Формы и виды устной работы на уроках математики.
статья по алгебре на тему

Горяйнова Светлана Николаевна

Устная работа – один из важнейших и необходимых видов учебной работы на разных этапах урока математики. Устный счет может практиковаться почти на каждом уроке математики. В зависимости от темы и материалам урока, они могут ставиться учителем в начале урока, середине или в конце. В работе рассмотрены некоторые виды устной работы применяемые на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_vidy_ustnoy_raboty_na_urokakh_matematiki.docx20.52 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Формы и виды устной работы на уроках математики.

Устная работа – один из важнейших и необходимых видов учебной работы на разных этапах урока математики. С помощью различных форм и видов устной работы можно:

  • быстро активизировать  умственную деятельность учащихся;
  • сделать разминку перед началом урока в виде повторения пройденного;
  • эффективнее организовать этапы объяснения и закрепления нового материала;
  • обеспечить фронтальную проверку знаний.

Устный счет требует от учителя умелого подхода к индивидуальным особенностям каждого учащегося. Необходимо имеет в виду, что одни учащиеся  при устном счете считают правильно и довольно быстро; другие быстро, но часто ошибаются; третьи хотя и верно, но довольно медленно считают; четвертые считают совсем плохо и требуют от учителя индивидуальной помощи.

Устный счет может практиковаться почти на каждом уроке математики. В зависимости от темы и материалам урока, они могут ставиться учителем в начале урока, середине или в конце.

В начале урока устный счет удобно применять тогда, когда нужно  подготовить почву либо для изложения нового материала, либо для закрепления пройденных навыков.

В середине урока устный счет лучше всего проводить тогда, когда он может быть связан  с проходимым или пройденным на уроке материалом.

В конце урока устный счет применяется обычно независимо от темы урока в специально оставленное для этой цели время (5-10 минут ) как для упражнений в применении различных приемов быстрых вычислений, которыми учащиеся уже владеют, так и для объяснения  учителем новых приемов.

Скорость вычисления как  при беглом счете , так при устном решении задач всецело зависит от степени трудности примеров, от степени подготовленности  детей, от их умения пользоваться приемами быстрых вычислений, от умения преподавателя вести эту работу.
Нельзя применять много различных видов упражнений на одном уроке, так как это утомляет учащихся и снижает их внимание. Практику устного счета надо развивать постоянно.

1. Использование учебника.

Виленкин Н. Я. и др. Математика-5.

Внутри каждой темы всегда найдется ряд заданий для устного выполнения. Эти задания удобно использовать на этапе разминки перед знакомством с новой темой или на этапе повторения материала.

Например: № 125. А) Сколько метров составляет половина километра, десятая часть километра?

№ 425. Назовите делимое и делитель в частном (3 – а) : ь

2. Использование ИКТ.

Мультимедийные средства помогают решить ряд задач:

  • быстро активизировать внимание учеников на различных этапах урока;
  • рационально использовать время урока;
  • повысить наглядность процесса обучения (как следствие, повышается убедительность узнанного);
  • формировать культуру устной математической речи;
  • демонстрировать связь математики  с различными предметами школьной программы;
  • развивать логическое мышление, память и внимание;
  • развивать навыки само- и взаимоконтроля.

Собери пазл. (слайд 1-3)

Данный вид устного счета можно использовать как при изучении темы «Сложение и вычитание смешанных чисел», так и при закреплении темы «Арифметические действия с десятичными дробями».

Принцип один: на экране вопрос и несколько вариантов ответа. При верном ответе появляется часть изображения, и так до тех пор, пока не соберется вся картинка.

Цепочки вычислений. (слайд 4-5)

Очень быстрый вид устного счета. Можно просто заполнить цепочки, последовательно выполняя действие с предыдущим числом и получая новое.

Определи знак действия. (слайд 6-7)

Данный вид работы призывает на помощь логику. Дан пример с уже готовым ответом, но знак действия закрыт. Необходимо его определить. После ответа ученика щелкаем мышкой  и появляется знак.

Электронные математические диктанты. (слайд 8-10)

Очень удобная форма быстрого контроля с элементами самоконтроля. На экране последовательно появляются задания. Ученики пишут в тетрадях только ответ, затем меняются тетрадями и проверяют работу соседа, сверяясь с ответами на экране, которые появляются после выполнения работы.

Игра «Доли. Дроби». (слайд 11-16)

Цель игры: закрепление понятия «обыкновенная дробь». Во время этой игры на экране появляются картинки, на которых выделена часть из общего количества. Необходимо определить, какая дробь соответствует этой части.

3. Использование тетрадей с печатной основой.

 (Слайд 17-19) В тетрадях есть задания, которые можно выполнять устно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Собери пазл

Слайд 2

Как выглядит данная обыкновенная дробь в десятичной форме записи? 0,183 1,83 183,1000 0,0183

Слайд 3

Какая из десятичных дробей соответствует данному смешанному числу? 0,183 1,83 183,1000 0,0183

Слайд 4

Цепочки вычислений

Слайд 6

Определи знак действия

Слайд 8

Электронные математические диктанты

Слайд 9

Запишите в виде десятичной дроби:

Слайд 10

18,35; 8,07; 9,075; 67,732; 12,089; 3,1. ПРОВЕРЬ

Слайд 11

Игра «ДОЛИ»

Слайд 12

Какая часть фигуры закрашена?

Слайд 16

Какую часть ромашки составляют лепестки?

Слайд 17

Использование тетрадей с печатной основой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных видов устных упражнений на уроке математики.

Важнейшей особенностью современного этапа развития школы является идея гуманизации и гуманитаризации образования.Гуманизацию обучения математике можно истолковать как направленность всего учебно...

Устная работа на уроках математики - эффективный способ развития математического мышления школьников

В условиях развития предпрофильной подготовки учащихся 5-6 классов по математике необходимо уделять большое внимание решению развивающих и прикладных задач, ориентировать учащихся на практическо...

Устная работа на уроках математики.

В статье освещена важность устной работы на уроках математики...

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики"

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики" + приложения....

Методические аспекты организации устной работы на уроках математики.

Упражнения для устной работы на уроках математики....

Организация устной работы на уроках математики

Организация устной работы на уроках математики...

Устная работа на уроках математики.

Устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Устной работе уделяется большое внимание в 1-6-х классах, значительно меньше – в основной школе, и часто игнорируется в старших классах. Однако...