Устная работа на уроках математики.
статья по алгебре на тему

Голубева Марина Владимировна

Устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Устной работе уделяется большое внимание в 1-6-х классах, значительно меньше – в основной школе, и часто игнорируется в старших классах. Однако, основные ее цели остаются актуальными  и в 10 – 11-х классах:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Голубева Марина Владимировна

Учитель математики ГБОУ «Центр образования № 575» Санкт-Петербурга.

Приемы устного счета на уроках математики.

Устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Устной работе уделяется большое внимание в 1-6-х классах, значительно меньше – в основной школе, и часто игнорируется в старших классах. Однако, основные ее цели остаются актуальными  и в 10 – 11-х классах:

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке, к восприятию нового материала;
  2. Более сознательное неформальное усвоение предмета;
  3. Систематическое повторение пройденного;
  4. Проверка знаний, умений и навыков учащихся;
  5. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, инициативы учащихся;
  6. Формирование интереса к предмету;
  7. Активизация учебной деятельности на уроке;
  8. Способствовать развитию пространственных представлений на уроках геометрии.

Кроме того, во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным.

Рассмотрим  некоторые приемы и формы устных упражнений на уроках математики.

  1. Умножение двузначных чисел, близких к 100

Умножение можно выполнить устно, если применить правило умножения двучлена на двучлен.

(100-а)(100-в)= 100[(100-a)-в] + aв

86х97:

а=100-86=14    в=100-97=3

86х97=100((100-14)-3)+14х3=8300+42=8342

Вычислить:       96х98    97х79     98х82     94х88    92х75   78х99

  1. Умножение двузначных чисел, у которых число десятков одинаковое, а сумма единиц равна 10

Чтобы умножить два двузначных числа, у которых число десятков одинаковое, а сумма единиц равна 10, нужно число десятков а умножить на следующее за ним число  а+1 и к произведению приписать  произведение единиц.

(10а + в)(10а + с) = 100а(а + 1) + вс

97х93 = (9х10)х100 + 21 = 9021

Вычислить:     81х89     91х99     82х88     92х98     83х87     93х97     84х86     94х96     85х85     95х9

  1.  Возведение в квадрат натурального числа, оканчивающегося цифрой 5

Чтобы возвести в квадрат натуральное число, оканчивающееся  цифрой 5, нужно число десятков умножить на следующее за ним число и к произведению приписать 25.

(10п + 5) = 100п(п + 1) + 25

35 = 100х3х4 + 25                115 = 100х11х12 + 25

Очень нравятся учащимся задания в занимательной форме. Выполнение заданий позволяет расширить кругозор, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире.

Задание 1.

Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин функция. Для этого в квадратиках впишите букву, соответствующую графику заданной функции.

1

2          

3

4

5

6

7

В оставшийся квадратик впишите букву Ц.

  1. У=х
  2. У=-х
  3. У=2х
  4. У=-2х
  5. У=2
  6. У=1/2х  

                            (ЛЕЙБНИЦ)

        Задание 2.

        Найдите в кружках значения  числовых выражений, записанных в овалах.

         Соедините их линиями.

        Задание 3.

         Решите уравнения:

  1. Висла.     Х + 0,5 = 2х + ½
  2. Сена.        Х + 0,5 = х + ½
  3. Темза.     |x| + 5 = 3
  4.  Париж.    3х + (х – 2) = 2(2х – 1)
  5. Лондон.   -5(х + 4) + 11х = 6(х – 3)

Выясните, какие из заданных уравнений являются равносильными. Что объединяет географические названия, связанные с каждой парой равносильных уравнений? Для оставшегося названия укажите соответствующий город.

Висла

Сена

Темза

Если задача учителя состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени определить ,  что учащимися усвоено хорошо, а что из изученного ранее требует дополнительной проработки, то можно использовать еще одну форму устной работы – цепочка. Учитель диктует действия, а ученики записывают ответы в столбик. Важно выяснить, в каком месте стали испытывать затруднения и прекратили участвовать в общем устном счете большинство учащихся. Начинается работа с более легких заданий.

Задание, которое диктует учитель

Запись в тетрадях учащихся

325

325

Увеличить на 10

335

Округлить до десятков

340

Отнять количество десятков

306

Записать ближайшее следующее число, кратное 4

308

Найти 25%

77

Записать остаток от деления на 9

5

Увеличить на 50%

7,5

Прибавить третью часть

10

Это 25% ответа

40

Очень полезно использовать таблицы чисел. Например, в  5-6-х классах таблицу , связывающую обыкновенные и десятичные дроби и проценты. Таблица составляется на уроке, а затем к ней можно обращаться в процессе  занятий, добиваясь ее запоминания, опираясь на логику взаимосвязей между дробями и процентами.

1/10

1/8

1/5

2/5

3/5

4/5

1/4

3/4

1/2

1

0,1

0,125

0,2

0,4

0,6

0,8

0,25

0,75

0,5

1

10%

12,5%

20%

40%

60%

80%

25%

75%

50%

100%

В 7 классе составляется таблица степеней. Столбцы степеней с основаниями  4, 8, 9 оставляются пустыми, так как каждое из этих оснований можно представить в виде степени с простыми основаниями: 2, 3.

Часты ошибки, связанные с нарушением порядка действий. Профилактикой таких ошибок является умение определять последнее выполняемое действие в выражении и называть  выражение в соответствии с этим действием. Например:   22+5а2 ;   (2 + 5а)2   

Одной из форм устной работы на уроках может служить кросснамбер (один из видов числовых ребусов). В кросснамберах предметом отгадывания являются математические задачи. Разгадывание кросснамберов  предлагается учащимся для проверки усвоения ими знаний по определенной теме. В разгадывании присутствует элемент игры, а это снимает психическое напряжение, которым, как правило, сопровождается проверочная работа.

По горизонтали

а) Площадь квадрата, периметр которого 36 см.

в) Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого все цифры различны.

д) Наибольшее двузначное число.

е) 3/5 часа, выраженные в минутах.

По вертикали

а) Число (а) по горизонтали, уменьшенное на единицу.

б) Дюжина.

в) Делимое при известном неполном частном 16, делителе 12, остатке 6.

г) Корень уравнения       9408 : х = 517 – 489.

а

б

в

г

д

е

                                                   

                             

Существует  много разных способов и приемов устных вычислений. Устный счет необходимо проводить на каждом уроке. Серьезно подходить к подбору заданий. Уменьшится количество технических и вычислительных ошибок, скорость выполнения заданий будет расти и у ребят появится большая симпатия к математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устная работа на уроках математики - эффективный способ развития математического мышления школьников

В условиях развития предпрофильной подготовки учащихся 5-6 классов по математике необходимо уделять большое внимание решению развивающих и прикладных задач, ориентировать учащихся на практическо...

Устная работа на уроках математики.

В статье освещена важность устной работы на уроках математики...

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики"

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики" + приложения....

Формы и виды устной работы на уроках математики.

Устная работа – один из важнейших и необходимых видов учебной работы на разных этапах урока математики. Устный счет может практиковаться почти на каждом уроке математики. В зависимости от темы и матер...

Методические аспекты организации устной работы на уроках математики.

Упражнения для устной работы на уроках математики....

Организация устной работы на уроках математики

Организация устной работы на уроках математики...

Устная работа на уроках математики в 6 классе "Обыкновенные дроби"

Данная презентация предназначена для устной работы на уроках математики в 6 классе по теме "Обыкновенные дроби"...