Здоровьесберегающий урок математики в 6 классе
статья по алгебре (6 класс) на тему

Торяник Ольга Геннадьевна

Как провести здоровьесберегающий урок математики в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchiy_urok_po_matematike.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Торяник  Ольга Геннадьевна

                  Здоровьесберегающий урок по математике в 6 классе

                                           «Дробные выражения»
                                                     
                                        Учитель математики:  Торяник  Ольга     Геннадьевна
                                        Место работы:             ГБОУ  СОШ  1008  г.  Москва.

                                                                   


     Для предупреждения переутомления и снятия  факторов школьного стресса, перегрузки, психологического благополучия на уроках математики  используются    разнообразные   виды    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
 Хочется остановиться на опыте  здоровьесберегающих уроков математики.

Урок проводился в 6 классе «В» ГБОУ СОШ 1008 г. Москва. Это школа здоровья. Поэтому использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными, мне очень помогли  при подготовке   к этому уроку. Всего 9 из 25 ребят имеют первую группу здоровья. Поэтому для меня было очень важно создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе урока с учетом особенностей возрастного развития учеников  и разработки образовательной    стратегии,     соответствующей   характерному  свойству   памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.

Цель урока:  стимулировать  интерес к  предмету и  желание ребят  работать, повышение уровня мотивации к изучению математики.

Задачи урока:

образовательная:  повторение и закрепление знаний учащихся  по данной теме; проверка практических умений и навыков;

развивающая:  развитие внимания, мышления,  самостоятельности,  познавательной  деятельности учащихся, повышение интереса к урокам математике, используя на уроке связь с другими предметами;

воспитательная: воспитание коллективизма, экологическое воспитание, воспитание самоконтроля.

Здоровьесберегающая:  использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей  деятельности учащихся, направленных  на сохранение  и  повы- шение резервов здоровья, работоспособности.

Оборудование:
1) кабинет математики с традиционным оборудованием;

2) карточки для индивидуальной    работы;
3) дидактические материалы;
4) листы с устным счетом у каждого учащегося.

Ход урока:
1. Организационный момент.(2-3 минуты)
 Организационный момент предназначен  для создания  у учащихся  рабочей настроенности. Каждый  учитель стремится к  быстрому включению детей  в работу.
Ребята, смотрите, на уроке у нас гости, которые хотят посмотреть, как  я Вас учу, и как Вы учитесь. Давайте поприветствуем наших гостей.
Сегодня четвертый урок по теме: « Дробные выражения». Цель нашего  уро- ка –  еще  раз  закрепить вычислительные навыки  работы  с  десятичными  и  обыкновенными дробями.
2. Этап погружения в математику,  разминка мозга,  предварительная  тренировка. Устная работа  с  раздаточным  материалом  в игровой форме  по  листам.( 5 минут)

3. Игра «Выполни задание по цепочке».  Задание  на  доске  учащиеся выполняют по цепочке (3 минуты)
1) Представьте в виде обыкновенной дроби:
   а)три целых две седьмых,  одна целая одна
 вторая,  две целых три  четвертых;
     
б)  40%
   
2). Назовите обратную дробь к дробям:
   1                        2          m
  ─          3            ─          ─
 
 5                       17          3
                                   
4. Презентация учебного проекта учащихся «История дробей». (5 минут)

5.  Закрепление изученного материала .(10 минут)
Работа с  Дидактическим материалом страница 15, № 159 а, б;  160.  

6. Динамическая пауза для профилактики гиподинамии  и  активизации  внимания. (7 минут)
а). Поднимаем правую руку, если предложение верно,  левую руку,  если  неверно.
- Самое сильное на земле животное –муравей.                                       (правую)
- Чтобы сделать 1 кг меда, пчела должна облететь 2 миллиона цветков.  (правую)
-В записи числа « сто» три нуля.                                                                (левую)
-В древнем Китае не пользовались десятичной системой мер.               (левую)
-16
2=256                                                                                                       (правую)
-В слове  «математика» две буквы «а».                                                      (левую)
- Дробь
16 обратная к дроби 17                                                                (правую)
             
17                               16
б). Встаем и садимся по очереди.
Давайте  назовем  все математические термины (понятия),  начинающиеся  на букву Д.
(Дюйм, делимое, делитель, дробь,  два,  девять,  деление,  дециметр, дюжина, дополнительные лучи,  двойное неравенство)

7.  Задание записано на доске, ребята решают в  тетради, проверка  выполнения задания с использованием хоровое проговаривания вслух ответа и дыхательных упражнений (антистрессовое упражнение). (5 минут)

  Ф      Д       А       Р      О
  24    10      5        1      6
Решите примеры и отгадайте слово, зашифрованное не доске.
  3     5         4    4         1        4            
7─ +2─       ─ : ─       2─ * 2─          

   8     8         5    5         7        5            
Найти  
3   от 40.                      1      2
            5                                 8─ : 1─
                                                  3      3  

Итак, что это за птица?
ДРОФЫ – это птицы крупных размеров. Самые  крупные достигают 20-23 кг; самые мелкие 1-2 кг. Это наземные птицы. Они могут быстро бегать  и хорошо затаиваться от врагов. Дрофа не пьет воду. Они обитают в степях,  саваннах, пустынях. Откладывают от двух до пяти яиц.

8. Рефлексия (рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке)  (5  минут)

Для подведения итогов урока я воспользовалась упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как  устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.  В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация  и формы работы, которые вызвали  поло- жительные эмоции,  либо по мнению ученика  могут  быть  ему  полезны  для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что  не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь,  осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты,  о  которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме,  воп- росы к учителю. Эту таблицу (см. приложение 3) придумал Эдвард  де  Боно,  доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского  университета, специалист в области развития практических навыков  в  области  мышления. Это  упражнение  позволяет учителю  взглянуть  на  урок  глазами  учеников, проанализировать его с  точки  зрения  ценности  для  каждого  ученика.  Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им  когда-нибудь  пригодиться.

10. Сообщение домашнего задания (3 минуты)
№  751, 747 б, в.

Делая выводы по результатам урока, хотелось отметить, что  удалось:
-  решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

- избежать перегрузки и переутомления учащихся;

- сохранить и развить продуктивную мотивацию  учения,  настроения,  самочувствия.
Урок был проведен в  благоприятном  психологическом  климате.  Дети  восприняли материал легко, включились, что показала  оценка  степени  изученного материала. Все ребята были активны, работоспособны.
Сотрудничество:  роль учителя – наставник, а не диктатор.        
Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.

Приложение 1

Раздаточный материал на столах  может содержать любые примеры с применением арифметических действий

Приложение 2

Проект-исследование «История дробей»

В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя  меры длины  ЧИ:  цуни,  доли,  порядковые, шерстинки, тончайшие,  паутинки.же несколько
Дробь вида 2,135436 выглядела так:  2 чи, 1 цунь, 3 доли,  5 порядковых,
4 шерстинки,  3 тончайших,  6 паутинок.

Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин ал-Каши в книге "Ключ к арифметике", изданной в 1424 году, в которой он показал запись дроби  в одну строку числами  в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался  несколькими  способами  на-

писания дроби: то он применял вертикальную  черту,  то чернила  черного  и

красного цветов. Но этот труд до европейских ученых не дошел!

Лишь в конце XVI века мысль записывать дробные числа  десятичными  знаками пришла некоему Симону Стевину из Фландрии.  В своей книге  "Десятая"(1585г.)он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать  циф- ры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число записывалось так: 0,3752=31725324. Его и считают изобретателем десятичных дробей.
1571 г. – Иоган Кеплер  предложил современную запись   десятичных  дробей, т.е. отделение  целой части запятой. До него существовали другие  варианты:3,7 писали как 3(0)7 или 3\ 7 или разными чернилами целую и дробную части.
1592 г. - в записи дробей впервые встречается запятая.
1703 год - В России учение о десятичных дробях изложил  Л. Ф. Магницкий в, в учебнике «Арифметика - наука числительная». А сейчас,  благодаря  трудам этих ученых мы оперируем с удобной записью дроби.  Закончить  выступление хочется словами:
Мой юный мыслитель!
Я верю – ты сможешь
Любую на свете задачу решить,
Коль вычесть унынье,
Волю умножить,
Упорство прибавить,
Любовь разделить!!!

Приложение  3


Плюс

Минус

Интересно



Литература:
1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в  сов-ременной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
2. Воробьева С. В., учитель  начальных  классов  Фестиваль  педагогических идей . Открытый урок
: Организационный момент нетрадиционного урока.
3. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в  школе» №1,2005г

 4. Якиманская  И. С. Личностно-ориентированное  обучение в  современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996
5. Дидактические материалы по математике за 6класс. А.С. Чесноков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Особенности работы учителей физической культуры в организации здоровьесберегающего урока в средних классах

Данная работа состоит в разработке личностно-ориентированных физкультурно-оздоровительных учебно-методических материалов, обеспечивающих формирование здоровьесохранных компонентов развития личнос...

Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". Решение текстовых задач, 9-й класс

Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". Решение текстовых задач, 9-й класс...