответствующую графику заданной функции. В оставшийся квадратик впишите букву Ц. Дополните чертеж графиком соответствующей функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 11 классе "Множество значений функции,применение при решении нестандартных уравнений и неравенств.
Нахождение области значений функции всегда вызывает затруднения у учащихся, между тем такие задания есть в КИМ-ах ЕГЭ. Комбинированные уравнения и неравенства пугают детей, многие даже не приступают к...
Методическая разработка урока в 9 классе "Построение графиков функций содержащих модуль "
9 класс. Урок алгебры в классе с углубленным изучением предмета.Учитель: Семакина Н.В. Тема: построение и чтение графиков функций содержащих модуль. К уроку под...
Урок алгебры, 8 класс. "Преобразования графиков функций" (презентация)
Урок по теме "Преобразование графиков функций". Элементарные преобразования графиков и примеры построения графиков функций, содержащих модуль....
Сценарий урока в 11 классе "Повторение графиков функций при подготовке к контрольной работе по материалам и в форме ЕГЭ"
Проведение краевых контрольных работ при подготовке к ЕГЭ помогает учителю правильно распределить время при организации повторения учебного материала. Пэтому предложенный урок направлен на...
План-конспект урока в 7 классе. Тема: "Линейная функция"
План-конспект спаренного урока по алгебре в 7 классе. Тема: "Линейная функция". Прилагаются презентация, к сожалению, электронную книгу закачать не смогла....
урок алгебы 7 класс по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений
Разработка урока алгебра в 7 классе по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений...